?нтересно, что единственное упоминание в Авесте встречи зороастрийцев с представителями других мировых или пророческих религий относится к встрече с буддистами. В Фравардин-яште, прославляющем фраваши, есть такой место:
?х богатством и хварном Рождается муж оратор, На беседах слушающий речи, Который становится остр разумом, Который над еретиком Гаотемой В диспуте победителем становится. Гаотема – это никто иной как Гаутама (закономерное авестийско-санскритское соответствие) – одно из родовых имен Будды. Санскритское gautama образовано от корня go/gau – «корова» с помощью суффикса превосходной степени –tama- (авест. -tema-). Таким образом, Гаутама значит нечто вроде «Наикоровейший», «У кого больше всех коров».
Едва ли зороастрийские ораторы в диспутах сражались с самим Сиддхартхой Гаутамой, всю жизнь проживший очень далеко от мест распространения зороастризма (Восток долины Ганга), религиозная среда которого была совершенно чуждой зороастризму (брахманизм и местные неарийские верования). Ни что в буддистской традиции не указывает на то, что сам Будда спорил с зооастрийскими идеями, вообще что он был с ними знаком.
Речь, скорее всего, идет о более поздних его последователях. Возможно, «гаотема» здесь просто имя нарицательное, значащее «буддист». Буддийские учителя стали проникать в Среднюю Азию довольно рано. ? имели здесь значительный успех. Буддизму широко покровительствовали кушаны и более поздние бактрийские и согдийские правители. Все же реально в буддизм обращались в основном жители городов и верхушка общества. Народной религией Средней Азии всегда оставался зороастризм. Однако реальность опасности перед буддизмом для зороастризма не стоит отрицать. Скорее всего, именно такие конфликты и отражает данный стих яшта.
Сложно сказать, о чем именно могли спорить зороастрийцы и буддисты на диспутах. Зороастризм и буддизм имеют очень мало общего в мировоззрении и краеугольных положениях, чтобы мог завязаться какая-то дискуссия.
Буддийские учителя стали проникать в Среднюю Азию довольно рано. ? имели здесь значительный успех. Буддизму широко покровительствовали кушаны и более поздние бактрийские и согдийские правители. Все же реально в буддизм обращались в основном жители городов и верхушка общества. Народной религией Средней Азии всегда оставался зороастризм. Однако реальность опасности перед буддизмом для зороастризма не стоит отрицать. [right][snapback]7237[/snapback][/right]
Думаю, что народной верой, а вернее верами, народов Средней Азии был(и) все же не зороастризм как таковой, а различные формы-смеси маздеизма, огнепоклонства и местных сельских верований, восходящих к дозороастрийским временам. Во всяком случае, если почитать Мейтарчиян, то такое впечатление складывается. Это было что-то вроде езидизма и веры кафиров Гиндукуша.
Недавно по Культуре док. фильм показывали про Гандхару. Там храм нашли времен проникновения буддизма. По остаткам статуи сделали вывод - это смесь Митры и Зевса. Так что государственным зороастризмом там и не пахло.
Добавлено: Пт Фев 11, 2005 4:50 am Заголовок сообщения:
Во-первых, про "государственный зороастризм" никто не говорит. Во-вторых, этнографические пережитки иранской культуры, лингвистические реликты в Средней Азии обнаруживают несомненный пласт собственно зороастрийских элементов, связанных происхождением именно с этой религией, а не иранским прошлым вообще. В-третьих, имеются конкретные свидетельства существования полноценных зороастрийских общин на территории Средней Азии, некоторые из которых сохраняются на протяжении некоторого времени и в исламский период и участвует в переписке с общинами ?рана и ?ндии.
Добавлено: Пт Фев 11, 2005 9:54 am Заголовок сообщения:
Правильно. В средние века Заратуштрийцы Самарканда вели переписку с Заратуштрийскими общинами других стран. Это засвидетельствовано в исторических документах, приведённых М. Бойс. В средние века около Самарканда процветал Заратуштрийский город Фринкент, исследованный историками нашей Академии Наук.
Добавлено: Пт Фев 11, 2005 10:05 am Заголовок сообщения:
Насчёт буддизма -- в Среднюю Азию приезжали купцы из ?ндии, некоторые из них исповедовали буддизм. Некоторые современные буддологи пишут, что эти купцы якобы обратили кого-то из местных жителей (?). Эти буддологи писали, что один из храмов в Сурхандарьинской области около Термеза (от Авестийского Tara-Maeta- 'Переходное место', 'Переправа') -- якобы -- буддийский. Много лет назад у нас в Академии прошла дискуссия на эту тему. Пришлось показать бактрийскую надпись на внутренней стене этого храма: М А Z D A (буквами бактрийского алфавита, близкими к греческим и соответственно к современным русским).
Добавлено: Пт Фев 11, 2005 10:29 am Заголовок сообщения:
Самая древняя Заратуштрийская рукопись в мире -- перевод Авестийского текста, содержащего Мантру Арта Вахишта, на согдийский язык. Эта рукопись относится к 8-му веку новой эры. О ней есть много публикаций.
По свидетельству китайского путешественника века где-то незадолго до арабского нашествия в Самарканде оставался лишь один буддистский храм, в котором находился один монах. Большинство жителей Самарканда относилось к нему пренебрежительно и устраивала очищения огнём улицы, по которой он проходил.
Хорошо, раз Вы все знаете - какого этимология слова Готама? Ведь если мы разобрали желтого верблюда и носителя света, то не стоит ли рассмотреть те же феномена и в другой культуре, раз уж взялись сравнить.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах