Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Год 3762 Заратуштрийской Эры,
месяц Ардибехешт, день Азар.

09.02.3762 ЗЭ

Подписка на новости
Поиск
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Главная  
Благоверие :: Просмотр темы - Древние зороастрийские памятник spy click sms spy useing bluetooth app mobile spy tips on catching a cheating spouse
Список форумов Благоверие Благоверие
Сайт Русского Анджомана
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Древние зороастрийские памятник
На страницу 1, 2  След.
 
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Благоверие -> ?стория
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Farroukh



Зарегистрирован: 25.12.2002
Сообщения: 356

СообщениеДобавлено: Ср Июл 07, 2004 8:59 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В этой теме уже говорилось о древних зороастрийских храмах на территории Азербайджана. Ниже помещен материал о дахмах Азербайджана.

Дахмы в Азербайджане

?нтересны методы захоронения в древнем Азербайджане, например, в погребениях поселения Гюль-тепе, костяки которого были окрашены в красный цвет. Этот обычай наблюдался у многих племен. Кроме Азербайджана, костяки, окрашенные в красный цвет, также обнаруживались в погребениях Тепе-Сиалха в Мидии ([1], с. 43).

Этот факт говорит о предварительном очищении костей - обычай зороастрийской религии - избавление от трупов при помощи хищных птиц в специальных погребальных башнях - дахмах. Дахмы - это в плане круглые или овальные сооружения, обычно сравнительно небольшие. Возводили их из крупных грубо сколотых или совсем необработанных камней.

Мы обратили внимание на обычай повторять в погребальных сооружениях формы культовой архитектуры, что нашло распространение и в Азербайджане. В связи с этим интересны некоторые погребальные сооружения, связанные с зороастрийским обрядом очищения костей покойника, обнаруженные в отдельных районах Азербайджана, где имеется несколько таких сооружений. Примерной датой сохранившихся дахм Азербайджана считают I-IV вв. н. э., возможно, несколько раньше.

Рассмотрим одну дахму ("башню молчания"), которая сохранилась неподалеку от селения Будух Гонахкендского района, в виде основной башни и контрфорса (в этом же районе выявлена еще одна дахма, по архитектуре схожая с Будухской. Обнаружил ее архитектор В. Гаджиев). Высота этой дахмы, сложенной из грубо обработанного камня, равна 8,0 м. Плоская верхняя площадка обоих цилиндров имеет обрамление в виде парапета, равного по высоте одному метру ([2], с. 36, 37).


Дахма недалеко от с. Будух в Гонахкендском районе Азербайджана.


Дахма (реконструкция).

У многих народов, исповедовавших разные религии, тема храма в какой-то мере, правда, в упрощенной форме, всегда повторялась в погребальных сооружениях. Это хорошо прослеживается как в христианских храмах и склепах, так и в мусульманских мечетях и мавзолеях. Не исключением, видимо, была и религия зороастрийцев с их погребальными башнями.

[attachmentid=110]

1) Абибуллаев О. А. Погребальные памятники из поселений Кюль-тепе. А?Аз. Сборник статей. Баку, Элм, 1965.
2) Усейнов М., Бретаницкий Л., Саламзаде А. ?стория архитектуры Азербайджана. М., Г?З лит. по строительству, архитектуре и стройматериалам, 1963.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Farroukh



Зарегистрирован: 25.12.2002
Сообщения: 356

СообщениеДобавлено: Чт Июл 08, 2004 8:52 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Продолжим тему о зороастрийских памятниках на территории бывшего СССР, и на этот раз наш рассказ будет о России, точнее, о зороастризме в средневековом Дагестане.

О зороастризме в средневековом Дагестане
По М. М. Маммаеву

В средневековом Дагестане зороастрийская религия, проникшая из сасанидского ?рана, наибольшее распространение получила в исторической области Зирихгеран - сел. Кубачи и ближайших к нему населенных пунктах Амузги, Сулевкент и др. Об этом свидетельствуют как данные восточных письменных источников, так и сохранившиеся до настоящего времени вблизи сел. Кубачи и Амузги памятники, связанные с зороастрийским погребальным обрядом. Кроме того, у кубачинцев сохранились вплоть до XX в пережитки зороастрийских верований, что очень важно для освещения вопросов, касающихся зороастризма в средневековом Дагестане.

Следует отметить, что зороастризм получил распространение не только в сел. Кубачи, Амузги, Сулевкент, но и в городе Дербенте - крупнейшем опорном пункте сасанидского ?рана. В исторических сочинениях селение Кубачи упоминается в связи с событиями, относящимися к VI в. н. э. под персидским названием Зирихгеран, что означает "кольчугоделатели, бронники". С XIV в. Зирихгеран получает тюркское название Кубачи с тем же смыслом слова. В распространении Сасанидского влияния на Дагестан и в особенности на Зирихгеран большую роль играл г. Дербент, являвшийся в то время военно-политическим оплотом сасанидов на Кавказе, резиденцией иранских наместников - марзпанов (хранителей границ), а также крупным торгово-ремесленным и административным центром на Восточном Кавказе, оказывавшем значительное влияние на развитие всего средневекового Дагестана. Этим, очевидно, можно объяснить и то значительное влияние культуры сасанидского ?рана на культуру Кубачи, выразившееся в очень длительном сохранении Сасанидских традиций в средневековом искусстве кубачинцев, в самом персидском наименовании Зирихгеран, а также в особенностях погребального обряда зирихгеранов (описанного восточными авторами ал-Гарнати, ал-Казвини и ал-Бакуви), сложившегося под влиянием зороастризма, ставшего при сасанидских царях государственной религией ?рана. Ряд исследователей, основываясь на сведения восточных средневековых письменных источников, фольклорные данные, а также разного рода легенды и предания, считает, что зирихгераны - кубачинцы и жители селений Сулевкент, Амузги и др. до утверждения среди них христианства, а затем ислама являлись последователями зороастризма. ?звестный этнограф-кавказовед Е. М. Шиллинг в книге "Кубачинцы и их культура. ?сторико-этнографические этюды" отмечает, что "фольклорные данные и более ранние сведения говорят о распространении в сел. Кубечи христианства, а еще ранее зороастризма". В середине XIX в. академик Х. Д. Френ в статье, специально посвященном кубачинцам "О народе кавказском "Кубечи" писал, что этому народу не чуждо было парсийское вероисповедание". При этом он приводил сведения автора XIII в. Закарийа ал-Казвини о зороастрийском погребальном обряде зирихгеранов. Значительно позднее академик ?. А. Орбели указывал, что "ал-Гарнати дает ясную картину наличия здесь (т.е. в сел. Кубачи - М. М.) какой-то зороастрийской секты".

Сведения о погребальном обряде зирихгеранов, заимствованные у ал-Казвини, в значительно сокращенном изложении приводятся и в географическом труде начала XV в. азербайджанского ученого Абд ар-Рашида ал-Бакуви "Сокращение [книги] о "памятниках" и чудеса царя могучего". Акад. З. М. Буниятов отмечает, что сочинение ал-Бакуви представляет собой сокращенную редакцию географического труда Закарийа ал-Казвини "Асар ал-билад ва ахбар ал-ибад" ("Памятники стран и сообщения о рабах [Аллаха]"), составленного в 674 г. х. / 1275-76 гг. Он же пишет, что "ал-Бакуви, как это часто делают компиляторы, допускал явные анахронизмы"... К числу таких анахронизмов относятся и приводимые ал-Бакуви сведения о погребальном обычае зирихгеранов, поскольку ко времени написания его труда - к началу XV в., в Зирихгеране ислам утвердился достаточно прочно, поэтому говорить о бытовании в то время у кубачинцев зороастризма не приходится. Что касается сведений, сообщаемых Андалуси ал-Гарнати и Закарийа ал-Казвини, то они комментировались многими исследователями - Х. Д. Френом, Б. А. Дорном, В. В. Бартольдом, ?. А. Орбели, А. Л. Монгайтом, А. Р. Шихсаидовым, которые относят эти сведения к сел. Кубачи. Они справедливо считают, что описанный Андалуси ал-Гарнати и Закарийа ал-Казвини погребальный обряд у зирихгеранов сложился под влиянием религии древнеиранских племен - зороастризма, проникшего к ним в тот период, когда Южный Дагестан был завоеван сасанидским ?раном и в 461 г. включен в его состав в качестве отдельного наместничества (провинции), где управляли персидские наместники - марзпаны. Чтобы прочно укрепиться в чрезвычайно важном в стратегическом отношении районе - в Южном Дагестане Сасаниды создали здесь целую сеть военных поселений из персидских колонистов, а в Дербенте в VI в. были возведены грандиозные оборонительные сооружения для защиты северных границ от нашествий многочисленных кочевых племен.

За селением Кубачи, южнее и западнее его, на вершинах гор ЦIицила и Табалла муда имеются курганообразные искусственные холмы, окутанные народной молвой тайной и считающиеся жителями сел. Кубачи заколдованными местами... Ниже даем их общее описание. Курганообразный искусственный холм "Са цIига" (рис.) находится в 1,3 км южнее старой части пос. Кубачи, по дороге в сел. Амузги, на восточной окраине гребня горы ЦIицила, обращенной северной стороной на пос. Кубачи. Холм расположен примерно в 300 м выше упомянутой дороги. Раньше мы датировали его XIII-XIV вв. Вероятно, он относится к значительно более раннему времени. Размеры холма таковы: высота с юго-восточной стороны 5 м, с северо-западной 4 м. Диаметр по основанию холма 12 м. Холм окружают ров и оплывший вал, высотой более одного метра. У основания холма с северной и северо-западной сторон имеются значительные завалы обработанных для кладки стен камней. Поверхность холма и вала задернованы. На вершине холма имеется небольшая ровная площадка, диаметром 4-4,5 м. На этой площадке местные жители в священный для мусульман месяц Рамазан сооружают из подобранных поблизости камней башенку "цIига" (размеры ее: высота 1,3 м., диаметр в среднем 0,70 м) - знак всем верующим о том, что месяц Рамазан уже наступил. Само название "ЦIицила" происходит от слова "цIи", означающего по-кубачински "башня" (ср.: Батирталла цIи (батирте - воины, отсюда "башня воинов"). "ЦIицила" означает "место башен", а слово "цIига" означает "небольшая башенка". На юго-восточной окраине холма "Са цIига" имеются следы огня - сильно обожженные камни и земля красноватого цвета. Встречаются и фрагменты шлака. На южном склоне холма найден железный черешковый наконечник стрелы, относящийся к XIII в. и отдельные фрагменты средневековой керамики с заштрихованной внешней поверхностью. В 170 м западнее и выше холма "Са цIига" находится другой аналогичный курганообразный холм "КIве цIига" (Две башенки), высотой 4 м и диаметром основания 14 м. В месяц Рамазан и на этом холме кубачинцы сооружали из камня две башенки, откуда произошло название "КIве цIига". Холм окружен задернованным валом и рвом. Высота вала 1,3-1,4 м. Названия "Са цIига" и "КIве цIига", надо полагать, поздние, возникшие после проникновения в сел. Кубачи ислама. Сами башенки хорошо видны из этого селения. Еще один большой курганообразный холм (рис.) находится северо-западнее верхнего квартала старой части пос. Кубачи, примерно в 1,5 км от нее по пешеходной тропе из Кубачи в соседнее сел. Ураги. Датируется предварительно тем же временем, что и "Са цIига" и "КIве цIига". Размеры холма составляют: высота 3,6 м от уровня рва, диаметр основания 24 м. На вершине холма имеется сравнительно ровная площадка, диаметром 8 м. В центре ее заметна впадина. Ширина окружающего холм рва 3,5 м. Высота вала от уровня рва на разных участках составляет от 1-го до 1,5 м. С северо-восточной стороны основания холма четко видны следы дороги, ведущей вниз по склону горы к источнику питьевой воды "Бяцила". Дорога выглядит в виде оплывшей глубокой траншеи, хорошо видной еще издали. Возможно, это был туннель, протяженностью более 300 м. Ширина траншеи по верхним краям 4 м, глубина местами достигает до 1,5 м. С юго-западной стороны холма тоже сохранились остатки дороги в виде узкой колеи, ведущей, петляясь по горному склону, к курганообразным холмам на горе ЦIицила и в сел. Амузги. Севернее этого селения, выше мусульманского кладбища, имеется искусственный курганообразный холм, аналогичный кубачинским холмам. Проф. А. А. Магометов отмечает, что ему в сел. Кубачи жители "говорили, что кто-то пытался вести раскопки Са цIига, но его охватила болезнь (Бихьхьаже виче букIул биха)". Не вызывает сомнений то, что холмы на горных вершинах ЦIицила и Табалла муда близ сел. Кубачи являются специально сделанными особого рода сооружениями. Чтобы придать им необходимую форму вокруг холмов сделаны выборки довольно большого количества грунта и скальных пород. Кроме того, имеющиеся у оснований холмов Са цIига и КIве цIига, а на горной вершине Табалла муда - во рву вокруг холма завалы камней со следами специальной обтески их для кладки стен, свидетельствуют о том, что вокруг холма были возведены какие-то круглые в плане сооружения из камней. Возможно, огораживающие валы вокруг холмов были увеличены в высоту каменной кладкой, чтобы хищные звери не могли выносить останки трупов за пределы дахмы во избежание осквернения окружающей местности.

[attachmentid=111]

Вопросами зороастризма у кубачинцев интересовался известный русский археолог, граф А. С. Уваров (1825-1884), посетивший Дагестан накануне V археологического съезда в Тифлисе в 1881 г. В курганах, раскопанных А. Русовым и Н. Цилоссани близ г. Дербента, он выявил обряд погребения "с расчленением" и поставил его в прямую связь с зороастризмом. Для подтверждения своего вывода о том, что подкурганные погребения близ г. Дербента совершены по зороастрийскому обряду и для доказательства того, что в то время в Дагестане получил распространение зороастризм, А. С. Уваров обратился к сведениям, касающимся сел. Кубачи. Жителей этого селения он относил к "племени, совершенно чуждому другим дагестанским племенам". Касаясь происхождения кубачинцев, А. С. Уваров приводит легенду, согласно которой когда-то "они были вызваны из Рума как опытные оружейники каким-то владетелем южной приморской части Дагестана и поселены были близ самого Дербента". Рассказывая далее о кубачинцах, он отмечает, что у них "однажды потерялся бык, которого потом нашли на том месте, где теперь стоит их аул. Так как подобная находка быка повторилась трижды, то Кубачи поняли это как указание, сделанное им с небес и переселились на предназначенное место". ... "Этот бык, - отмечает А. С. Уваров, - считающийся Кубачами небесным предзнаменованием, напоминает о первобытном быке, от которого, согласно учению Заратуштры, произошли все плоды земные. Следовательно, - заключает А. С. Уваров, - Кубачи придерживались маздеизма". А. С. Уваров приводит также сведения восточных авторов ал-Гарнати и ал-Казвини, писавших о зороастрийском погребальном ритуале кубачинцев, по-своему изменивших, как он считает, "первоначальный обряд по закону Заратуштры". Проявление культа огня у разных дагестанских народов в весеннем празднике Навруз (у кубачинцев этот праздник, справляемый как новогодний праздник, носит название Абла бе - Весенний день), проникшем в Дагестан из сасанидского ?рана.

Сравнительно недавно вблизи г. Дербента открыт скальный погребальный комплекс - дахма, включающая камеры для выставления трупов и костехранилище - астодан.

Зороастризм в раннесредневековом Дагестане в наибольшей степени распространился в сел. Кубачи и в крупнейшем опорном пункте сасанидского ?рана - Дербенте, гарнизон и административно-чиновничий аппарат которого состоял из персов. Но и в этом городе зороастризм оставался религией завоевателей, религией иранских феодалов, чиновников, военных переселенцев. Основная часть неиранского населения исповедовала христианство. А со второй половины V в. н.э. Дербент становится одним из оплотов христианства на Восточном Кавказе и главным центром борьбы против учения магов, т.е. последователей учения Заратуштры.

Сохранившиеся у кубачинцев вплоть до XX в. реликты, связанные с зороастрийской религией, вместе с приведенными выше сведениями восточных письменных источников, а также материальные следы, связанные с этой религией - остатки дахм на горных вершинах ЦIицила и Табалла муда близ сел. Кубачи, свидетельствуют о том, что проникший еще в раннем средневековье в Зирихгеран зороастризм занимал достаточно прочные позиции. К пережиткам, имеющим непосредственное отношение к зороастризму, относятся представления кубачинцев и других народов Дагестана о Турше - звезде Сириусе, которые бытуют по настоящее время. Согласно этим представлениям, с появлением на небосклоне летом, в самое засушливое время года (примерно 12-15 августа) звезды Сириуса происходят существенные перемены в погоде. Перемены эти связываются с сильным дождем Турши.

[attachmentid=112]

В составной части Авесты - Яштах, представляющих собой собрание религиозных гимнов, прославляющих божества зороастрийского пантеона, "воспевается божество Тиштрия [звезда Сириус], связанное с дождями и разливами вод и рек".

Рассмотрим еще один пример сохранения у кубачинцев пережитков зороастризма. Речь идет о почитании собаки, имевшим место в прошлом и сохранившимся до недавнего времени. Согласно мусульманской традиции, собака относится к числу нечистых животных. Соприкосновение верующего мусульманина с ней не допускается во избежание всякого осквернения. В верованиях кубачинцев наряду с такими представлениями о собаке существовали и противоположные им, стадиально более ранние: считалось, что собака - животное чистое, оберегающее человека и спасающее его от всяких бед, поэтому о ней нужно проявлять заботу. Убивать ее нельзя ни в коем случае и человек должен кормить ее до естественной смерти. Считалось, что убившему собаку (также и орла) год не обернется без несчастья, беды. В том случае, когда в селении оказывалась злая собака, причиняющая большой вред людям, домашним животным и необходимо было во что бы то ни стало избавиться от нее, то ее убивал за небольшую плату (со стороны заинтересованного лица), бедный, нищий мужчина, считавшийся населением неполноценным. Причем убийство совершалось исключительно вне аула, вдали от жилья человека. Существовал и такой обычай: если у собаки рождались щенята и хозяин не хотел иметь обильное собачье потомство, то щенята могли быть умерщвлены путем погребения их в землю еще до того, как они становились зрячими.

У кубачинцев существовало особо почтительное отношение к "четырехглазой" собаке, т.е. имеющей над глазами два пятна, так как она, по поверьям, оберегает своего хозяина и его дом от злых сил. ?зображение собаки хорошо известно в искусстве кубачинцев периода средневековья. Оно представлено на резных камнях-деталях архитектурного декора и бронзовых котлах XIV-XV вв.

Хотя культ огня, как уже отметили, явление широко распространенное, универсальное, но многие его проявления у кубачинцев и других дагестанских народов можно связать именно с зороастризмом. ?зложенное выше позволяет сделать вывод о том, что сведения средневековых письменных источников, а также этнографические данные по пережиткам доисламских верований и обрядов у кубачинцев дает основание говорить о существовании в средние века у зирихгеранов своеобразного погребального обряда, сложившегося под влиянием религии зороастризма, проникшего из сасанидского ?рана. Однако с утверждением и упрочением в сел. Кубачи ислама этот обряд был вытеснен мусульманским обрядом захоронения. Приводимые в компилятивного характера сочинении автора XIV-XV вв. ал-Бакуви данные о зороастрийском погребальном ритуале зирихгеранов являются явным анахронизмом. Более достоверны сведения, приводимые автором XIII в. ал-Казвини, хотя они заимствованы у еще более раннего автора ал-Гарнати (XIIв.), судя по всему, основанные не на личных наблюдениях, а на сообщениях третьих лиц. Однако сомневаться в их достоверности нет оснований, тем более, что они дают точные и правдивые сведения о ремесленном производстве зирихгеранов. Сохранившиеся вблизи сел. Кубачи на вершинах гор ЦIицила и Табалла муда курганообразные холмы - специально сделанные особого рода сооружения могут быть поставлены в прямую связь, с учетом сведений восточных авторов, со средневековым зороастрийским погребальным обрядом зирихгеранов и рассматривать их как своеобразные дахмы (наподобие "башен молчания"). Можно уверенно полагать, что зороастризм в Зирихгеране-Кубачи имел свои местные специфические черты, несколько отличающие его от зороастризма, получившего распространение в ?ране.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Фарнабаг



Зарегистрирован: 11.01.2004
Сообщения: 483

СообщениеДобавлено: Сб Июл 10, 2004 12:53 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Памятник средневековой русской литературы "Хождение за три моря" Афанасия Никитина о его путешествии в ?ндию через Дербент и Баку с 1466 по 1472 г.

древнерусский http://old-russian.chat.ru/16nikitin.htm.

? пошли есмя в Дербенть, заплакавши, двема суды: в одном судне посол Асанбег, да тезикы, да русаков нас десеть головами; а в другом судне 6 москвич, да шесть тверич, да коровы, да корм наш. А въстала фуртовина на море, да судно меншее разбило о берег. А ту есть городок Тархи, а люди вышли на берег, и пришли кайтакы да людей поймали всех.

...

А яз пошел к Дербенти, а из Дербенти к Баке, где огнь горить неугасимы; а из Баки пошел есми за море к Чебокару.

...

Да тут есми жил в Чебокаре 6 месяць, да в Саре жил месяць, в Маздраньской земли. А оттуды ко Амили, и тут жил есми месяць. А оттуды к Димованту, а из Димованту ко Рею. А ту убили Шаусеня, Алеевых детей и внучат Махметевых, и он их проклял, ино 70 городов ся розвалило.

Перевод http://old-russian.chat.ru/16nikitin.htm.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Farroukh



Зарегистрирован: 25.12.2002
Сообщения: 356

СообщениеДобавлено: Пн Июл 12, 2004 8:27 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

?ван, сепас за ссылку! Very Happy

Афанасий Никитин посещал Аташгях проездом. Это говорит о том, что русские познакомились с религией Огня задолго да пришествия Пал Палыча. Smile

P.S. Упоминаемые в тексте тезики = таджики = персы.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Farroukh



Зарегистрирован: 25.12.2002
Сообщения: 356

СообщениеДобавлено: Вт Июл 27, 2004 7:47 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Алтарь язата Апам-Напата в Баку

Напротив Девичьей башни, в метрах пятидесяти к западу, археологи О. ?смизаде и Г. Джидди в 1964 году на глубине четырех метров от существующей поверхности земли обнаружили и обмерили почти сохранившийся алтарь огня ([1], с. 185, 187). У алтаря, к сожалению, не сохранилась верхняя каменная чаша, в которую наливалась нефть, горевшая "вечным" пламенем.



Проделанный эскизный проект реконструкции вернул истории архитектуры Азербайджана образ древнего алтаря огня, пылавшего в общем культовом комплексе. ?з этого культового комплекса, к счастью, дошел до наших дней древний башенный храм, названный впоследствии Девичьей башней ([2], с. 21).



Хочется отметить, что лишь самоотверженная настойчивость археологов сохранила для истории фотографию, обмер и описание обнаруженного древнего алтаря, который, к сожалению, вскоре был уничтожен.

Алтарь имел восьмигранное трехступенчатое основание, каждая ступень была высотой 22-25 см, в центре верхнего основания была установлена восьмигранная колонна высотой 110 см и шириной 45 см. На колонне была установлена каменная чаша. Местом опоры ее служило неглубокое круглое сферическое углубление на верхней части колонны, вся высота алтаря была примерно равна 225-235 см. В колонне, а, следовательно, и в чаше не было отверстия для газа, а отсюда вывод, что в чаше горела нефть. Следы огня и нефти явно прослеживались в верхней части колонны. Алтарь, несомненно, возведен по установившемуся на Абшероне жреческому канону и был широко распространен в странах Ближнего Востока, являясь, видимо, наиболее древним образцом культовых сооружений указанного типа. Алтарь был возведен, предположительно, за несколько веков до нашей эры. Возникнув на Абшеронском полуострове, среди "вечных" газовых и нефтяных огней, исследуемый высокий жертвенник - алтарь огня в дальнейшем был перенесен в Мидию и в Сасанидский ?ран, где, судя по рельефу на скальной гробнице Кызгапан ([4], с. 23, р. 20) и по изображениям на многих монетах ([5], с. 222-232), он претерпел некоторые изменения, превратившись в невысокие алтари огня, в основном, ниже человеческого роста. Композиционная структура алтарей оставалась единой, видимо, подчиненная канонизированным требованиям, на основе которых были созданы абшеронские жертвенники огня (рис. 2).

Согласно законам древних религий человек представлял себе картину мира в виде многоступенчатой структуры. На основе такого познания мира он создавал свои культовые и мемориальные сооружения. Человек представлял себе картину мира в виде древа познания и жизни, вырастающего из ступенчатой горы (символ земли), ниже которой идет подземный мир, само древо жизни – земная сфера, а выше расположена райская сфера ([6], с. 1, 4, 16). Реконструированный алтарь подчинен вышеприведенным канонам: трехступенчатое основание - символ горы, стержень алтаря - это продолжение темы древа жизни - земная сфера, а огонь, пылавший в чаше, - это райская сфера Арта, ипостась Ахура Мазды на земле.

Литература:
1. ?смизаде О. Ш., Джидди Г. А. О надгробиях, выявленных во дворе культового сооружения, открытого около Девичьей башни. МКАз, т. 8. Баку, Элм, 1976.
2. Ахундов Д. А. Особенности развития архитектуры древнего Азербайджана. Автореферат докторской диссертации. М., 1980.
3. Ахундов Д. А. О происхождении, назначении и датировке бакинского башенного храма (Гыз галасы). Уч. зап. Мин. В и ССО Азерб. ССР, сер. X, №1. Баку, изд. АзП?, 1974.
4. Усейнов М., Бретаницкий Л., Саламзаде А. ?стория архитектуры Азербайджана. М., Г?З лит. По строительству, архитектуре и стройматериалам, 1963.
5. Луконин В. Г. Культура Сасанидского ?рана. М., "Наука", 1969.
6. Ахундов Д. А., Ахундов М. Д. Культовая символика и картина мира, запечатленная на храмах и стелах Кавказской Албании. IV Международный симпозиум по грузинскому искусству. Тбилиси, 1983.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rustam



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 807

СообщениеДобавлено: Ср Июл 28, 2004 4:30 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Зди друва, фрия Хварнахвант ча виспе.
Здравствуйте, дорогой Фаррух и все.

Цитата:
Возникнув на Абшеронском полуострове, среди "вечных" газовых и нефтяных огней, исследуемый высокий жертвенник - алтарь огня в дальнейшем был перенесен в Мидию и в Сасанидский ?ран, где, судя по рельефу на скальной гробнице Кызгапан ([4], с. 23, р. 20) и по изображениям на многих монетах ([5], с. 222-232), он претерпел некоторые изменения, превратившись в невысокие алтари огня, в основном, ниже человеческого роста.

Дорогой Фаррух, кто является автором высказывания "Возникнув на Абшеронском полуострове, среди "вечных" газовых и нефтяных огней, исследуемый высокий жертвенник - алтарь огня в дальнейшем был перенесен в Мидию и в Сасанидский ?ран"? Насчёт рельефа в Кызкапане и монет ты написал ссылки ([4], [5]).

Я в 1995 г. опубликовал в книге "Археология и художественная культура" в АН Республики Узбекистан кое-что о возникновении высоких алтарей. Они существовали у Северных Ариев (т. н. "индоевропейцев") -- народов Северной Европы и живших в древности на Севере предков иранцев и предков греков за много столетий до прихода иранцев на Кавказ, в Мидию и в ?ран. Севернее Кавказа известны гораздо более древние высокие алтари в Арийской Средней Азии. (Другая группа Ариев, которую условно можно назвать "южной", включает в себя, например, индийцев и римлян и имеет низкие алтари -- на уровне земли.) Следовательно, можно выдвинуть гипотезу о распространении высоких алтарей с Арийской прародины на территорию современного ?рана, на Кавказ и на Грецию.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rustam



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 807

СообщениеДобавлено: Ср Июл 28, 2004 5:05 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Зди друва, Арьяс ча виспе.
Здравствуйте, друзья и все.

Цитата:
Афанасий Никитин посещал Аташгях проездом. Это говорит о том, что русские познакомились с религией Огня задолго да пришествия Пал Палыча.

Да, ты сказал совершенно точно, задолго до него. В археологических исследованиях культуры восточных славян раскопаны древние алтари Огня -- см. академическое двадцатитомное издание [Археология СССР], издаваемое в 1980-ых годах (возможно, сейчас РАН продолжает издавать его). Формат томов -- около 42 на 30 сантиметров. По данным антропологии, многие русские (возможно, большинство) являются потомками скифов и сарматов в расово-генетических аспектах. Есть определённая преёмственность в языке и духовной культуре. В русском фольклоре есть сказки, изумительно близкие к Заратуштрийским текстам.

Другие аспекты знакомства русских с Заратуштрой -- издания Шах-Наме -- с начала существования СССР Шах-Наме публиковали интенсивно до 1991 года. В Шах-Наме хорошо говорится о Мазде Ахуре, Авесте, Заратуштре и Маздаяснийской Даэне.

В 1930-ых годах Максим Горький основал серию, которую в 1970-ых годах назвали "Библиотека Всемирной Литературы" (БВЛ). В первом томе этой серии, в разделе "Древнеиранская литература", напечатали переводы Гат Заратуштры -- Ясну 28 и Ясну 29, и Яшта Пятого. Во введении к этому разделу напечатали также переводы фрагментов других частей Гат.

В книгах -- Бертельса -- "?з истории персидской и таджикской литератур", около 50 лет назад, и Брагинского -- с очень похожим названием, около 30 лет назад -- напечатаны их переводы из Гат и Авесты.

Библиография русской Авестологии есть в конце книги Лелекова [Авеста в современной науке].
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Farroukh



Зарегистрирован: 25.12.2002
Сообщения: 356

СообщениеДобавлено: Чт Июл 29, 2004 7:14 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Уважаемый Рустам!

Автором является Давуд Ахундов.

О том, что "наши" Храмы Огня ничуть не хуже, чем "ваши", писал Моди, которого, надеюсь, вы воспринимаете более серьезно, чем меня. Надеюсь, вы не станете уверять, что поклонение газо-нефтяным факелам, которые горят у нас не менее 10 тыс. лет, пришло извне? Надеюсь, вы знаете, что огонь почитался и у местных кавказских народов, и это не имело никакого отношения к зороастризму. Культ Огня был здесь с древних времен.

Я не понимаю ваше желание принизить значение зороастрийских памятников Азербайджана (Арана). Несмотря на то, что арабы до нас добрались намного раньше чем до Маверрранахра и успели почти все разрушить, у нас сохранилось какое-то количество явных артефактов, о которых я и пишу. Вы бы поместили здесь статьи о Храмах Огня в Средней Азии, дахмах и дахмаках, а не занимались доказыванием того, что западные иранцы - вовсе не иранцы, не арии, и не зороастрийцы, и вообще Великие Восточные ?ранцы всему их, бестолочей, научили.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rustam



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 807

СообщениеДобавлено: Чт Июл 29, 2004 2:13 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Зди друва, фрия Хварнахвант ча виспе!
Здравствуйте, дорогой Фаррух и все!

Цитата:
Автором является Давуд Ахундов.

Спасибо!

Цитата:
О том, что "наши" Храмы Огня ничуть не хуже, чем "ваши", писал Моди, которого, надеюсь, вы воспринимаете более серьезно, чем меня.

Дорогой брат Фаррух, я не оцениваю Храмы по "лучше\хуже", все Храмы Огня -- Святые и Прекрасные, они -- единая целостность. Я воспринимаю и Моди, и вас очень хорошо и очень доброжелательно и ни в коем случае не подкалываю. Я только сообщил артефакты для совершенствования знания слушателей Форума. В этих артефактах нет абсолютно ничего обидного для вас. В соответствии с Авестой прошу вернуться к дружескому и любящему общению на "ты", без отчуждённого и разделяющего "ввввы". :rolleyes:

Цитата:
Надеюсь, вы не станете уверять, что поклонение газо-нефтяным факелам, которые горят у нас не менее 10 тыс. лет, пришло извне?

Конечно, дорогой Фаррух, ты совершенно прав, и никто не скажет, что поклонение пришло извне.

Цитата:
Надеюсь, вы знаете, что огонь почитался и у местных кавказских народов, и это не имело никакого отношения к зороастризму. Культ Огня был здесь с древних времен.

Да, я знаю, что огонь почитался у большинства народов мира на всех материках, и культ Огня был у них с древних времён.

Цитата:
Я не понимаю ваше желание принизить значение зороастрийских памятников Азербайджана (Арана).

Дорогой Фаррух, я не принижал, не принижаю и не буду принижать значение Заратуштрийских памятников Аррана. Я только сказал о том, что существуют и другие памятники в других областях -- и южнее Аррана, и севернее, и восточнее, и западнее. ? это прекрасно, в этом нет ничего унизительного, ничего плохого. Мы все являемся Единым Гармоничным Целым (или должны стремиться стать такими), чтобы мы сохранились и развивались.

Цитата:
не занимались доказыванием того, что западные иранцы - вовсе не иранцы, не арии, и не зороастрийцы

Такого я никогда не думал, нигде не говорил, и не скажу. Я уверен, что западные иранцы -- иранцы, арии, Заратуштрийцы.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Farroukh



Зарегистрирован: 25.12.2002
Сообщения: 356

СообщениеДобавлено: Пт Июл 30, 2004 7:42 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Рустам, надеюсь, здесь появятся статьи о зороастрийских памятниках Средней Азии? Я отправил соответствующий материал ?скандар-бро, но он отбыл на историческую Родину и нескоро займется этим. Я где-то читал, что одна из мечетей Хорезма была Аташкадэ? Поподробнее, пжл.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Благоверие -> ?стория Часовой пояс: GMT
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Разработчик сайта: Fractalla Design контакты  |  карта сайта