Меня интересует период с момента гибели Дария III до воцарения Сасанидов. Что творилось с зороастризмом, как, когда и какие последствия имело? Кто может поделиться информацией - буду чрезвычайно признательна.
Не причисляя себя к специалистам по истории, по мере сил постараюсь дать ответ.
Род Хахаманиш (Ахемениды) исповедовал, начиная с Хшаярша (Ксеркса) очень специфическую форму зороастризма, которую можно условно назвать "ахеменидской". По своему ритуалу, догматике и практике она несколько отличалась как от последующей формы зороастризма при Сасани (Сасанидах), так и от современных ей форм зороастризма на территории Бактрии, Хорезма и других арийских государств, вошедших в Персидскую империю. Стоит отметить, что государственным культом этот зороастризм не был. Попытка Хшаярша ввести его в качестве официальной религии провалилась. Долгое время "ахеменидский" культ поддерживался только авторитетом рода Хахаманиш при параллельном сосуществовании ряда "версий".
После гибели Дарьявауша наступила естественная в делах церкви децентрализация. Выдвигаются иные школы богословия. Центром одной из них становится Мидия.
При воцарении рода Аршакуни (парфяне Аршакиды) мидийская школа оказывается, по ряду причин, наиболее влиятельной. Аршакидские шахи пытаются на базе "мидийской версии" кодифицировать зороастризм, в чем достаточно сильно преуспевают при одном из Валаршей (Вологез римских источников). Авеста и богословские трактаты записываются заново, создается своеобразный архив зороастрийской теологической (и не только) литературы.
С началом децентрализации Парфии снова набирает силу южная окраина империи - Фарс (родина Хахаманишей). Укрепившийся там род Бабака при помощи сложных построений (породнившись с легендарным Сасаном) доказывает всем легитимность своего происхождения от рода Хахаманиш и, тем самым, на высший авторитет в государстве. Соответственно, возрождаются традиции рода Хахаманиш. В т.ч. и в религии.
После гибели Артабана 4 Аршакуни к власти приходит род Сасани (так теперь называется род Бабака, хотя первый Сасанид носил родовое имя Бабакан ). Начинается пора установления жесткой ортодоксии. Все связанное с Аршакуни начинает преследоваться. ?х правление изображается нелегитимным и "варварским". Мидийская школа теряет свое влияние на государство, но в сознании многих верующих закрепляется один из основных постулатов "мидян" о том, что Заратуштра родился в Мидии. Впоследствии это приведет европейских исследователей к ряду неправильных выводов при исследовании Дини Зардушт.
Крупные богословы времен Сасани Тансар и Картир фактически создают новую версию зороастризма, прикрываясь лозунгом возрождения традиций рода Хахаманиш.
Однако, в отличие от "ахеменидского" зороастризма, воцарившаяся ортодоксия была, в первую очередь, государственным культом с жесткой официальной иерархией и четко разработанной догматикой и обрядностью. Политические цели создания подобной структуры дополняются и созданием новой (и последней) "сасанидской" кодификации Авесты.
Однако одновременно продолжают существовать "неортодоксальные" формы зороастризма (в основном, на окраинах империи).
Меня интересует период с момента гибели Дария III до воцарения Сасанидов. Что творилось с зороастризмом, как, когда и какие последствия имело? Кто может поделиться информацией - буду чрезвычайно признательна.
Посоветовал бы почитать соответствующую главу у Мэри Бойс. Но если Вы уже прошли этот этап общего ознакомления и Вас интересуют мельчайшие детали, то я тут, как говорится, ни в зуб ногой . Будьте великодушны и проигнорируйте совет профана . Удачи!
Цитата:
При воцарении рода Аршакуни (парфяне Аршакиды) мидийская школа оказывается, по ряду причин, наиболее влиятельной.
Алексей, Вы бы не могли раскрыть смысл окончания "-уни" в названиях Аршакуни, Аршамуни, и т.п.? Заранее благодарен.
Нет, не смог бы . Как слышу эти названия и имена, так и пишу, а почему - не знаю. Традиция такая .
Есть у меня предположение, но насколько оно верное? Аршак (имя) + -он (фарс. окончание мн. числа) - т.е. "Аршаки". ?зофат "-и" - как признак принадлежности к роду типа "Багратуни" или места типа "Туси", "Самарканди", etc. Букв. "?з Аршаков".
Окончания "-уни" на армянском пишутся как owni (в современном армянском "ow" дают звук "у"). Но в древнеармянском "w" произносилось как в современном английском (нечто среднее между "у" и "в"). Можно ли предположить, что "-уни" могло звучать в древности как "-овный" и иметь то же значение, что и в родственных индоевропейских славянских языках? В таком случае, мы бы имели Аршакуни = Аршаковный, Багратуни = Багратовный... Очень близко к смысловому, поскольку отражает принадлежность к роду.
... Знаю, это очень смелое предположение и пока мало чем аргументированное. Просто, хотелось поделиться соображением.
Не могу ничего сказать - есть вполне правдоподобный вариант, что "-они/уни" это конструкция, определяющая принадлежность.
Атурпадкан - "огонь получивший" (символическое действие, сопровождавшее инвеституру удельных владык парфянского периода), атурпадкани - "из земли огонь получившего", т.е. из земель удельного владения.
Конкретно Атурпадкан - это современный Азербайджан, но сама процедура производилась повсеместно. Видимо, Азербайджан оказался в числе первых по причине наличия "мидийской" школы, что и помогло зафиксировать такое название в качестве топонима.
Соответственно, Туси - из Туса (Фирдоуси Туси), Хорезми - из Хорезма, Беруни - из пригорода (Абу р'Рейхан Беруни) и т.д.
Добавлено: Пт Фев 07, 2003 4:41 am Заголовок сообщения:
QUOTE(Alexey @ Dec 25 2002, 06:10 PM)
Не могу ничего сказать - есть вполне правдоподобный вариант, что "-они/уни" это конструкция, определяющая принадлежность.
Атурпадкан - "огонь получивший" (символическое действие, сопровождавшее инвеституру удельных владык парфянского периода), атурпадкани - "из земли огонь получившего", т.е. из земель удельного владения.
Конкретно Атурпадкан - это современный Азербайджан, но сама процедура производилась повсеместно. Видимо, Азербайджан оказался в числе первых по причине наличия "мидийской" школы, что и помогло зафиксировать такое название в качестве топонима.
Соответственно, Туси - из Туса (Фирдоуси Туси), Хорезми - из Хорезма, Беруни - из пригорода (Абу р'Рейхан Беруни) и т.д.
Привет, Алексей,
что за форма слова - Аршакуни? Где вы её взяли?
Мне кажется, что в оригинальном парфянском языке, а также в других ираноязычных источниках слово Аршакиды имеет совсем другую форму.
А тот факт, что имя этой иранской династии встречается в неиранских источниках с соответствующими изменениями слова, в соответствии с нормами данного неиранского языка, не может служить основанием для вывода ни о генетических связях, ни о языковых, ни других.
Добавлено: Вт Май 20, 2003 12:54 pm Заголовок сообщения:
Ашэм Воху Вахиштэм Асти, Ушта Ве!
На среднеперсидском (пахлави, как вы хорошо знаете - это - весьма условное название, введённое в позднее средневековье с целью использования высокого имиджа настоящего пахлави парфянского Аршакиды - Ашканийан - Ashkaaniyaan.
На древнеперсидском Ахеменид - Хахаманишийа- -- Haxamanishiya-
Желаю всем Высшей Мудрости, ?стины Лучшей, Доброго мышления!
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах