Нельзя ли пару слов написать сведущим в этом: об учении маздакизма и зерванизма. Основная суть учения и т.д. Можно ли эти направления назвать эзотерическими?
На тему маздакизма - в полном издании "Шах-намэ" дастану о Маздаке посвящено немало страниц. Там Фирдоуси дает довольно полное описание доктрины, не лишенное, однако, предвзятости. Есть сведения о маздакизме у Низам уль-Мулька в "Сиясэт-намэ", отдельные положения встречаются у Саалиби и других арабо-иранских историков 8-10 вв., у сирийских историков примерно 6-10 вв. и т.д.
Зерванизму посвящено много сообщений данного форума, но, во избежание конфликтной ситуации, стоит только сказать - это еретическое учение, преследовавшееся официальной церковью и, в настоящее время искусственно возрождаемое некоторыми псевдо-зороастрийскими сектами, спекулирующими на "тайных знаниях". Что в этом "нео-зерванизме" имеется от настоящего зерванизма - сказать трудно. Вполне возможно, что и ничего.
Официально позиции этих учений осуждены и отвергнуты. Романтическое описание восстания Маздака, данное М.Симашко в одноименной книге - в большей степени дань революционной моде Советского периода, чем реальное описание событий. За неимением большей информации об этих течениях следует судить с большой осторожностью и не забывать о том, что они отвергнуты официальной церковью.
Если рассказывать о маздакизме на основе Фирдоуси, то получается следующая картина:
Люди изначально равны и Арта подразумевает право их на труд, пропитание и создание семьи. В случае, если человек имеет землю, на которой строит дом, которую пашет и на которой живет его семья, то он может стать маздакитом первой ступени посвящения, если будет воздерживаться от 5 дэвов: похоти, лжи, алчности, мщения, зависти. Этот человек является мирянином, следующим Арте. Вторая ступень не конкретизирована, но по сообщению Фирдоуси, если принять истинную веру Маздака, то ни Авеста, ни Зенд иметь силы не будут, путь Фаридуна потеряет смысл, и обесценится дело Зардушта. По сообщениям других историков, маздакиты говорили, что им доступен скрытый смысл Авесты, но какой - не указывается.
?з этого можно сделать вывод, какое отношение зороастризм может иметь к маздакизму.
Ведь сам прекрасно понимаешь, что все обвинения в половых извращениях - первое оружие политической борьбы.
На деле тенденциозные заявления по данной теме рассматриваются сейчас как протест против существовавшей в ?ране системы брачного права, которая запросто оставляла малоимущих граждан без законной супруги и т.д.
А обвинить кого-либо в половых отклонениях - это про всех любили говорить .
У меня есть интереснее - Феофилатка на Самокате . Т.е. Феофилакт Симокатта. Там есть пара пассажей о вере персов (кстати, источник претенденциознейший и малодостоверный - но это более про аваров и прочих "гуннов, именуемых тюрками"). По мере наличия под рукой - опубликую.
В двух словах - уверяет, что астрономия и искусство предсказания было у персов высокоразвито, но магов от прорицательниц (женщин, танцующих до исступления) он все же отделяет. А также упоминает о культе коня.
Ну, а у т.н. "продолжателя Феофана" есть забавненько о "персидском вожде Бабаке" и его людях, "исповедующих религию Мани". ? о "скрытом наследнике" Сасанидов - патрикии Феофане.
У Фирдоуси "Лес ног" - а пьяные слоники там не попадались? Обычно подобную категорию преступников давили слонами. ?ли с вероотступников снимали кожу. С живых. А вольное обращение Фирдоуси с исторической действительностью общеизвестно.
Не понял - ты про что? Т.н. "Лес ног" - вполне исторический факт.
?нтересно, как в этом случае быть с осквернением стихии Земля? Да и с давкой слонами то же самое. Вообще смертная казнь плохо сочетается с неосквернением стихий, только повешание кое-как, да и то только с использованием металлической или каменной виселицы.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах