Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Год 3762 Заратуштрийской Эры,
месяц Ардибехешт, день Дей бе Азар.

08.02.3762 ЗЭ

Подписка на новости
Поиск
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Главная  
Благоверие :: Просмотр темы - Маги spy click sms spy useing bluetooth app mobile spy tips on catching a cheating spouse
Список форумов Благоверие Благоверие
Сайт Русского Анджомана
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Маги
На страницу 1, 2  След.
 
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Благоверие -> Языкознание
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Bahman



Зарегистрирован: 19.11.2003
Сообщения: 996

СообщениеДобавлено: Вт Авг 24, 2004 8:02 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Одной из поразительных загадок истории зороастризма до сих пор остается происхождение магов и их место в древнем зороастризме.

Зороастризм часто называют религией магов. Насколько это обосновано? В сасанидские времена безусловно термин "маг" имел некий смысл в зороастризме. Хотя это скорее уже реликт. Высший священнослужитель зовется mobed - очевидно из moghbad < magu pati - "глава магов" (здесь и ниже gh в иранских словах означает Г - звонкую пару Х, т.е. Г украино-белорусо-южнорусское). Сам термин mogh почти не употребляется, хотя рефлекс его сохранился в названии небезызвестной горы Муг под Пенджикентом в Таджикистане. Gh вместо казалось бы исконного g (которое превратилось бы в y: cigon > ciyon > тадж. чун) - неисконная черта для персидского языка. Это знак того, что слово заимствованно из северо-западных иранских языков. Напротив, О вместо А - типичная черта персидских слов (fradom < fratama "первый").

Казалось бы, такой архаизм как слово mogh должен был бы в изобилии встречаться в более древних зороастрийских источниках, т.е. в Авесте. Но не тут-то было. Ни о какой значимости термина "маг" в жречестве Младшей Авесте и речь быть не может. Жрецов МА обычно называет в общем атраванами или заотарами, но никак не магами.

Между тем, маги в Авесте все же упоминаются. Да, но в каком контексте и как!

Наши Воды - ни дурно мыслящего, наши Воды - ни дурно говорящего, наши Воды - ни дурно действующего, ни дурного верой, ни обидчика товарища, ни обидчика мага (moghu-tbishe), ни обидчика общины, ни обидчика рода - наши Воды благие, наилучшие, сотворенные Маздой, праведные не приведут к процветанию... (Ясна 65:7).

Единственный раз на всю Ясну! ? собственно здесь упомянут не сам маг, а его враг (tbisha). Насколько мне помнится, абсолютно аналогичный пример упоминания врага мага есть где-то в Вендидаде. ? все. Больше упоминаний о магах в Авесте нет. Согласитесь, очень похоже на позднейшую вставку. Когда маги восприняли зороастризм и Авесту, положительную терминологию жречества они изменить не смогли, но о своих персонах немного позаботились в плане проклятия на своих врагов.

Форма moghu тем не менее вполне подчиняется законам позднеавестийского языка. Это корень в составе сложного слова. Само слово "маг" в ?мен. пад. должно было звучать как maghush подобно vohu (ср. род) и vanghush (муж. род). Соответственно переход А в О здесь происходит по другим законам, нежели в персидском - перед открытым слогом с U.

Наконец, многие любители магов очень полюбили слово maga- в Гатах, напрямую связывая его с магами. Что именно означает это слово, сказать трудно. Часто его переводят как brotherhood - некое братство последователей пророка Заратуштры. Но тогда остается непонятным, почему такая институциализация как братство последователей пророка не находит продолжения в Младшей Авесте. С иисусовой eklesia - церковью, не сходящей с его уст и нашедшей такое глобальное проявление в будущем христианстве maga- не сравнить.

Обратимся к Гатам.

1. kudā ashem vohucā manō xshathremcā at mā mashā
yūzhēm mazdā frāxshnenē mazōi magāi ā paitī-zānatā ahurā (Ясна 29:11)
Где Аша, Благой Помысел и Власть? Ко мне придите!
Вы, о Мазда, узнали (мое) стремление (или - пыл, провидение) к великой maga-, о Ахура.

2. zarathushtrā kastē ashavā urvathō
mazōi magāi kē vā ferasrūidyāi vashtī (Ясна 46:14)
Заратуштра! Какой праведник твой друг
В великой maga-? Кто прославиться желает?

3. kē vā vanghēush mananghō acistā magāi ereshvō (ясна 51:11)
Какой возвышенный, что от Благого Помысла, осознал maga- (буквально - направил свою Чисту - сознание - к maga-)?

4. tãm kavā vīshtāspō magahyā xshathrā nãsat vanghēush padebīsh mananghō yãm cistīm ashā mañtā speñtō mazdå ahurō (Ясна 51:16)
Кави Виштаспа благодаря Власти стопами Благого Помысла достиг того сознания maga- (род. пад.), которое Святой Ахура Мазда замыслил.

5. atcā vē mīzhdem anghat ahyā magahyā (Ясна 53:7)
А вам будет вознаграждение за эту maga- (или - этой maga-).

?нтересно, что во всех примерах, кроме первого и последнего, с контекстом maga- сплетен образ Кави Виштаспы - царственного покровителя Заратуштры. Maga- связана с Чисти - с осознанием, с просветлением. Maga связана со стремлением, к ней надо стремиться. За нее человек получает славу и награду. В ней могут быть друзья и союзники.

Не очень это похоже на какое-то братство как сообщество. Это скорее какое-то общее дело, процесс. Неслучайно ?нслер переводит его как task. Но дело представляется еще более запутанным. Почему-то никто не обращает внимания, что в Вендидаде имеется точное соответствие гатической maga-. Это magha- из 9-го фрагарда. Но значение этого слова, казалось бы, совсем иное. Оно значит "ямка". Это та одна из девяти ямок, которые выкапываются для совершения очистительной церемонии и в которые стекает с человека гомез. Поскольку текст Вендидада подтвержден церемониальной практикой, перевод "ямка" вполне точен. Соответствие с гатическим словом полнейшее с поправкой на позднеавестийский диалект (т.н. спирантизацию звонких согласных между гласными).

Что это? Омонимы или между магой Гат и магой-ямкой имеется связь?

Другое "любимое" слово в Гатах у любителей магов - это magavan-.

1. ashā vohū mananghā yā sruyē parē magāunō (Ясна 33:7)
... Ашей и Благим Помыслом, которыми я известен среди магаванов

2. hyat mīzhdem zarathushtrō magavabyō cōisht (Ясна 51:15)
Вознаграждение, которое Заратуштра пообещал магаванам...

Очевидно, что это такое же образование от maga- как и ashavan- "праведный" от asha- "Правда". Магаван - это носитель maga, обладатель maga. Опять не очень понятно, как связывать эти два слова с magu- - мидийско-персидским словом, отраженным в Авесте столь незначительно.

Между тем, гатическое magavan-, более не встречающееся нигде в остальной Авесте, имеет точное санскритское соответствие. Это maghavan- (тут уже gh - это именно Г с придыханием). ? значит оно "щедрый". Это распространенный эпитет богов, особенно ?ндры. ?нтересная параллель получается между "щедрыми" последователями Заратуштры, которым он завещал награду и ансарами ("помощниками") Мухаммада.

Однако не стоит ли связать этот корень Mag- со славянским корнем мог-? Ведь щедрый человек или бог - это "могучий", "могущий что-либо дать".

В общем, я систематизировал факты темы магов в Авесте и намеков, трактуемых в их пользу. Пока ни на какие выводы не претендую. Рустам, Джамшид и остальные! Хотелось бы услышать ваше мнение по этому поводу.

Дякую за увагу!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rustam



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 807

СообщениеДобавлено: Ср Авг 25, 2004 3:35 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Зди друва, фрия ?скандар, Арьяс ча виспе!
Хшнаотра Ахурахе Маздао!

Цитата:
Сам термин mogh почти не употребляется, хотя рефлекс его сохранился в названии небезызвестной горы Муг под Пенджикентом в Таджикистане.

В действительности этот термин употребляется очень широко. Маздаяснийцы-Заратуштрийцы называются магами и в Средней Азии, и в ?ране, и на Ближшнем Востоке, и в Европе, и в древности, и посейчас. В литературах Средней Азии и ?рана МАГ и девушка-МАГушка Smile -- весьма популярные герои.

Цитата:
хотя рефлекс его сохранился в названии небезызвестной горы Муг под Пенджикентом в Таджикистане.

? не только. Есть много географических названий от корня МАГ.

Цитата:
Жрецов МА обычно называет в общем атраванами или заотарами, но никак не магами.

Дорогой ?скандар, ты, как во многих постингах, написал здесь очень похоже на статьи Лелекова, мир его урвану. Что же ты имеешь ввиду под "Жрецов МА"? Жрецов Младшей Авесты или Мазды Ахуры? ?з-за нечёткости смысла аббревиатур (явление у Лелекова -- очень частое) -- просьба писать слова полностью, чтобы знать, что ты хочешь сказать.

Цитата:
Единственный раз на всю Ясну!

Не единственный. Ты же сам упоминаешь: Ясна 29.11, 33.7, 46.14, 51.11, 51.15, 51.16, 53.7.

Цитата:
С иисусовой eklesia - церковью, не сходящей с его уст и нашедшей такое глобальное проявление в будущем христианстве maga- не сравнить.

Но Заратуштра часто употребляет это слово, и вообще в Мазда-Ясне МАГУ-ПАТ?- -- проявляется больше, чем эклесия в хр-стве.

Цитата:
Больше упоминаний о магах в Авесте нет.

Такое высказывание похоже на легко опровергаемые заявления Лелекова, мир его урвану. Оно уже опровёргнуто выше.

Цитата:
Согласитесь, очень похоже на позднейшую вставку.

Невозможно согласиться, потому что корень МАГ- -- частый в Авесте.

Цитата:
Опять не очень понятно, как связывать эти два слова с magu- - мидийско-персидским словом, отраженным в Авесте столь незначительно.

Если не понятно, сейчас обьясню. Но сначала надо отметить, что корень MAG-, MAGh- -- Арийский (индоевр.) MOG-, MOGh- -- не только мидийско-персидский, а общеАрийский (общеиндоевроп.).

Дело в том, что в "этих двух словах" MAGA- это основа, а корень -- MOG-. Связи и отношения между "этими словами" весьма обширны, я опубликовал об этом исследование в Акад. Наук Узбекистана и напомню сейчас в разделе "Авестийский язык".

Цитата:
Однако не стоит ли связать этот корень Mag- со славянским корнем мог-?

Конечно, это Арийский (общеиндоевроп.) корень, как уже многократно сказали.

Продолжим с Хшнаотрой!
Ашэм Воху Вахишта Асти!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rustam



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 807

СообщениеДобавлено: Ср Авг 25, 2004 5:07 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Зди друва, Арьяс ча виспе!
Здравствуйте, друзья и все!

Корень MAG-, MOG-, MEG-, образованные от него основы MAGA-, MAGU-, MOGA-, MOGU-, MEGA- и другие -- весьма распространены в общеАрийском (общеиндоевроп.) и в позднеАрийских.

В этом комплексе находятся славянские МОГУ- -- МОГУщество, МОГУчий, индийск. magha-van-, греч. meg'a-, древнегерманс. MAZDA-, рус. МАЗЬ и другие.

Я покажу фонетические связи между этими формами и семантическую эволюцию (теория семантики -- вернее -- гипотезы, как вы все знаете, весьма сильно уступает по обоснованию формальным теориям -- теориям, исследующим связи звуковых ФОРМ Арийских текстов и речи).

Пока напомню, что отношения между MAG-A- и MAG-U- подобны отношениям между R-T-A- и R-T-U-. Здесь R- -- долгий сонант, обозначается с круглешком внизу (пожалуйста, скажите, как изобразить технически его здесь? Ŗ?)

Основа RTA-, как вы знаете, имеет формы ARTA-, АША-, ЭRЭTA-, ARЭТА-.
Основа RTU- имеет формы RATU-, ЭRЭTW- и ряд подобных Авестийских форм.
К rta- -- тж. индийск. rta- и много Арийских (индоевроп.).
К rtu- -- индийс. rtu-, латинс. ritual.

Отношения между ними следующие:

Общее -- R-T-, различия -- в суффиксах: в RTA- -- суффикс -TA-, в RTU- -- суффикс -TU-. Корень -- R- (долгий сонант Ŗ). Его семантика -- 'движение', 'развитие', 'Арта'.
Суффикс -TU- -- суффикс активного действия.
Суффикс -ТА- -- суффикс медиальный, в отличия от активизирующего суффикса -ТU- и пассивизирующего суффикса -ТI- в основе ARTI- 'Награда'.
Кроме того, суффикс -А- имеет семантику абстрагирования.

Следовательно, можно сделать гипотезу, что различия между MAG-A- и MAG-U- -- МАG-U- -- активнее, чем MAG-A-.
MAG-A- -- абстрактнее, чем МAG-U-.
MAG-U- -- конкретный деятель.
MAG-A- -- медиальное между активным MAG-U- и гипотетически пассивным MAG-I-.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Bahman



Зарегистрирован: 19.11.2003
Сообщения: 996

СообщениеДобавлено: Ср Авг 25, 2004 5:08 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Сипоси бузург барои ч_авобат, Рустам дуст!

Цитата:
В действительности этот термин употребляется очень широко. Маздаяснийцы-Заратуштрийцы называются магами и в Средней Азии, и в ?ране, и на Ближшнем Востоке, и в Европе, и в древности, и посейчас. В литературах Средней Азии и ?рана МАГ и девушка-МАГушка -- весьма популярные герои

Да, но употребляется, так сказать, "извне", со стороны мусульман, но не во внутренней традиции, обыденной или текстовой.

Цитата:
? не только. Есть много географических названий от корня МАГ.

Ман хушхол ам. Я рад.

Цитата:
Дорогой ?скандар, ты, как во многих постингах, написал здесь очень похоже на статьи Лелекова, мир его урвану. Что же ты имеешь ввиду под "Жрецов МА"? Жрецов Младшей Авесты или Мазды Ахуры? ?з-за нечёткости смысла аббревиатур (явление у Лелекова -- очень частое) -- просьба писать слова полностью, чтобы знать, что ты хочешь сказать.

Прости. ?злишними абревиатурами я все же не балуюсь и тем более никогда мне в голову не придет сокращать Ахура Мазда. МА - конечно же, Младшая Авеста, как и следует из контекста поста.

? все же факт остается фактом. Жрецы в Авесте магами нигде, за исключением вот этих двух, и то убогих, случаев, не называются. Поэтому...

Цитата:
Не единственный. Ты же сам упоминаешь: Ясна 29.11, 33.7, 46.14, 51.11, 51.15, 51.16, 53.7.

Но здесь упоминается maga, но не magu. Возможно, это слово, как и магаван - однокоренные, но самих-то магов в Гатах нет. То, что в украинском есть слово "оберемок" - "охапка", родственное русскому славянизму "бремя", не значит, что в нем есть само слово "бремя" (бремя будет "тягар"). ? наоборот. Слова родственные, но слова разные.

Так что как активные деятели маги в Авесте не видны.

Цитата:
Но Заратуштра часто употребляет это слово, и вообще в Мазда-Ясне МАГУ-ПАТ?- -- проявляется больше, чем эклесия в хр-стве.

Рустам, выступает-то магупати (мобед), но не сама "мага", которая как институциональное установление, как ее толкуют, нигде после Гат не присутствует.

? пожалуйста, прокомментируй таки слово maga - его значение, связь с Виштаспой и связь с magha - ямкой из Вендидада 9. ? связь "маги" и наверно, магой с щедростью.

Ushta asti ushta ahmai.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Tamu



Зарегистрирован: 05.08.2004
Сообщения: 27

СообщениеДобавлено: Пт Авг 27, 2004 9:48 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Основа "mag" просматривается в понятии маккавей (mag-kavi), совр. евр. Маккаби; в топонимах Магас (mag-as), в Осетии есть населённые пункты Зарамаг (предположительно "золотой жрец"?) и Дзомаг (странствующий жрец?).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Mamay



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 818

СообщениеДобавлено: Пн Авг 30, 2004 6:50 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вот может будет интересно послушать коментарии доктора Чистякова по этому поводу.

"Это потрясающее исследование слова "маг", но у тебя не прозвучало, что оно давно переведено. Мага - это "дар", я, кстати, не считаю, что это единственно верный перевод, но в этом случае все становится на свои места. Т.е. магаван - это "приносящий дары", т.е. "совершающий жертвоприношения". ?ными словами - жрец. Причем, в Гатах к "магаванам" отношение исключительно положительное. Насчет того, что "магу-тбишьянта" это поздняя вставка, не могу согласиться: это фрагмент довольно древнего и очень испорченного текста, как мне помнится, "Хордат Яшта".

? всем желает успехов и всяческих приятных моментов в жысти.

Павел.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Bahman



Зарегистрирован: 19.11.2003
Сообщения: 996

СообщениеДобавлено: Пт Сен 03, 2004 6:17 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Дуруд, дустони гиромиям!
Привет, дорогие друзи!

?скандар нашел еще одно упоминание о магах. Да какое! Чувствую, что помимо вегетарианцев теперь и любители магов станут кричать, что Вендидад - книжка "неправильная", а правильные токмо они сами.

Вендидад 4:47

adhaēca uiti nāirivaite zī-tē ahmāt pourum framraomi spitama zarathushtra yatha maghavō fravāxshōit vīsāne ahmāt yatha evīsāi puthrāne ahmāt yatha aputhrāi shaētavatō ahmāt yatha ashaētāi

?так, женатого я назову выше (букв. - первее), о Спитама Заратуштра, чем тот, кто живет магом, селянина - чем тот, кто вне села, имеющего сына - чем бездетный, богатого - чем небогатый.


maghavō - это законное множественное число от *maghush - маг (подобно русскому выражению "постричься в монахи" или "баллотироваться в депутаты")
Совершенно очевидно, что маг здесь противопоставляется человеку, имеющему жену (nāirivaite). Следовательно, маг - это тот, кто жены не имеет, но не потому что там умерла или рожей не вышел, никто на него не смотрит, а тот, кто не женится сознательно. Собственно, исходя из этого стиха, можно сказать, что маг = монах или аскет. ? что Ахура Мазда его не одобряет. Как и бездомность, бездетность и нищенство.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Фарнабаг



Зарегистрирован: 11.01.2004
Сообщения: 483

СообщениеДобавлено: Пт Сен 03, 2004 9:34 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Замечательно! С нетерпением жду твоего перевода Видевдата.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rustam



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 807

СообщениеДобавлено: Ср Окт 06, 2004 5:50 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Хшнаотра Ахурахе Маздао!
Ашэм Воху Вахиштэм Асти!

Лучше будет учесть весьма важные обстоятельства смысла этого текста. Если не обидишься -- сообщу их.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jamshid
Динъяр


Зарегистрирован: 25.12.2002
Сообщения: 1448
Откуда: Минск, Беларусь

СообщениеДобавлено: Вс Окт 10, 2004 4:59 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

(->) "Мага, содружество магов".

? несколько отличающийся вариант статьи AAJ на английском:

Maga, The Magian Fellowship

Ali A. Jafarey

We often hear, talk and read about magic, magician, magic lantern, magic square, and the "Magic Mountain" amusement park in Los Angeles. Around Christmas, we hear about the "Wise Men of the East," also known as the Magi or Magians, who followed a star to Bethlehem to pay their respects to infant Jesus. They brought with them gold, frankincense, and myrrh as presents.

Let us look up the dictionary. "Magus, plural Magi, [Latin from Greek Magos -- more at magic] 1 a: a member of a hereditary priestly class among the ancient Medes and Persians b: often capital: one of the traditionally three wise men from the East paying homage to the infant Jesus 2: Magician, sorcerer" (Webster New College Dictionary). An encyclopedia has more: "... followers of Zoroaster, the Persian teacher and prophet. ... Gradually, the religion of the magi incorporated Babylonian elements, including astrology, demonology, and magic." (Funk & Wagnalls New Encyclopedia, 1983)

The word "Magi" is, therefore, linked with Zoroastrianism.

It is "Maga" in the Zoroastrian scripture. "Maga" in Avesta and "magha" in Sanskrit is derived from "maz/mah" meaning "to be great, magnanimous, liberal, generous." Maga/magha means "greatness, magnanimity, generosity." The adjective is magavan/maghavan, "great, liberal, generous, magnanimous." The Sanskrit adjective is used mostly in honor of Indira, the Rigvedic god of clouds and rains, who was "generous" enough to bring riches to the Vedic Aryans by driving the drought away.

Zarathushtra uses Maga for the "Fellowship" he founded through his "Good Conscience" religion, and "Magavan" for every member of the "Magnanimity." The two words -- Maga and Magavan -- are mentioned for eight times in the Gathas (Maga: Songs 2:11, 11:14, 16:11, 16:16, 17.7 (twice), and Magavan: 6:7, 16:15). Zarathushtra calls his Maga as "maz, great" in two Gathic stanzas -- Maz Maga, the Great Magnanimity, Great Fellowship (2:11 and 11:14).

The gist of the above stanzas is that the Great Fellowship is based on the its smallest unit -- a married couple forming unity in "weal and woe." The units aggregate to include the entire living world. It teaches radiant happiness that reaches all. A person who consults righteousness, uses his/her good mind, and lives a life of progressive peace, qualifies to be a member of the Fellowship.

In the beginning Zarathushtra prays to God to lead him to expand his newly founded Fellowship. Later, he is joined by King Vishtaspa and his sagacious team, and the work to promote the "Great Fellowship" gains a great momentum. Zarathushtra's "best wishes" come true when he watches the Fellowship grow far and wide.

It may be noted that the Good Religion does not divide its followers on caste and/or professional systems. It is on geographical bases. Home (demâna) is the first unit. Homes make up a settlement (vîs). Settlements join to make the third unit, district (shoithra). Districts together create a land (dahyu). Lands unite into a world, the earth (bûmi). A home is made of the family (khaetva). A settlement encloses the community (verezena). The land has the fellowship (airyaman). The world of lands has the Great Fellowship (Maz Maga). No race, no color, and no profession to divide the people into upper to lower castes and classes in a pyramid, but five units to unite the entire humanity on this good earth on one level. Only one's good and better thoughts, words and deeds in serving humanity and promoting the world give him/her recognition.

With this "Introduction," I should say, I regret to tell of what happened to Maz Maga, the Great Magnanimity of Magavan (Magnanimous) Zarathushtra after the Gathic period. The Aryans had their primitive caste system -- the priests, the warriors, and the miscellany professionals. The third caste labored and produced, and the first two enjoyed the fruits. The Indo-Iranians in the east (Today's Central Asia and northwestern Indian subcontinent) had their âthravans/atharvans, the fire priests. It was these who took over the Good Religion and institutionalized it into what has evolved into what we have today as the self-styled "Traditional" Zoroastrianism. The Âthravans do not mention the Gathic Magavans and the Zarathushtrian Maz Maga. The two terms are not found in the Later Avesta.

The only two exceptions are: (1) May the water [supply} not be available for him who is of the evil religion, who torments a friend, who torments a "mogho," who torments a neighbor, and who torments a family (Yasna 65.7). (2) He who has a wife is superior to a "maghavan;" he who has a house is superior to who has none; he who has children is superior to who has none; [and] he who has riches is superior to him who has none. (Vendidad 4:47). Note the change in pronunciation: one is "moghu" and the other "maghavan." Also the meanings are not clear from the contexts in which the two used. The two meanings are deductions. All one can say is that "moghu" is a member of a community, between a friend and neighbor; and that "maghavan" is a person who has not yet married. Both fall short of the high Gathic conception.

In the west, the professional priests of Median "nation" were clever enough to retain their caste ("tribe" in the words of Herodotus), and at the same time call themselves Magu, the Median/Old Persian pronunciation of Magava(n). Magu (Magush as nominative singular masculine) was Grecized into Magos with Magi as its plural.

The word "magic" and other cognates, derived from Magu, show how highly learned and advanced were the Magi in their knowledge and crafts. They made non-Iranians wonder and imagine that they were watching "sorcerers" at work. This could happen to any backward people if they see modern scientific implements used by the advanced. We have many stories how people looked first at wireless, telephone, locomotive engine, train, and other inventions and imagined them to be magic and "products of the Devil." Some still do!

With the Magi's name and fame in mind, all the priests of the Babylonian and Assyrian priests of other creeds, all serving within the great Persian Empire for centuries, took the name "Magi" for themselves. It is simple to understand the rest of events, even the Three Wise Men who are said to have visited and paid their respects to the newborn Jesus. Every Magus in what we call Middle East was not Zoroastrian. He was just a "priest."

Even the very word "priest," shortened from "presbyteros," literally "elder," was originally applied to "a member of the governing body of an early Christian Church." Today most of the religious orders, including Traditionalist Zoroastrians, have "priests" for themselves. We have a few more examples in Guru, Yogi, and Mogul.

However, in the case of Jesus, it could be the Zoroastrian Magi because by that time the institutionalized Zoroastrianism was awaiting the miraculous birth of the "Saoshyant" from a virgin womb. The early Christians, most likely the gentiles, were finding a way to strengthen their story of the virgin birth by linking it to the "famous" Magi in the east. And who knows, some of the impatiently awaiting Magi did accept Jesus as the savior when they were about his virgin birth!

The Median "Magu" has survived in the Pahlavi writings of the Sassanian days: Magh/mogh and magog (priest), magîh (priesthood), magopat (mobed -- priest), Magopatân magopat (Mobedân Mobed -- Chief Priest). The word "magopat," literally "magu-master," shows that the priest was the "Head of the Fellowship," a normal evolution of the Fellowship and those who directed it. Arabic "Majûs" occurs in the Quran. It says: "Lo! Those who believe [Muslims], and those who are Jews, Sabeans, Christians, and the Magians [all four counted placed together as the People of Book], and those who are polytheists -- Lo! Allah will decide between them on the Day of Resurrection (22:17)." The Armenian language has mog, mogpet, and movpet. The Armenians were Zoroastrians before they embraced Christianity during the Sassanian period.

Persian has mogh (Zoroastrian, Zoroastrian priest) and mobed (Zoroastrian priest). The word "Mogh" occupies a high position in Persian poetry, especially in the Divân of Hâfez of Shiraz (cir. 1324-1391 CE). Pîr-Moghân, the Zoroastrian Head Priest, is an inspirational guide to the master poet who is said to have the Quran memorized and was therefore called "Hafez." It may be added here that the term also means a "singing poet" in Persian, a term more fitting to what Hafez was with his lyrical ghazals at the royal court. His name was Shams al-Din, "The Sun of the Religion," a name given by his parents to a baby who grew into a lively liberal. His famous couplet:

Az ân be deir-e Moghânam aziz mi-dârand
Ke âtashi ke namirad hamisheh dar del-e mâst.

I am held high at the Magian Temple
Because the Fire that never dies is always in my heart.

Although still surviving, the trend shows a fall of "Maga" from the World Fellowship of Zarathushtra 3700+ years ago to a dwindling community during the days of Hafez in 14th century CE. Yet the "Fire" was not out. It was live and livening!

And now, with the Eternal Fire enlightening our mind, let us turn to the Gathas of Zarathushtra and re-establish the Maz Maga, the Great Magnanimity of World Fellowship, based on wisdom, love, respect, freedom, democracy and prosperity for all without any distinction and discrimination. The Zarathushtrian Assembly has been founded for the same purpose. It has restored the religion to its pristine purity to have the ever-fresh and ever-refreshing Gathas as the Guide into the finest future of Fellowship.

First posted on 2nd January 2000
7 Dey 3740 ZRE = 28 December 2002

* * * * * *

PS: It may be noted that (1) the visit by the Magi is menioned only in the Mathews out of the four Gospels, (2) that the number of three is determined by the three gifts, and (3) that they came "from east to Jerusalem" and "departed into their own country," implying that they belonged to one country. When the term "Magi" became less known, it was substituted by "Wise Men." In recent days, when certain Christian communities were wondering why their representatives did not go to "worship ... the born King of the Jews," the term "Kings" has been introduced by adding that one was black from Africa and the other two from different parts of Eurasia. It now covers the entire Old World. The point missed by these "King-makers" is that a King does not travel alone. He has his bodyguards. And in those days, such a visit would have meant an invasion. One one wonders, how could three kings from three quarters of the world submerge together and Herod, the great King of Judea, did not know about their arrival until they met him! As for as the fourth is concerned, one may add as many as to make more happy.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Благоверие -> Языкознание Часовой пояс: GMT
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Разработчик сайта: Fractalla Design контакты  |  карта сайта