Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Год 3762 Заратуштрийской Эры,
месяц Ардибехешт, день Амордад.

07.02.3762 ЗЭ

Поиск
Подписка на новости
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Главная \ Анджоман \ Наследие \ Россия \ Финно-угры Версия для печати

Заратуштрийские элементы в народной религии удмуртов

Удмурты (удмурт) – финно-угорский народ в России, основное население Удмуртии. К удмуртам иногда причисляют родственных им бесермян (бесерман). Несмотря на то, что большинство современных удмуртов православные, часть народа придерживается традиционной религии.

 

Известно, что предки современных финно-угорских народов контактировали с иранцами, из-за чего в удмуртской лексике представлен определённый слой ранних и поздних иранизмов. По одной из гипотез, даже сам этноним «удмурт» происходит от авест. marəta- «смертный», ср. перс. mard «человек», «мужчина»:

 

Удмуртский

Авестийский

zarid’ź, zariź «море»

zrayō, zrayah- «море»

pįdes «дно»

bŭna<*bundna, пехлев. bun «дно», «основание», ср. название заратуштрийского трактата Бундахишн («Сотворение основы»)

kureg «курица»

kahrka- «курица»

ųajįž «оглобля»

aēša- «плуг»

urd «ребро»

aræδa- («половина», сторона»)

uzįr «богатый»

ahura- «господин», отсюда Ахура Мазда («Мудрый Господь»)

śur «рог»

srvā-, srū- «рог»

śu «сто»

satæm, пехлев. sat «сто»

kyryny «прорвать»

kar- «бороздить», «проводить борозды»

das «десять»

dasa «десять»

erdzi «орёл»

æræzi-fya- «орёл»

ba(d’)d’źįn «большой»

bazah- «величина»

gurt «дом», «село», «родина»

gæræδa- «дом»

 

Наряду с древнейшими иранскими заимствованиями в удмуртском обнаруживаются лексические заимствования из иранского языкового источника более позднего периода: andan «сталь», ср. осет. ændon «сталь»; parś «свинья», ср. хотано-сакск. pā’sa «свинья» и т. д.

 

Существует утверждение, что удмурты познакомились с письменностью относительно поздно – первый письменный удмуртский памятник (Евангелие) издан в 1847 г. Тем не менее, лексический фонд удмуртского языка демонстрирует релевантную словоформу иранского происхождения, связанную с письменностью – удм. n’ebög «кусок бересты», «лист бумаги, закон, указ», восходящую к древним иранским языкам – др.-перс. nipišta- «выписывать, записывать», ср.-иран. *nibēg «книга, документ», пехл. nipēk «письмо», согд. *nipēs «писать». Хорезмийцы и согдийцы скорее других могут быть отождествлены с теми иранцами, через которых предки удмуртов познакомились с письменностью.

 

Образец согдийского письма

 

Всё это позволяет предполагать об обширных связях предков удмуртов с иранцами. По-видимому, некоторые черты традиционной религии удмуртов сформировались под влиянием учения Заратуштры.

 

Основная черта религии Заратуштры – дуализм, предполагающий существование Добра (Ахура-Мазда) и Зла (Ариман). Известно, что для народной удмуртской религии также был характерен дуализм – вера в существование Добра во главе с Инмаром, создавшим Вселенную, и Зла – во главе с Шайтаном или Кереметом. Имя бога Инмара (через прафинно-угорское название неба *ilma, juma) восходит к Йиме из заратуштрийской мифологии – первочеловеку и царю, прародителю человечества, в более позднюю эпоху именовавшемуся как Джамшед. Оба обозначения отрицательной сущности пришли из ислама, где Керемет связан с понятием карамат (کرامت) – чудом, даруемым Аллахом. Отец зла, мрака и холода пребывает в бездне и приносит людям бесчисленное множество несчастий и подбивает человека на неблаговидные дела.

 

Центром неба у удмуртов считалась Полярная звезда, что также имеет аналогию с заратуштрийской религией. В заратуштрийском трактате Бундахишн упоминается Полярная звезда (Хафторинг) как «гвоздь неба».

 

Среди животных, сотворённых Инмаром, следует отметить собаку, считавшуюся у удмуртов благим животным. Сходный мотив присутствует и в Благой Вере, где собака считается одним из творений Ахура-Мазды.

 

Удмуртский культ отправлялся в святилище – куа. Это слово через фин.-угор. kota восходит к авест. kata- «место, постройка» (ср. атешкада – храм огня). Служение велось посредством молитв (куриськон). Жреческий титул в народной удмуртской религии передавался по наследству. Главный жрец (восясь) избирался. Аналогичная практика наблюдается и в религии Заратуштры, где мобедом (священнослужителем) может стать только человек из рода мобедов. Глава всех мобедов – Мобедан мобед – избирается собранием мобедов.

 

Большую роль в религиозных представлениях удмуртов играл мудор – изначально очаг святилища куа и находящаяся в нём зола (впоследствии заменённый деревянной иконой). Тот, кто уходил на сторону, непременно брал с собою золы из очага, иначе его покинет шуд («счастье, благополучие» восходит к иранск. шад «радость»).

 

Духом-покровителем человека был воршуд («дающий счастье»), аналогичный заратуштрийскому фраваши. Хозяин, обзаводясь отдельным домом, приглашал к себе воршуда, перенося горсть золы из прежнего очага.

В дни зимнего солнцестояния удмуртами отмечался праздник толсур с проводом злых духов. Он напоминает иранский «шабе ялда», празднуемый в ночь после самой долгой ночи года, когда световой день (как символ добра) начинает прибывать.

 

Как известно, учение Заратуштры предписывает почтительное отношение к стихиям, и поэтому труп не мог быть сожжён, утоплен или похоронен в земле, поскольку это вызовет осквернение стихий. Поэтому заратуштрийцы соблюдали специальные погребальные обряды с выставлением трупов на съедение хищным птицам. Погребальная обрядность удмуртов имеет соответствующие параллели, где также запрещались погребения отдельных категорий умерших (самоубийц и т. п.), которых выставляли на съедение хищным птицам и зверям.

 

С XVII в. среди удмуртов начинает распространяться православие. Носители традиционной удмуртской религии так и не сформировали централизованной религиозной системы и священных книг, без чего невозможно сохраниться в той или иной степени в условиях внешнего давления других религий. Традиционная религия стала постепенно забываться. И хотя отдельные энтузиасты в настоящее время пытаются возродить её, отсутствие письменной фиксации учения мешает её полному восстановлению.

 

В отличие от народной удмуртской религии – культа сугубо этнического, учение Ашо Заратуштры, проповедуя те же ценности, смогло сформировать религиозную систему и сохраниться в течение более чем 3700 лет даже во враждебном окружении и стать религией, открытой для любого, кто желает её принять.

Комментарии   Комментарии

Новости
Все новости

Новости сообщества: Душа Сухроба Примкулова ушла к мосту Чинвад.

В 7й день Новруза 3759 г. З.Э. (день Амордад месяца Фарвардин) ушла к мосту Чинвад праведная душа нашего...

Новости сайта: проект «Наследие». Азербайджан

Бехрамшах Ноуроджи Шрофф известен как основатель парсийского оккультного движения Илм-е Хшнум. В возрасте 17 лет он стал...

Новости сайта: Заработала рассылка

Рассылка новостей подписчикам заработала


Все новости

Публикации
Все новости

Календарь на 3759 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1390 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3759 год зороастрийской эры/1390 год эры царя царей Йездигерда...

Календарь на 3757 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1388 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3757 год зороастрийской эры/1388 год эры царя царей Йездигерда...

Календарь на 3753 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1384 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3753 год зороастрийской эры/1384 год эры царя царей Йездигерда...

Гаханбары

Гаханбары (или гахамбары) – это шесть важнейших зороастрийских праздников, отмечаемых...


Все публикации

Комментарии
Все новости


Все комментарии



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
© "Русский Анджоман". Дата публикации 17.11.08
При полном или частичном использовании ссылка обязательна.
Создание сайтастудия Fractalla Design  |  Дизайн — Avesta Design Studio
контакты  |  карта сайта