Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Год 3762 Заратуштрийской Эры,
месяц Ардибехешт, день Дей бе Азар.

08.02.3762 ЗЭ

Подписка на новости
Поиск
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Главная  
Благоверие :: Просмотр темы - От Бомбея до Баку spy click sms spy useing bluetooth app mobile spy tips on catching a cheating spouse
Список форумов Благоверие Благоверие
Сайт Русского Анджомана
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

От Бомбея до Баку

 
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Благоверие -> ?стория
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Farroukh



Зарегистрирован: 25.12.2002
Сообщения: 356

СообщениеДобавлено: Чт Июл 01, 2004 7:45 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Во время личной встречи со мной бомбейский парс-зороастриец, уважаемый эрбад Рамияр Парвиз Каранджиа упомянул о книге Дживанджи Джамшиджи Моди (1854-1933), парсийского ученого, изучавшего зороастрийскую религию и написавшего ряд книг по этой теме. Среди них есть изданная на гуджарати в 1926 г. в Бомбее книга "Maari Mumbai bahaarni sahel" ("Мои путешествия за пределы Бомбея"), где на стр. 266-276 Моди описывает свой визит в Баку в 1925 г. Этот раздел был переведен на английский и выслан нам.

Моди посетил Аташгях в Сураханх и отметил, что в настоящее время он уже является индуистским храмом богини Джваладжи. Однако больший интерес представляет кое-что другое. Впрочем, дадим слово самому Моди.

Помещаю здесь в переводе отрывки из этой книги:

?з Тифлиса в Баку: с данью уважения морю Вурукаша

С благословения бога (Худа Тала) 24 сентября 1925 года я впервые ступил на святую землю Азербайджана. Я благодарю Ахура-Мазду (Дадар) за то, что он помог мне посетить эту страну. Я покинул Тифлис после полуночи 23 сентября и спустя примерно 16 часов, я прибыл в Баку в 5 часов утра следующего дня, 24 сентября. За 2-3 часа перед прибытием в Баку я впервые увидел просторные берега моря Вурукаша (Каспийского моря). В моих вечных молитвах Африне семи Амеша-Спента я совершал хамазор зааре Вурукаш, чтобы увидеть это море. Теперь я вижу его своими глазами. По этому поводу я совершил ритуал кусти и произнес ежедневные утренние молитвы ("хаван гах"), повторил вслух "Аван ардвисур ниаеш" и почтил это море с восхвалениями Ахура-Мазде (Худа Тала).

В древности здесь был атеш-кадэ

... В наших древних сочинениях есть упоминания о поклонении огню, бьющему прямо из земли. Среди всех разновидностей огня был особо описан один вид как горящий без топлива. Это и есть тот самый огонь из горящего месторождения природного газа, который горит день и ночь. Один из ранних католических священников по незнанию описал это явление как следствие магии зороастрийского жреца, стимулирующего непрерывное горение. Но здесь нет никакой магии - это природное явление...

В конце каждой из пяти молитв (гах) мы совершаем молитву, поминая различные огни:

"Thwaam aatarem Ahurahe Mazdaao puthrem... yazamaide.
Apaam Naptaarem Yazamaide.
Nairim Sanghhem yazamaide".

Перевод:

"мы чтим тебя, Атеш, сын Ахура-Мазды
Мы чтим Апам наптара Атеша
Мы чтим Наиръосангу Атеша".

В этой молитве к Атешу фигурирует слово "наптар", и происходит от широко распространённого слова "напта" (нефть). Нефть струится подобно жидкости и потому Атеш называется "ап", т. е. "жидкость". Если я не ошибаюсь, об этом говорил господин Мехерджибхай Паланджи Мадон в нашем Обществе по ?сследованию Зороастрийской Религии.

... В древние времена в этой стране было несколько атеш-кадэ с горящим природным газом, схожих с огнем из нынешнего храма в Баку и других местах. Следовательно, в Баку должны были быть еще аналогичные атеш-кадэ. В десяти милях от Баку... протекает река Кура, Курус (Кир), которая берёт начало в Кавказских горах и впадает в Каспийское (Вурукашское) море. ?звестно, что римский император Гераклий приказал уничтожить все атеш-кадэ, располагающиеся над этой рекой. Вышеуказанный автор, мистер Генри, цитируя Гиббона, пишет о Баку следующее: "Гераклий разбил лагерь в степях на берегу Куры, в десяти милях к югу от Баку. Там, согласно Гиббону, по его приказу солдаты погасили огни и уничтожили храмы магов. Двенадцать лет спустя Персия была во второй раз покорена арабами, которые огнём и мечом обращали людей из огнепоклонничества в мусульманство. Многие нашли убежище в Ормузе, что в ?ндии, и от них произошли современные парсы Бомбея".

Описанное Гиббоном уничтожение (погашение) зороастрийских атеш-кадэ в Баку руками Гераклия на самом деле происходило так: правитель Персии, Хосров Парвиз, атаковал святые христианские места в Палестине и увёз с собой в ?ран святой крест, на котором был распят ?исус Христос. Мстя за увезённый в ?ран крест, этот римский император уничтожил все иранские атеш-кадэ.

Здесь есть башня, называемая Девичья Башня. Внутри ее - семь этажей и каналов для распространения нефти (или газа). Я изучил эту башню до самого верха... Основываясь на моём исследовании, я могу сказать, что эта башня - древняя иранская постройка, являющаяся атеш-кадэ. Но это не обычный атеш-кадэ с огнём, получаемым жрецами путём сожжения дров. Это - атеш-кадэ, питаемый природным газом, нефтью ("апам напат"). Семь (хафт) - это святое число в зороастризме и по этой причине в башне семь этажей. На каждом этаже, в углу имеется выход для природного газа (нефти), который при горении был похож на огненный шар. Эта башня высотой более 80 футов. Ступеньки лишь с одной стороны; ее диаметр на вершине составляет 40 футов. С верхушки виден просторный берег Вуракашского (Каспийского) моря, и можно наблюдать за солнцем, луной и звёздами.

У нас в ?ндии, среди развалин известного древнего города Таксилы недалеко от Равалпиди, сэр Джон Маршалл обнаружил руины древнего атеш-кадэ, где имелся высокий минарет, построенный в архитектурном стиле древнего вавилонского Зиакурута. Этот атеш-кадэ, с вершины которого можно видеть соседнее море или реку, или озеро и наблюдать за солнцем, луной, звёздами, горами и поклоняться им, выглядел как древние атеш-кадэ. Я уже писал в этой книге, что Атеш Бехрам в Навсари был построен в стиле древнего атеш-кадэ. Здесь, в Баку, эта башня, которую мой гид связывал с Вавилоном, является атеш-кадэ. Это не традиционный атеш-кадэ, где огонь зажигался при помощи сандалового или сухого дерева - здесь горел огонь природного газа или нефти ("апам напат").

Я сразу же отверг существование единого типа атеш-кадэ, основываясь на мои предыдущие исследования на эту тему. Но с другой стороны, я затронул тему о другом типе атеш-кадэ, и надеюсь, что мой визит в Баку будет полезен для моих коллег. Этот атеш-кадэ может быть одним из разрушенных Гераклием, как сказано у Гиббона, либо из разрушенных позже арабами. В моём докладе перед местными учёными и членами Общества археологов, а также во время моей встречи с президентом республики, я акцентировал важность данного атеш-кадэ и упрашивал их сделать всё возможное для его защиты.



Встреча с президентом республики

Здесь в Азербайджане численно доминируют мусульмане, и избранный президент, достопочтенный Агамалиоглы (60 лет), также является мусульманином. Он - человек с открытым умом. ?з-за физических проблем с его ногами, он не смог присутствовать на моем втором докладе. Однако ему хотелось встретиться со мной - в последний день моего пребывания в Баку он послал за мной свой личный автомобиль. Наша встреча обрадовала меня по двум причинам. Во-первых, мне удалось вызвать его интерес к нашей древней иранской культуре. ?, во-вторых, мне довелось узнать обо всех деталях политической ситуации в его стране. Я отметил важность древнего башенного атеш-кадэ, и обратился к нему с пламенной просьбой сохранить его в хорошем состоянии. Я также попросил его информировать нас о каких-либо археологических исследованиях, которые могли бы бросить свет на нашу древнюю иранскую культуру.

Он выразил оптимизм увеличением важности Азербайджана с тех пор, как он стал независимой республикой. Он сообщил мне, что все религии свободны в его стране: "Если вы, зороастрийцы, придёте ко мне с просьбой получить сураханский атеш-кадэ в качестве атеш-кадэ, я буду рад исполнить её. Если вы хотите возродить Девичью Башню как атеш-кадэ, я буду рад помочь вам".

В этой стране родился известный поэт Низами. Местом его рождения является древний город Гянджа, называемый сегодня Елизаветполем, и который расположен между Тифлисом и Баку. В годовщину смерти поэта я написал статью о нём. Он пересказал историю Хосрова Парвиза в красивых стихах на персидском языке.

Сегодня я покидаю Азербайджан, который связан с нашей святой религией и упоминание названия которого, а также берега Вуракашского (Каспийского) моря, наполняют мое сердце сладостью. Столовая в моей гостинице находится не на первом, а на пятом этаже. Здесь, в мягких лучах солнца, совершая утренние молитвы (хаван гах), я пристально наблюдал за берегами Вуракашского (Каспийского) моря, и оно вдохновило у меня множество хороших мыслей. Я завершу эти строки, сказав несколько слов о "куринской" рыбе из Вуракашского (Каспийского) моря.

Так выглядит Девичья Башня в наши дни:



Рыба "Кур махи"

В наших летописях упоминается рыба, называемая "кур махи". Место обитания этой рыбы - Вуракашское (Каспийское) море. Об этой рыбе в "Бехрам Яшт" (пар. 29) сказано, как Бехрам Язад даровал Заратустре способность видеть очень маленькие вещи, подобно одной рыбе - "кур махи":

"Ahmaai dathat Verethregano Ahuradhaato... Aomcha sukem yim baraity karo masyo".

Происхождение этой рыбы связывается с рекой Рангаа, где сказано, что рыба способна видеть даже корень и кончик крошечного волоска: "Yo Ranghahyaao... vareso stawanghem aapo urwaesem maarayaete". Эта рыба изобилует в Каспийском море; проф. Джексон утверждает, что образец этой рыбы хранится в Кавказском музее в Тифлисе. Эта рыба называется "осётр", а её зоологическое имя - "Acipenser huso".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Фарнабаг



Зарегистрирован: 11.01.2004
Сообщения: 483

СообщениеДобавлено: Чт Июл 01, 2004 8:14 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Очень интересно, спасибо.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Bahman



Зарегистрирован: 19.11.2003
Сообщения: 996

СообщениеДобавлено: Пт Июл 02, 2004 4:38 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Только зря приснопамятный уважаемый Моди поминает добрым словом Низами. Хоть этот поэт и сочинял поэмы о домусульманских героях ?рана, он по любому поводу поносит ту древнюю зороастрийскую веру этих героев и вообще многие домусульманские традиции. А моему поганому румийскому (македонскому) тезке в ?сканадар-наме он прямо ставит в заслугу разрушение храмов огня и признает его так сказать "протомусульманином" - тот в его поэме совершает "хадж" к Каабе.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Farroukh



Зарегистрирован: 25.12.2002
Сообщения: 356

СообщениеДобавлено: Пт Июл 02, 2004 8:30 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

?скандар, бро, Моди намекал на совсем другое. В одной из поэм (не помню название) Низами описывал башню неверных, где огню поклонялись сто эрбадов. Низами был мусульманином, поэтому его реакция была соответствующей.

Very Happy Very Happy Не обижай Низами, а то я возьмусь за Омара Хаяма Very Happy Very Happy (конец флуда).

Огромное спасибо Джамшиду Джамшидовичу, по инициативе которого эта книга из личной библиоткеи мобеда Дастура была отсканирована и переведена на английский.

Сепас, бро!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ahum-Darsh



Зарегистрирован: 23.01.2003
Сообщения: 506

СообщениеДобавлено: Пт Июл 02, 2004 11:07 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Дорогой Farroukh! *) А что не так с Хаямом-то? ')
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Farroukh



Зарегистрирован: 25.12.2002
Сообщения: 356

СообщениеДобавлено: Пт Июл 02, 2004 7:17 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

С Хаямом полный порядок, это я так, в отместку ?скандару Very Happy
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jamshid
Динъяр


Зарегистрирован: 25.12.2002
Сообщения: 1448
Откуда: Минск, Беларусь

СообщениеДобавлено: Пт Июл 02, 2004 10:24 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

QUOTE(Farroukh @ 02.07.2004, 12:30)
Огромное спасибо Джамшиду Джамшидовичу, по инициативе которого эта книга из личной библиоткеи мобеда Дастура была отсканирована и переведена на английский.

Моя роль здесь более чем скромная. Спасибо следует сказать прежде всего моему учителю, Эрваду, очень хорошему другу и прекрасному человеку Соли Дастуру, который принял активное участие в поиске и переводе фрагмента книги; его племяннику Зариру Дарбари из Мумбаи, который запросил помощь в поиске книги у Дастуров Мумбаи и отсканировал нужный материал; Дастурджи д-ру Пешотану Мирза, первосвященнику Удвады, который обратился к Вада Дастурджи Джамаспу Аса, и особенно Вада Дастурджи, который предоставил книгу в наше распоряжение.

Хамазор бим!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Farroukh



Зарегистрирован: 25.12.2002
Сообщения: 356

СообщениеДобавлено: Пн Июл 05, 2004 12:45 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

QUOTE(Jamshid @ 03.07.2004, 01:24)
Моя роль здесь более чем скромная. Спасибо следует сказать прежде всего моему учителю, Эрваду, очень хорошему другу и прекрасному человеку Соли Дастуру, который принял активное участие в поиске и переводе фрагмента книги; его племяннику Зариру Дарбари из Мумбаи, который запросил помощь в поиске книги у Дастуров Мумбаи и отсканировал нужный материал; Дастурджи д-ру Пешотану Мирза, первосвященнику Удвады, который обратился к Вада Дастурджи Джамаспу Аса, и особенно Вада Дастурджи, который предоставил книгу в наше распоряжение.

Хамазор бим!

Знаю, Джамшид, знаю. Но не будь твоих усилий, книга не дошла бы до меня.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Благоверие -> ?стория Часовой пояс: GMT
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Разработчик сайта: Fractalla Design контакты  |  карта сайта