Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Год 3762 Заратуштрийской Эры,
месяц Ардибехешт, день Азар.

09.02.3762 ЗЭ

Подписка на новости
Поиск
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Главная  
Благоверие :: Просмотр темы - Смысл имени "Заратуштра" spy click sms spy useing bluetooth app mobile spy tips on catching a cheating spouse
Список форумов Благоверие Благоверие
Сайт Русского Анджомана
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Смысл имени "Заратуштра"
На страницу 1, 2, 3  След.
 
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Благоверие -> Языкознание
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Rustam



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 807

СообщениеДобавлено: Вс Янв 12, 2003 6:46 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Джамшид и весь народ Зартошти, доруд!

Сейчас я увидел в "Zoroastrians List" сообщение о смысле имени "Заратуштра", в отличие от предлагавшегося "Желтый Верблюд" - "Сияющая Звезда". Я также писал об этом имени в статье "Авестийские тексты о..." в журнале "O'zbekiston Tarixi", 2000/No.3, изд. в АН Узбекистана. Наряду с другими словами, я написал такую этимологию имени Zarat'us't'ra (здесь "t'" означает фрикативный "t", как в англ. three, и "s'" = "ш"): это имя образовано гаплологией (наложением слогов - такое явление часто происходит в истории языков) из "zara-" + "ratu-" + "stra-". "Zara-" реконструируется со значениями "Заря", т.е. "Утренний Восход" и "Зоркий" в древних языках сатэм (авестийский и славянские являются языками сатэм). Мазда имеет имя "Зоркий" - в Оhrmazd Yasht 1. "Ratu-" = "Верховный Духовный Учитель". "Stra-" - одна из форм основы "star-" - "Звезда" (пример приведу позже).

Семантика следующая: Заря + Учитель + Звезда, = Новый Восходящий Учитель Звезды (считается, что Арии происходят со Звезды - Ориона?), Учитель Утренней Звезды, Звезда Новых Учителей, Учитель-Новая-Звезда (аналогично SuperStar), Новая Звезда Учителей. Этот смысл поддерживается Арийской традицией наречения детей именем, соответствующим занятию семьи. Заратуштра происходит из рода Верховных Заотаров - ?нтеллектуальных Духовных Учителей Арианы, и его назвали соответствующим именем. В близкородственной ветви Арийской цивилизации, распространившейся около 4 тыс. лет назад из Северо-Западной Арианы на ?ндию и образовавшей индоарийскую цивилизацию, известен текст "Manava-dharma-shastra", в котором предписывается давать имена детям соответственно занятиям рода. Детям в семьях жрецов - интеллектуальных духовных учителей - давали интеллектуальные имена (другие имена - типа уничижительных - в Арийских текстах рекомендуется давать в семьях шудр).

Огненно-Световое, Святое качество имени "Заратуштра" подтверждается также его именем Спитак - "Светленький", "Беленький" - и семейным родовым именем Спитама - "Светлейший", "Священнейший", "Святейший".

Xshnaotra Ahurahe Mazdao!
Пусть возрадуется Ахура Мазда!
Желаю вам счастья!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Alexey



Зарегистрирован: 25.12.2002
Сообщения: 190

СообщениеДобавлено: Вс Янв 12, 2003 6:47 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

А чем не нравится "Золотой Тиштар"?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rustam



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 807

СообщениеДобавлено: Вс Янв 12, 2003 6:48 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Дорогой Алексей, спасибо за внимание!

В слове "Tis't'ryo" - "s'" = "ш", "t'" = "t" фрикативное, от предшествующего "Tri-striyos" - "Три Звезды", так как Сириус действительно является тройным (еще одна превосходящая наших современников мудрость древних) - в этом слове нет звука "u". Также звук "а" после "r" в имени "Заратуштра" не позволяет допустить здесь "zaranya" - "золотой", поскольку отсутствует "nya".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Alexey



Зарегистрирован: 25.12.2002
Сообщения: 190

СообщениеДобавлено: Вс Янв 12, 2003 6:49 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Э, тут достаточно спорны все утверждения. Особенно о "-nya". Т.ч. версия остается версией (типа того, что значит Чингисхан). ? каждый будет верить в ту версию, которая ему придется по душе, т.к. доказательств 100% правильности каждой версии нет, и они вряд ли появятся. В данном случае мы получили третью версию толкования имени. Подкидываю четвертую - с талышского Заратуштра - "несущий Огонь (на плечах)" Smile.

Наличие многочисленных версий говорит только об одном - ни одна из них не является правильной.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rustam



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 807

СообщениеДобавлено: Вс Янв 12, 2003 6:51 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Уважаемый Алексей, пожалуйста, приведите Ваши конкретные логические лингвистические доказательства, а не общие высказывания типа "спорный", "Чингисхан". Я привожу логические лингвистические доказательства. Пожалуйста, докажите их неистинность.

В авестийском языке основа "zaranya" состоит из корня "zar-" и морфы "-anya-". Язык не может нарушить свой собственный закон, отрезав кусочек "-a-" от морфемы и приклеив его к корню "zar-". Покажите хотя бы одно авестийское, иранское, индоиранское или индоевропейское слово с таким фокусом.

Наличие нескольких версий не обязательно говорит о ложности всех их - например, о существовании Заратуштры, аутентичности Авесты есть много версий. Кто-то утверждал, что не было реального Заратуштры и настоящей Авесты, а другие - что они были и есть. По Вашему, оба эти утверждения неистинны?

Часто многие версии объединяются в культурной и логической контаминации. Этот процесс зафиксирован в летописях и происходит сейчас, на наших глазах.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Alexey



Зарегистрирован: 25.12.2002
Сообщения: 190

СообщениеДобавлено: Вс Янв 12, 2003 6:52 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Рекомендую посетить кыпчацкий форум. Масса копий сломано по поводу Чингисхана - и "Океан-хан", и "Сильный хан", и просто звукоподражание типа "Чин-гис, чин-ги" (так пела птичка на юрте его отца при его рождении) и т.д. Каждый спорщик приводил аргументы из маститых ученых, каждый пытался связать имя с тем или иным диалектом тюркских или монгольских языков. ? увы Sad.

Равно и Заратуштра. Вы не допускаете, что к корню "зар" добавлена простая соединительная гласная для образования сложного слова?

Поэтому вариант - это вариант. Кому-то нравится, кому-то - нет. Мне не очень нравится. А талышский вариант тоже проигнорируете? Ведь его прочат в наследники авестийского примерно на том же уровне (с приведением лингвистических доказательств).

Спор смысла мало имеет. Зардушт останется Зардуштом, хоть бы я и истолковал его как "Великий вождь зеленых человечков с Большой Медведицы" Smile. Его величие и учение не пострадают.

В споре смысла не вижу, т.к. свою позицию показал выше. А спор ради спора - я и так найду, чем занять свое время.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rustam



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 807

СообщениеДобавлено: Вс Янв 12, 2003 6:53 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В авестийском языке не существует соединительной гласной "а". Талышский вариант - не на том же уровне, так как мой уровень, простите, профессиональный и признанный в мировой лингвистике.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jamshid
Динъяр


Зарегистрирован: 25.12.2002
Сообщения: 1448
Откуда: Минск, Беларусь

СообщениеДобавлено: Вс Янв 12, 2003 6:55 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Доруд, Рустам!

Слава Ормазду, кажись, концепции "Старого Верблюда" остался привержен один ?ван Михайлович (Стеблин-Каменский) Smile.

? исследование Эсфандияра, и твое меня весьма порадовали. Есть вопрос: "zara" + "ratu" + "star" = "zara" + "rathu" + "shtra". C "zara" - более-менее ясно, там смысл особо не изменится, как ни переводи - хоть сияние, хоть заря (тоже воплощение сияния, и видимо, это нашло отражение в корневой основе). С преобразованием "star" - "shtar" - "shtra" тоже ясно. Но вот с преобразованием "t" от "ratu" во фрикативное "t'" меня "терзают смутные сомнения". Это допустимо?.. Ты можешь привести примеры аналогичных трансформаций?

P.S. Я извиняюсь, если лингвистические вопросы утомляют кого-либо. ?сследование авестийского языка является важным предметом для понимания Авесты, и я надеюсь, что это не причинит никому больших беспокойств.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Rustam



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 807

СообщениеДобавлено: Вс Янв 12, 2003 6:58 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Доруд, Джамшид!

Цитата:
Слава Ормазду, кажись, концепции "Старого Верблюда" остался привержен один ?ван Михайлович (Стеблин-Каменский) Smile.

Джамшид, я очень сильно обязан ?вану Михайловичу, сильно люблю его, и мы все живем благодаря нашей общей жизнедеятельности.

Цитата:
? исследование Эсфандияра, и твое меня весьма порадовали. Есть вопрос...

Джамшид, здесь гаплология - наложение слогов: "zara-" + "ratu-" + "s't'ra-". Черточки означают, что в текстах употребляются слова с написанной частью (например, "zara-") и обязательным продолжением слова на месте черточки. Например, в тексте употребляются "zaranyo", "zaranyasca", "zaranyeibyo", "ratus'", 'ratum", "ratavo", "streumca", "streum" (это падежные формы), но "кусочки" слов (например, "zara", "ratu", "stra") не употребляются. Если кто-то думает, что это трудно или сложно - успокою: на самом деле это очень легко, особенно если знать хотя бы один из языков с высоко развитой истинной флексией, и следовательно, синтетикой (потому что есть и квазифлективные языки). Высокоразвитая истинная флексия - в авестийском, всех древних Арийских (т.е. индоевропейских), а в современных - в славянских языках (кроме болгарского, который перешел к аналитическому типу), балтийских. Пашто сохранил из древнеарийского только один падеж - именительный. Так что нам повезло, всеобщая флективность авестийских слов для нас - само собой разумеющееся и понятное явление. Русские слова в русской речи также существуют обязательно в падежной форме - одном из шести падежей. То же у остальных славян (кроме болгар) и балтийцев. Литовский и латышский языки во многих отношениях еще ближе к авестийскому, чем русский.

Джамшид, есть ли у нас единомышленники в Литве и Латвии?

Мы воспринимаем авестийские основы (основа - это часть слова без падежного окончания, например "mazda-", "ahura-", "arta-", "vahis'ta-", "vohu-", "xs'at'ra-") как полные русские слова в именительном падеже, потому что в современном русском окончание именительного стало нулевкой: "стол", "сом", "дым". В древности окончания именительного падежа были "-с": "стол-с", "сом-с", "дым-с" (как у Чехова Smile ), это сейчас сохраняется в литовском и латышском. На самом деле в именительном падеже звучит "mazda-s" и "mazdao" (разница в употреблении этих двух форм - из-за следующего за этим словом звука: если за "mazda-s" идет звук "с" (т.е. "ч") или подобный (скажу потом), т.е. "mazdas ca", то "-s" сохраняется. В лингвистике выражаются, что слово "mazdas" прикрыто звуком "ч". Если за "mazdas" идет гласный, сонант (т.е. потенциально слогообразующий) или конец предложения (его называют паузой), лингвисты говорят, что слово "mazda-s" открыто, и тогда "-as" превращается в "-о": и, так как в "mazda-" последний "а" - долгий, "mazdaa-", то - "mazdao" Smile. Слова в именительном падеже - "ahura-s", "ahuro", "as'em" (это "-m" - окончание среднего рода), "vohus'", "xs'at'rem".

Есть много примеров перехода простого "t" (в лингвистике он называется эксплозивным, т.е. взрывным - по способу образования этого звука) во фрикативный "t'": "ratu-" - "e're't'wo", "tava" - "t'waa", "tis'roo" - "t'rayoo", и много подобных. Об этом у меня есть большая статья. Потом еще расскажу.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jamshid
Динъяр


Зарегистрирован: 25.12.2002
Сообщения: 1448
Откуда: Минск, Беларусь

СообщениеДобавлено: Вс Янв 12, 2003 7:00 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Рустам, спасибо за ответ!

Цитата:
Джамшид, я очень сильно обязан ?вану Михайловичу, сильно люблю его, и мы все живем благодаря нашей общей жизнедеятельности.

Так кто же спорит! Я тоже с большим уважением к ?вану Михайловичу отношусь, но многие из его переводов авестийских слов совершенно "не в ту степь". Хотя бы по объяснению имени Заратуштры. ? в Ормазд Яште много неточностей, хотя прежде всего из-за стремления следовать стихотворной форме. Форма в данном случае не позволила полностью вместить содержание.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Благоверие -> Языкознание Часовой пояс: GMT
На страницу 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Разработчик сайта: Fractalla Design контакты  |  карта сайта