Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Год 3762 Заратуштрийской Эры,
месяц Ардибехешт, день Азар.

09.02.3762 ЗЭ

Подписка на новости
Поиск
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Главная  
Благоверие :: Просмотр темы - Зороастризм и манихейство spy click sms spy useing bluetooth app mobile spy tips on catching a cheating spouse
Список форумов Благоверие Благоверие
Сайт Русского Анджомана
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Зороастризм и манихейство
На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
 
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Благоверие -> Благая Вера
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Sever



Зарегистрирован: 10.09.2003
Сообщения: 454

СообщениеДобавлено: Чт Июл 01, 2004 12:37 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Предлагаю почитать статью из журнала "Митра" о манихействе.

Тамара Разговорова, Галина Соколова. Манихейство: в прошлом и настоящем.
Зороастрийский вестник "Митра". №3. СПб, 1999. Стр. 12-19.


Представляем вниманию читателей новые сведения из истории возникновения манихейства и основные положения версии Мани о происхождении мира, подробно изложенные в его книге "Кефалайа" ("Главы"), недавно изданной в серии "Памятники письменности Востока". Ее появление в книжных магазинах города показывает актуальность разоблачения лжепророка и в настоящее время. Манихейская ересь возникла гораздо раньше, чем родился ее пророк, она исказила и подменила основные понятия зороастрийской религии. В "Бундахишне", пехлевийском тексте, излагающем утраченный авестийский Дамдад-наск, одну из 21-й книги "Авесты", описывается творение мира (как видимого, так и невидимого) Богом-Творцом Ахура Маздой, в то время как злой дух Ангра Манью не участвовал в создании мира, а вторгся в него, разрушив благие творения и создав только дэвов и демонов. По представлениям Мани, Ахура Мазда сотворил только мир идей, а Ангра Манью - весь видимый мир как полное воплощение зла, что противоречило основной идее зороастризма [3].

О происхождении Мани и его "миссии"

Манихейство как религиозное течение возникло в III в. н. э. и получило название по имени своего основателя Мани, который считал, что изначально существовала одна единственная религия, но потом она была искажена разными "еретическими толкованиями", так произошли зороастризм, буддизм, христианство, которые соответственно возглавили Заратуштра, Будда и Христос. После них возникла, якобы, необходимость в объединении всех имеющихся религий, в их синтезе, для чего и был послан на Землю с миссией он - Мани. Однако, претендуя на звание мировой религии, манихейское учение стало одной из самых живучих и коварных ересей, распространившихся по всему миру.

Большое влияние на формирование мировоззрения Мани оказало его воспитание в детстве, которое он провел в иудейско-христианской общине. Предполагают, что родился Мани 14 апреля 216 г. н. э. в Вавилонии, во времена падения Аршакидской династии и воцарения в 227 г. Арташира I, родоначальника династии Сасанидов. Мать Мани принадлежала к древнему армянскому роду Камсаридов. Отец был зороастрийцем, но незадолго до рождения сына сменил веру и вступил в иудейско-христианскую общину вблизи города Месена. Члены этой общины вели аскетический образ жизни, не пили вина, были вегетарианцами, очищали пищу водосвятием, придерживались ежедневных ритуальных омовений, за что их называли "омывающиеся" (в переводе с арабского). Другие названия - "элхасаиты" (по имени религиозного деятеля Элхасая) и "баптисты" (греч.). ?мевшаяся в общине иудео-христианская литература сыграла значительную роль в становлении личности будущего "реформатора".

Считается, что когда Мани было 12 (или 13) лет, на него снизошло первое озарение. Ему явился "божественный двойник" и призвал его "нести в мир истинную, изначальную, вселенскую религию, возвещая ее всем странам и народам". А когда Мани исполнилось 24 года, он выступил перед общиной со своей первой проповедью, заявив, что "всякая плоть есть скверна, и, поэтому, омовения не очищают тело" [4, с. 21]. Руководство общины встретило речи будущего лжепророка враждебно. В дошедшем до нас "Кёльнском кодексе" сообщается, что разозленные нападками на уклад общины пресвитеры избили Мани и оттаскали за волосы. После этого он покинул общину со своим отцом и двумя юношами, которые впоследствии стали его учениками, и отправился вверх по течению Тигра и Евфрата, в страну Селевкии - Ктесифона. Оттуда он перебрался на север (в города Гунозак, Хенрикс и Кёнен), а потом в Армению и ?верию.

Так Мани начал свою миссионерскую, деятельность. Он вел скитальческую жизнь бродячего проповедника и останавливался преимущественно в иудео-христианских общинах. Его проповеди не везде имели успех, и часто триумфы перемежались с полными провалами, но, тем не менее, у него появляются новые ученики, и он пишет свои книги. В это время он отправил первую миссию во главе со своим отцом Патиком в Римскую ?мперию, а сам отправился проповедывать в ?ндию. На обратном пути он посетил царства Туран и Мукран (современный Белуджистан) и обратил в манихейство правителя Турана.

К началу 243 г. Мани добился расположения шаханшаха ?рана Шапура I и в течение 10 лет, пользуясь его покровительством, активно проповедовал свое учение по всему ?рану. В период с 242 по 253 гг. им была написана единственная книга на персидском языке "Шапуракан", где излагались основы манихейской религии и содержались некоторые биографические данные. Затем на Мани и его учение начались гонения как со стороны зороастрийцев, так и со стороны христиан. После разрыва с Шапуром Мани вынужден был бежать из ?рана. Долгое время он находился в опале, но это не остановило его. Он продолжает свою "миссию", несмотря на разоблачения и преследования его главой зороастрийской духовной власти, первосвященником Кирдером. После смерти Шапура I его преемник Ормизд отнесся к Мани весьма благосклонно, поэтому Мани смог отправиться в свое новое путешествие - по Ассирии. Но и на этот раз фортуна недолго благоволила к "мессии". Через год царствования Ормизда, после его неожиданной смерти, на престол вступил Бахрам I, ревностный зороастриец, который жестко ограничил сферу влияния Мани. По приказу Бахрама I, конечно, не без участия Кирдера, лжепророк был заключен в темницу и, после 26-дневного заключения, там умер. Есть несколько версий относительно обстоятельств его смерти. По одной из них Мани умер после того, как его сковали по рукам и ногам и надели на шею колодки. Согласно другим источникам, Мани был казнен - ему отрубили голову и повесили на воротах Белабада, потом его тело было оплакано и обмыто его учениками, а его веши - две книги и посох - отправили верующим. Некоторые исследователи утверждают, что перед смертью с Мани содрали кожу, другие - что он был распят. Только манихейские тексты говорят о смерти Мани в тюрьме, а греческие, сирийские и арабские сообщают о его казни по приказу царя. Можно предположить, что, скорее всего, верна первая версия, так как манихеям не было смысла умалчивать о мученической смерти их учителя. Тем не менее, смерть Мани в тюрьме позволила его ученикам и поклонникам сделать его героем, пострадавшим за свои убеждения, что дало толчок для распространения новой волны манихейства по всему свету.

Дата смерти Мани определяется в разных источниках по-разному: март 274 г. - февраль 277 г., т.е. он прожил около 60 лет. За это время его еретическое учение пустило свои цепкие корни не только в Азии, но и в Европе и Африке. Перед смертью Мани удалось отдать последние распоряжения, он поставил во главе своей церкви Сисинния, правившего после него 10 лет. Позже во главе манихейства оказался другой ученик Мани - ?ннай. Сообщается, что он вылечил царя от неизлечимой болезни, чем заслужил к себе благосклонность, таким образом манихеи получили временную передышку.

Некоторые исследователи, ссылаясь на "Деяния Архелая", предполагают, что Мани был "вольноотпущенником вдовы" (в прошлом - блудницы) и стал проповедником, унаследовав книги еретического содержания от двух проповедников, которые хотели взлететь в небеса, но не смогли и разбились. Мани (иногда его называли Манес, а настоящее имя его было Курбик) переделал "Речения Христовы" и объявил себя "апостолом Христа", повсеместно распространяя свою ересь. Его общины в народе назывались "сектами вдовы". Однако убедительных доказательств этих фактов из деятельности Мани не сохранилось.

Пик распространения манихейства на Западе датируется IV в. В это время манихейские общины существовали в Северной Африке, по всей Малой Азии, в Греции, ?ллирии, ?талии, Галлии и ?спании.

В Египте первыми манихеями были Паппос (ученик Мани) и Фома (автор ряда псалмов). С начала IV в. манихеи очень активизировались в городах Ликополъ (современный Асьют) и Гипсела. Главой египетских общин был Аортоний. В V в. манихейство в Египте сошло на нет, и члены манихейских общин перешли в ортодоксальное христианство.

В V–VI вв. в манихейской церкви произошел раскол, но, несмотря на это, она продолжала существовать на протяжении всего правления Сасанидов, с центром в Вавилонии. С VI в. манихейство в Европе начало приходить в упадок в связи с репрессиями.

К концу VIII в. манихейские общины оставались только в Северной Африке и на востоке Сасанидской империи. Дольше всего манихейство продержалось в Центральной Азии, где его возглавил Map AMMO, хорошо знавший парфянский язык. В VII–VIII вв. с завоеванием Китаем Восточного Туркестана согдийские купцы принесли манихейство в Китай. В 763 г. был обращен в манихейство глава государства уйгуров Бегю-хан, и ханским указом манихейство было объявлено официальной религией степной империи уйгуров, где оно просуществовало до завоевания киргизами (до 840 г.). В X в. центр манихейства переместился в Самарканд.

С середины IX в. начались антиманихейские преследования в Китае. ?мператорский указ 1120 г. гласит о разрушении манихейских храмов. В Восточном Туркестане манихейство продолжало существовать до XIII в., а в Китае - до XIV в., после чего манихейские общины в Китае адаптировались и стали буддийскими или даосскими. Две манихейские книги даже вошли в даосский канон.

Согласно свидетельствам, манихейская община состояла из 5 рангов: учителя, епископов, пресвитеров, избранников и слушателей (рядовых верующих). ?збранниками могли быть и мужчины, иженщины, но жили они в раздельных монастырях, давали обет безбрачия, не имели собственности и не могли заниматься мирскими делами (земледелием, ремеслом, торговлей). Манихейство, таким образом, искажало жизнеутверждающую основу зороастризма, потому что согласно зороастрийским обычаям каждый здоровый человек должен был вступить в брак, иметь семью и потомство. Особо почитались священные профессии такие, как кузнец, землепашец, ремесленник.

Члены манихейской общины молились, соблюдали посты, переписывали книги. Как пресвитеры, так и избранники могли быть проповедниками. Существовали манихейские храмы или молитвенные дома, где собирались верующие слушать проповеди и молиться. Манихейский канон состоял из 7 книг, написанных на арамейском языке.

В начале ХХ в. во время археологических раскопок в Восточном Туркестане (ныне территория Китая) было обнаружено множество рукописей на среднеперсидском, парфянском, согдийском, уйгурском и китайском языках, которые включают в себя фрагменты из манихейских текстов. Эти рукописи относятся к VIII в., то есть к расцвету центрально-азиатского манихейства.

В 1928 г. немецкий учёный К. Шмиди случайно приобрёл в Палестине рукописную книгу "Кефалайа" ("Главы"), написанную на коптском языке, что указывает её происхождение из Верхнего Египта. Шмидт установил, что жители селения близ города Асьют продали папирус торговцам. Позже кига была приобретена Берлинским музеем. Папирус датируется IV в., то есть от времени жизни Мани его отделяет, самое большее, 100 лет.

Рукопись "Кефалайа" является одним из самых древних манихейских текстов. В неё входят 122 главы, в которых излагаются манихейские воззрения на создание мира и дальнейшее его развитие, а также приводятся основные заповеди для манихейских "праведников". ?зложение ведётся от лица Апостола, которому ученики задаюи вопросы. В роли Апостола выступает сам Мани - "единственный, самый истинный пророк".

Основные положения манихейского трактата "Кефалайа" и их отличие от зороастрийского учения

Создание мира

Претендуя на роль пророка мировой религии, Мани искусно соединил в своем учении основные положения различных религий: так, из зороастризма он взял понятия о добре и зле и исказил их; из буддизма - закон перевоплощений; из христианства - необходимость покаяния и из вавилонской астрологии - устройство небесной сферы. Сплав различных религиозных веяний был отшлифован им с виртуозным мастерством. Характерные черты этого еретического учения можно отследить по дошедшей до нас книге "Кефалайа". От страницы к странице автор настойчиво проводит свою основную идею - о смешении Света и тьмы, Добра и зла как принципе устройства нашего мира.

По мнению Мани, изначально во Вселенной были две равные силы: Свет и тьма. Они располагались, не соприкасаясь, вертикально друг к другу: Свет - в высоте, а тьма - в бездне. Творения Света были духовны и нематериальны. К ним относились миры богов и ангелов. Основой же тьмы была Материя (иногда она называется грехом или помыслом смерти). Все творения ее были агрессивны, безобразны и смертны. Потом непреодолимая граница между Светом и тьмой была нарушена вследствие того, что тьма "позавидовала" Свету и решила его захватить: "Мрак повел борьбу со Светом, желая царствовать над сущностью, которая ему не принадлежала; он разделил Свет. По такой великой необходимости от Отца Величия вышла сила, то есть Первочеловек, он облекся во всеоружие Света, смирил всего неприятеля и распял его в пяти стихиях светлых, они же - всеоружие Света остались в бездне, смешавшись с пятью стихиями мрака" [4, с. 55–56]. Так Мани распял мрак в пяти стихиях светлых, а Свет смешал со стихиями мрака. В результате смешения возник наш мир, в котором Материя взрастила свои плоды. Недозревшие из них и сброшенные на Землю, так называемые "выкидыши", стали прародителями Адама и Евы, от которых произошли другие люди. Человек при этом стал орудием смешения Добра и зла.

По зороастрийскому мифу, изложенному в "Бундахишне", Хормазд был высшим по своему всеведению и доброте, пребывал вечно в Бесконечном Свете. Ахриман же, медленный в понимании, чья воля была направлена на разрушение, был погружен в Бесконечную Тьму. Между ними была Пустота, называемая Вайю, но на этой границе Бесконечный Свет и Бесконечная Тьма были конечны. Ахриман, восстав из глубин тьмы, вышел к границе и увидел свет Хормазда, который в своем всеведении знал, что Ахриман нападет на его мир, и предложил ему договор на девять тысяч лет, назначив время битвы. Ограничив срок, Хормазд был уверен, что таким образом сделает Ахримана бессильным. Он произнес молитву "Ахунвар" и показал Духу Разрушения свою конечную победу, его бессилие, уничтожение демонов, воскрешение, Последнее Тело и освобождение мира от зла навечно и навсегда. Услышав молитву, Ахриман упал во тьму на три тысячи лет, и только после этого он проник в мир Хормазда, осквернив его благие творения, в том числе первочеловека Гайомарта, из семени которого возникли люди. Ахриман оказался пойманным в ловушку материального мира до конца времен [3]. Очевидно, что Мани в основе своей теории создания мира использовал зороастрийские мифы, исказив их глубокий смысл.

Душу Мани соотносит со Светом, а тело - с мраком, то есть тело, якобы, захватило душу и влечет ее "к злым делам, ко всем грехам страсти, к идолослужению, к лжеучениям заблуждения, к унижению рабства, и она постоянно служит вещам преходящим, служит зверям, нечистым и грязным, которые уродливы видом и обличьем. Она облачилась в заблуждение и забвение, забыла свою сущность, род и корень, не ведая врат молитвы и призывов к Нему, стала враждебна Отцу своему небесному, презрела и отвратилась сама от себя, она зла, возлюбила Мрак и не желает обратиться к собственному Свету" [4, с. 131–132]. Таким образом, душа у Мани осквернена и полностью подчинена телу, греху.

Зороастрийцы же считали, что душа и тело едины, а к телу относились, как к "храму духа". Человек по своей природе - духовная сущность, его душа и тело сотворены Хормаздом, душа - Фраваши - предсушествует телу. В начале творения Хормазд созвал совет с Фравашами всех людей, и он знал, что если они согласятся спуститься на Землю, чтобы вести борьбу со злом, то это обеспечило бы ему победу над Ахриманом [3].

Во главе материального мира Манн ставит "пятиликого", образ которого он описывает так: "Пять подобий есть в его теле... голова облика львиного, что возникла из мира Огня. Его крылья и плечи - облика орлиного, по подобию сынов Ветра, его руки и плечи - демонические, по подобию сынов мира Дыма, его туловище - образа драконьего, по подобию мира Мрака. Его хвост - образа рыбьего, принадлежащего к миру сынов Воды... Он понимает язык своих сил, хотя его сердце скрыто от них... Он владеет заклинаньями и знаками своей волшбы; его тело так крепко, что никакие рога, зубы и когти его сил не могут проткнуть его, никакое тело железное или медное не может ничего сделать с ним, и невозможно его разрушить, ибо он сделан и сотворен из жестокосердного суждения Материи, матери демонов и дьяволов" [4, с. 117].

Вероятно, этот зловещий образ Мани изобрел по аналогии с обликом, приписываемым зороастрийскому Зервану, изображавшимся как мифическое существо с головой льва, крыльями орла и телом человека, обвитым змеей. Он символизировал власть на Небе и на Земле, обладал мудростью змеи, силой льва, меткостью и стремительностью орла. Он был во всем и вне всего. Зерван - это изначальная точка Вселенной, и только ему дана возможность творить миры. Он включает в себя понятие Времени, Пространства и мировой эволюции. Он же, Зерван, согласно зороастрийским преданиям, произвел двух братьев, которые должны были творить два мира - видимый и невидимый, но один из них, Ангра Манью, в результате своего сомнения не стал участвовать в творении, поэтому Ахура Мазда взял на себя задачу создания двух миров. В "Бундахишне" описывается, что Ахура Мазда создал материальный мир как орудие против Духа разрушения. Таким образом, оба мира: видимый и невидимый - принадлежат Богу-Творцу Ахура Мазде, а зло в материальном мире присутствует временно и будет побеждено. Человек же призван им выбором Света и Добра помочь Ахура Мазде очистить мир от тьмы и зла [3]. У Мани силам Света принадлежит только мир идей, а всем материальным миром владеет тьма, то есть Добро и зло противопоставлены, таким образом его взгляды не соответствуют зороастрийскому представлению о мире, как благом творении Хормазда, в которое внесено искажение Ахриманом. В зороастризме второе начало не противопоставляется первому, а рассматривается как его искажение, т.е. зороастризм - монотеистическая религия, а манихейство признает и Бога, и дьявола. В манихействе тело человека служит дьяволу, тогда как в зороастризме бессмертная душа человека соединяется с его телом в единое гармоничное целое, которое будет восстановлено в последнем Воскрешении.

В каждом умозаключении Мани понятия Света и тьмы смешаны, Свет почти всегда осквернен тьмой или находится в ее власти, а светлая душа находится во власти "темного" тела. Манихейская доктрина расценивается в зороастризме как ересь, она служит питательной почвой для возникновения различных форм аскетизма и мистицизма.

Устройство небесной сферы

Апостол, он же Мани, поведал своим ученикам, что 12 знаков Зодиака, слуг материи, и 5 звезд - "враги и противники друг другу, они грабят и убивают друг друга действием великого Мастера, создавшего все миры... Они произошли из миров Мрака, связаны с сфере"... Они - "зло в сфере, но сами по себе, ибо творят всякое зло и злодейство в мире - как в древе, так и плоти" [4, с. 189–191].

В зороастрийской астрологии 12 знаков Зодиака рассматриваются как число закона для Земли, они несут проявление Божьей благодати и любви, с которой может соприкоснуться каждый человек. Планеты же, как и все творения Хормазда были осквернены Ахриманом, поэтому они двойственны по природе, их циклы искажены по сравнению с изначальными, и люди из-за них попадают в ловушки Ахримана, поддаваясь на искушения.

В главе "О теле - что оно устроено по подобию мира" (4, с. 191), Мани соотносит различные части тела со стихиями и знаками Зодиака, печень у него подобна "Переправе Огня", а "плоть - переправа Тьмы", знак Льва - желудок, знак Девы - сердце. ? здесь Мани искажает зороастрийскую астрологическую традицию, в которой знаки Зодиака проецируются на тело человека, начиная с головы, относящейся к знаку Овна, а знак Льва проецируется на область сердца, знак Девы связан с кишечником.

Болезни у человека, по мнению Мани, возникают в результате столкновений в его теле господствующих архонтов (темных сущностей): "Восемьсот и сорок мириад главенствуют в теле человека, когда они сталкиваются друг с другом,... губят друг друга" [4, с. 194].

Зороастрийская традиция рекомендует человеку воздерживаться от совершения грехов, тогда его тело будет здоровым. Зороастрийская мораль выражается в трех словах - humat, hukht и huvarsht - добрые мысли, добрые слова и добрые дела, и величайшее из них - добрые дела [3].

Взгляды Мани на развитие мира и место человека в нем

По манихейским заповедям человек истинной веры не должен задерживать пребывание жизни на Земле, чтобы спасти свою Душу и после смерти взойти к Свету. Материя борется за душу человека и стремится удержать ее в мраке. Для этого 12 духов заблуждения спускаются со знаков Зодиака и поселяются в душах людей. Если человек не преодолеет заблуждений, его душа не возносится после смерти, а снова возрождается, ни в другом теле. А отъявленные грешники идут в геенну огненную, где будут пребывать до конца мира.

На протяжении всей истории Свет освобождается от смешения и возносится ввысь, а остающийся Свет в душах людей все время дробится, так как человеческий род плодится, и Света становится все меньше и меньше. Перед концом мира его останется так мало, что грешники одержат верх над праведниками. Тогда "Помысел жизни" соберет остающийся Свет воедино и сделает из него "Последнее изваяние", которое вознесется ввысь. Для уничтожения материального мира после этого будет послан Огонь. Божества будут судить людей. Души грешников: мужчин и женщин - будут разделены и никогда не смогут больше воссоединится. Согласно утверждениям Мани, главная задача для истинного праведника состоит в том, чтобы поскорее покинуть этот мир. А значит, нельзя вступать в половые отношения и участвовать в деторождении. Также грешно заботиться и о материальном преуспевании. Мани считал, что основной рычаг развития и процветания материального мира - это зависть. ?менно она движет людьми, толкает их на неблаговидные поступки, тормозит уход из этого мира. Фактически, манихейская зависть подменяет собой творческую силу Создателя. С точки зрения зороастрийской этики, забота о материальном благополучии - одна из главных задач праведного человека. Отношение к жизни у зороастрийцев таково, что они считают ее Божественным даром и стараются прожить достойно. Аскетизм не поощряется в зороастризме. Согласно пехлевийским текстам, первый долг зороастрийца состоит в исповедании Религии, второй долг - в том, чтобы жениться и продолжить свой земной род. Живя в согласии с добрыми делами, не участвуя в грехе, праведный человек способствует очищению мира от скверны [3].

Манихейство видит в отношениях мужчины и женщины только грех. Один из принципов манихейской ереси — уничижение того, что хорошо с точки зрения разумного человека, и возвеличивание того, что дурно. Так, например, в главе "О человеке, безобразном телом и прекрасном своей душой", лжепророк сравнивает "плешивого, кривобокого, скрюченного в пояснице, но безупречного своей праведностью человека" с "мечом крепким, изъеденным временем", его душу он уподобляет жемчужине, а святую церковь - сборщику этих "жемчужин". "Плоть человеческая, - пишет он, - подобна пене и скорлупе" [4, с. 118].

Восхваление ущербности противоречит зороастрийскому отношению к телу человека, которое является истинным зеркалом его внутренней сущности, а знаки и меты на теле (сигнатуры) позволяли зороастрийцу правильно понять свои собственные духовные недостатки, чтобы исправить их. Зороастрийцы не доверяли человеку со знаками антихварны на теле, так как он в большей степени подвержен искушению и может заблуждаться. Такого человека не могли бы поставить во главе религиозной общины, поскольку ошибаясь сам, он мог сбить с истинного пути многих людей.

По воспоминаниям современников, сам Мани имел весьма неприглядный вид. Он был рыжим, прихрамывал и косил на один глаз. Все эти отличия считаются знаками антихварны в зороастризме, рыжеволосость является признаком внутренней агрессии, хромота говорит о дурной наследственности, а косоглазие предупреждает о вседозволенности. Все эти качества проявлены у Мани, сквозят в его гладко закамуфлированных фразах, очень проникновенных, но и очень опасных.

Пытаясь создать универсальную религию, ловкий комбинатор Мани перетасовал многие понятия, как карты, и, используя красочный, эмоциональный слог, навешивал новые ярлыки на старые прописные истины.
Настораживает также рассуждение Мани о мудрости, которая важнее для него, когда она "на устах", а не только в сердце человека, ибо мудрость, по его мнению, "подобна младенцу во чреве матери" и, если она скрыта в сердце, то подобна срубленному дереву, в котором заключен внутренний свет. Чтобы увидеть огонь, нужно зажечь дерево [4, с. 221].

Однако, мы прекрасно знаем, что можно говорить много "мудреных" слов, а внутри себя лелеять змеиные мысли. Если вдуматься в сравнение Мани, то становится понятным, к чему призывает "истинный пророк". В зороастризме дерево олицетворяет род, связь с Фравашами, предками. ? получается, по словам Мани, чтобы проявить мудрость в сердце, нужно сжечь дерево, а значит, уничтожить род человеческий, а потом посмотреть, что из этого получится. Так, Мани вводит человека в заблуждение, навязывая ему порочные действия, дезориентируя.

Образ дерева, дающего плоды в зависимости от среды обитания, проходит через всю книгу. Мани приводит в пример финиковую пальму, которая произрастала в плохом месте и не давала плодов, а другая на плодородной почве принесла замечательные плоды. Вспомним теперь, на какой почве прошло детство самого Мани, как он выступил против своих воспитателей.

Не внушает доверия и его умозаключение о прощении грехов. Мани считал, что грешить можно, после покаяния грехи прощались на 4/5, и только за одну пятую нужно было расплачиваться. Он пишет: "Каждому человеку, если он принял надежду и веру, отделил свет от мрака, уразумел тайны Души живой,.. и просит отпущения грехов у Разума света - знайте: все первые грехи, которые сотворил он с того дня, когда родился, до того дня, когда принял надежду Божью и отвратил сердце свое от всех лжеучителей и плодов заблуждения, полностью отпускаются ему. ? не за них спрашивается с него отныне, и он не получает воздаяния за них" [4. с. 240]. Но если же он снова будет грешить, тогда зачтутся ему все его грехи, прежние и дальнейшие: он получит воздаяние за все это, ибо "Бог дает раскаяние и отпущение грехов за неразумение". А кто "упорствует в грехе - тот будет сброшен в геенну и пойдет к гибели" [4, с. 250].

Мани считал, что зло в мире необходимо для того, чтобы лучше проявилось добро, только через зло можно наиболее полно осознать добро. С зороастрийской точки зрения добро присуще этому миру, а зло лишь его искажение. В зороастризме считается, что незнание законов не освобождает от ответственности, и что за все содеянное человек должен будет расплатиться после смерти, когда на мосту Чинват беспристрастные судьи взвесят его добрые и злые дела. Если перевесят добрые дела, то душе позволяется пройти по мосту и попасть на Небеса. Если злые дела в его жизни перевешивают, то мост становится узким и душа падает в ад. Поэтому для зороастрийца важно не участвовать в злых делах, а не грешить и потом каяться. Это усиливает значимость проявления свободной воли, выбор человека в каждом его воплощении.

Одно из характерных качеств лжепророка - его стремление к самовозвеличиванию. Это качество налицо у Мани, возомнившего из себя "мирового мессию". В главе "О господе Мани, как он царствовал", он называет себя "наш господь и Светоч светлый". Однако, несмотря на это, он прекрасно понимает, что народ отторгает его, как чужеродную для себя частицу. Подводя плачевный итог своей деятельности, он пишет: "Я, Мани единственный, пришел в мир, чтобы проповедовать Слово Божье и исполнить здесь Его волю благую, данную мне. ? вот - мне. Мани единственному, не позволили свободно говорить мире, чтобы проповедовать, обрести освобождение и исполнить волю благую, данную мне, но исполнил волю Таинства, которую проповедовал в истине живой. ?бо мир любит Мрак (и ненавидит) Свет, потому что дела его злы; а я пришел, чтобы исполнить волю Света, и распространить истину повсюду, как заповедано мне. ? вот мир притесняет меня в своей ненависти, клевещет на меня в своих лжеучениях, мне не дают места в нем, чтобы говорить, хотя я - Мани единственный" [4, с. 202]. Он жалуется на то, что и ?ндия, и Персия, и Месена, и Вавилония, когда проповедовал там "истину" и "взбудоражил" их, не приняли его и изгнали. ? "род человеческий восстал против него". Где бы "ни играл Мани на своей арфе мудрости", ни одна земля не приняла его: ни ассирийцы, ни мидяне, ни парфяне. Тогда Мани понял, что для него нигде нет места, чтобы стоять совершенно твердо на ногах. Смешение добра и зла в общем и в деталях, пренебрежение материальными ценностями, искажение истинной сути различных понятий, пессимизм и неверие в эволюционное развитие мира, самовозвеличивание - все это подтверждает еретическую направленность манихейства.

Зороастрийцы никогда не поддерживали идею создания единой мировой религии, считая, что каждая светлая религия имеет право на существование. Каждая из них по-своему противостоит силам зла, в каждой есть свои методы и средства для борьбы со злом. Концентрация и унификация на одном религиозном полюсе ослабляет фланги и только укрепляет врага. Кроме того, попытка создания единой религии приводит к приспособлению положений одной религии к другим и искажению их сути па существу.

Каждый человек, с зороастрийской точки зрения, вправе выбрать для себя наиболее подходящий бастион в борьбе со злом, которое, в конечном итоге будет уничтожено и прекратит свое существование, а в мире будут воскрешены Фраваши (первопредки) людей в Последнем Теле, и они будут бессмертными навечно и навсегда [3].

Зороастрийцы относятся к Мани как к "одному из предтеч Антихриста" и используют манихейские постулаты в качестве универсального критерия для оценки того или иного учения путем сравнения их основных положений [2]. Трактат Мани о создании мира - "Кефалайа" - наиболее яркий образец религиозных ересей уходящей эпохи Рыб.

Последователи Мани - кто они?

Лжеучение Мани оказалось очень живучим, оно существует уже около двух тысячелетий и находит своих последователей и сейчас. В их числе были маздаки (конец V - начало VI вв.) в Сасанидском государстве. Руководителем этого движения был Маздак - Бамбад. Многие его идеи были позаимствованы из манихейства, маздакам также свойственны пессимизм и аскетичность. Однако они выступали за активную позицию в переустройстве существующего мира. Понятия добра и зла у них заменялись революционными терминами, такими как "социальная справедливость" и "неравенство людей". Маздак призывал к насильственному уничтожению социального и имущественного неравенства, требовал общности имущества (в том числе и женщин), уравнительного пользования им. Все это было названо "братской любовью". Маздака поддерживали не только крестьяне и ремесленники, но и более зажиточные слои населения. Подобно тому, как Мани добился благосклонности у Шапура, Маздак также попал под крыло власть имущих. С приходом к власти Хосрова Аноширвана, решительно защищавшего зороастризм как государственную религию, маздакистское движение было подавлено, а сам Маздак казнен (по одной из версий - закопан в песок головой вниз, ногами вверх), но его влияние продолжало ощущаться в различных сектах, возникавших в период принятия ислама.

Манихеи глубоко повлияли на исламских мистиков, оставили след в христианстве. Во времена Средневековья манихейство потеряло свое название, но не утратило своей сущности, отдельные его положения встречаются и сейчас во многих учениях.

Считая материю порождением дьявола, Мани открыто призывал к разрушению материального мира, к умерщвлению своей плоти. Среди последователей манихейства известны случаи массовых самоубийств. К манихеям такого типа можно отнести нетрадиционные культы современности, например, печально знаменитое движение буддийского толка, представленное Аум Синрикё - Учение ?стины Аум, имеющее в России самое большое представительство. Его руководитель - слепой проповедник Сёко Асахара, японский предприниматель, находился под следствием по подозрению в подготовке массовых убийств с помощью специально изготовленного организацией отравляющего газа. Тоталитарный характер этой секты, идея убийства для выхода из этого мира, оказание тяжелого подавляющего воздействия на людей - все это отклики истории начала нашего тысячелетия.

Другой пример последователей Мани - мунитская организация "Церковь унификации", основателем которой является Сан Мюн Мун, дважды судимый. В 1954 г. в Южной Корее Мун провозгласил новую религию. Согласно его учению. Бог един для всех наций и религий, и настало время создать универсальную, объединенную церковь. Пророком и мессией нового века Мун объявил себя. Муниты называют своего руководителя "преподобным" и "божественным". Существует даже культ Муна. "Церковь объединенная" превратилась в мощнейшую и богатейшую финансовую империю. Укрепляя свое влияние, она занимается благотворительностью. Ее приверженцы утверждают, что их сообщество подобно большой семье. Они живут общинами, ведут пропаганду среди молодого поколения, у них очень распространены браки внутри общины. Муниты жертвуют общине деньги и имущество. Личность в мунитской общине полностью контролируется.

Однако не только эти организации в настоящее время поражены вирусом манихейства. Множество религиозны; течений и оккультных направлений имеют аналогичную природу. Пользуясь весьма благовидными лозунгами, они пытаются сбить людей с истинного пути и навязать им ложную призму восприятия мира. Особую опасность они представляют для молодежи, которая не имеет достаточного опыта и знаний. Всегда следует помнить, что красивая приманка может скрывать за собой зловещую воронку, где слишком доверчивые легко могут потерять свою свободу.

Для любого современного человека, имеющего хотя бы общие понятия об астрологии и небесной механике, отчетливо виден манихейский камуфляж в воссозданной Мани картине устройства мира, он разоблачает сам себя. Только слепой может не видеть абсурдности его системы. Однако, несмотря на это, "слово Мани" не умерло. ?здаются его книги. У Мани много последователей, но они не говорят прямо о своем духовном родстве с ним. Разные маски, разные лики, но сущность одна — не истина движет ими, а ложь и корыстные цели. Так как они являются проводниками темного мира, он питает их своей разрушительной энергией.

Подобно спруту, манихейство проникало вглубь истории, обволакивало умы доверчивых душ, видоизменяясь и пряча свою истинную сущность. Последователи Мани в современном мире приспосабливаются, оправдывая свои философские и социально-политические воззрения, но почти всем новоявленным реформаторам приходится пользоваться его приемами. Быть защищенными от них и противостоять им можно, только обладая обширными знаниями, стойкой нравственной силой и крепкой верой.

Литература

1. Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука. Рождение астрономии. М., Наука. 1991.
2. Глоба П. П. Живой огонь. М.-Л., 1996. 302 с.
3. Зенер Р. Ч. Учение магов. М., 1993. 96 с.
4. Кефалайа ("Главы"). М.: Восточная литература. 1998. 512с.
5. Кулаков А. Е. Религии мира. М., 1996. 350 с.

OCR - Sever (2004 г.)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Bahman



Зарегистрирован: 19.11.2003
Сообщения: 996

СообщениеДобавлено: Пт Июл 02, 2004 5:21 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Во главе материального мира Манн ставит "пятиликого", образ которого он описывает так: "Пять подобий есть в его теле... голова облика львиного, что возникла из мира Огня. Его крылья и плечи - облика орлиного, по подобию сынов Ветра, его руки и плечи - демонические, по подобию сынов мира Дыма, его туловище - образа драконьего, по подобию мира Мрака. Его хвост - образа рыбьего, принадлежащего к миру сынов Воды... Он понимает язык своих сил, хотя его сердце скрыто от них... Он владеет заклинаньями и знаками своей волшбы; его тело так крепко, что никакие рога, зубы и когти его сил не могут проткнуть его, никакое тело железное или медное не может ничего сделать с ним, и невозможно его разрушить, ибо он сделан и сотворен из жестокосердного суждения Материи, матери демонов и дьяволов" [4, с. 117].

Вероятно, этот зловещий образ Мани изобрел по аналогии с обликом, приписываемым зороастрийскому Зервану, изображавшимся как мифическое существо с головой льва, крыльями орла и телом человека, обвитым змеей. Он символизировал власть на Небе и на Земле, обладал мудростью змеи, силой льва, меткостью и стремительностью орла. Он был во всем и вне всего. Зерван - это изначальная точка Вселенной, и только ему дана возможность творить миры. Он включает в себя понятие Времени, Пространства и мировой эволюци.

Более разоблачающего пассажа и не придумаешь. Совершенно очевидно из полного тождества чудовищ Мани и зурванитов, что зурванизм (э, может, когда-нибудь эти "специалисты" научаться произносить персидское слово "зурван" правильно?), так вот, зурванизм - псевдозороастрийское учение - один из источников манихейства. ? прямой путь к нему.

Цитата:
Он же, Зерван, согласно зороастрийским преданиям, произвел двух братьев, которые должны были творить два мира - видимый и невидимый, но один из них, Ангра Манью, в результате своего сомнения не стал участвовать в творении, поэтому Ахура Мазда взял на себя задачу создания двух миров.

Естественно, не "по зороастрийским" представлениям, а по зурванитским. Подобные представления, гнусно приписывающие Праведному Ахура Мазде братство с ахриманом - ложь пошибче манихейства.

Цитата:
Зороастрийцы относятся к Мани как к "одному из предтеч Антихриста"

Без ссылок на "величайшие" откровения Глобы куда ж?! Smile Глупейшее утверждение! Какой антихрист может быть в зороастризме, если он не воспринимает Христа? Smile Даже существа, подобного мусульманскому Даджалу, который должен был бы противоставиться Саошьянту, зороастрийская эсхатология не знает.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Sever



Зарегистрирован: 10.09.2003
Сообщения: 454

СообщениеДобавлено: Сб Июл 03, 2004 7:03 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Подобные представления, гнусно приписывающие Праведному Ахура Мазде братство с ахриманом - ложь пошибче манихейства

Дорогой, а куда-ты денешь духов-близнецов в Гатах Заратуштры? Там не сказано, кто их "папа", но, очевидно, что у обоих из духов, существовавших в начале, были одинаковые возможности выбора. Зерванизм, в отличие от официальной зороастрийской доктрины, всего лишь исследует вопрос о том, как возникли два духа, что стало причиной их возникновения. Если разбираться только с помощью логики, то зерванитский ответ ничуть не лучше общепринятой доктрины. Ну породил обоих духов Зерван, ладно, а что это такое -- этот Зерван? Никто не знает, это непознаваемое, в нашем мире это имеет только свои частные проявления (время, пространство и т.п.) -- говорят зерваниты. Это то же самое, что сказать, что, откуда взялись духи, неизвестно и никогда не будет известно. Что касается зерванитских мифов о исконном предназначении двух духов (один должен быть творить мир идей, а другой -- мир материальный), то это тоже принципиально не противоречит Гатам. Ведь у духа, который избрал худший путь друджи, была возможность правильного выбора -- выбора в пользу созидания, Арты. Вполне вероятно, что тогда два духа разделили бы между собой работу именно так, как предполагают зерваниты. Зерванитов в данном случае можно обвинять лишь в том, что они не соблюдают принцип "история не терпит сослагательного наклонения", но не во лжи.

Никто не спорит о том, что в истории сасанидского ?рана существовали различные течения, спекулировавшие зерванитскими понятиями и проводившие различную ересь манихейско-гностического толка. Они тоже назывались "зерванизм" и считали анграманью чуть ли не любимым сыном Зервана, которого тот породил, чтоб людям не скучно жилось на белом свете (любимая предпосылка манихеев -- "Без зла не поймёшь, что такое добро, без тьмы, не познаешь света и т.п."). Настоящий же зерванизм использует такой мифологический образ: анграмайнью был плодом случайного сомнения Зервана, Ахура Мазда -- плодом желания Зервана. В этом мифе подчёркивается, что основной сутью анграмайнью и основной причиной его ложного выбора было сомнение, он не смог его в себе победить, хотя у него была такая возможность. Но в Гатах тоже говорится о том же: злой дух прибег к сомнению перед тем, как совершить свой выбор (если надо, приведу точную цитату и ссылку на источник, сейчас некогда искать). В чём же здесь ересь? Какие ложные теоретические и практические последствия влечёт за собой этот вариант мифа о Зерване?

Ещё раз говорю: было два зерванизма: один -- ересь и прямой путь к манихейству, а другой -- нормальное течение зороастризма, ни в чём ему не противоречащее, а лишь акцентировавшее своё внимание на вопросе причин появления двух изначальных духов.

Цитата:
э, может, когда-нибудь эти "специалисты" научаться произносить персидское слово "зурван" правильно?)

?скандар, здесь не христианство, в котором из-за одной неправильной буквы в слове "Iисус" людей на каторгу ссылали. В зороастризме каждая деревня как хочет, так и произносит священные имена и никто не обижается друг на друга (Заратуштра -- Зардушт -- Зартошт -- Зардошт и т.д.; Ахура Мазда -- Хормазд -- Хирмест -- Ормузд и т.п.). Поэтому твои докапывания до Глобы, что он не так произносит слово "Зерван", или "хукст" или "ашад кид хака", напоминают мне отношение православных начётников времён протопопа Аввакума, но никак не отношение зороастрийцев ("хоть горшком назови, только суть сохрани"). В той деревне, где жили зороастрийские предки П. П. Глобы произносили эти слова именно так, и что теперь с того? Тем более, что в авестийском слове zrvan какой-либо гласной между z и r вообще нет и можно вставлять любую для огласовки.

? вообще не по теме всё это. Ваше отношение к манихейству, г-н Санзари?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jamshid
Динъяр


Зарегистрирован: 25.12.2002
Сообщения: 1448
Откуда: Минск, Беларусь

СообщениеДобавлено: Вс Июл 04, 2004 3:02 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Отношение к манихейству у любого заратуштрийца, разумеется, одинаковое. Это точно такое же искажение заратуштрийской религии, как и зурванизм, только весьма синкретическое и со своей спецификой.

В Гатах говорится о двух духах - Спента Майнью и ангро майнью. Ахура Мазда не тождественен в Гатах Спента Майнью, хотя Спеништа Майнью (Дух Святейший) - качество Ахура Мазды. Точно так же как его качества - Воху Мана (Благая Мысль), Аша Вахишта (Высшая ?стина), Хшатра Ваирья (Лучшая Власть), Спента Армайти (Святое Благочестие), Хаурватат (Целостность) и Амеретат (Бессмертие). Заметьте, что противника Ахура Мазде нет - это Единый Творец, не имеющий равного Себе. Спента Майнью и ангро-майнью - два выбора, которые существуют как альтернатива развития. Север джан, вы изначально персонифицируете те понятия, которые персонифицированы были много позже изначальной концепции, и это вполне ожидаемо приводит к зурванизму, манихейству и прочим подобным докринам.

Цитата:
Что касается зерванитских мифов о исконном предназначении двух духов (один должен быть творить мир идей, а другой -- мир материальный), то это тоже принципиально не противоречит Гатам.

Выражение "должен был творить" как раз принципиально противоречит, ибо слово "должен" отражает фатализм и предопределенность. В этом случае получается как раз, что ахриман более свободный дух, коль скоро он повернулся против предопределения, а Ахура Мазда только следует воле Зурвана без всякой самостоятельности? Ересь чистейшей воды получается. Роль Ахура Мазды вообще сводится к нулю: мир рождается замыслом зурвана, создается силами Спента-Майнью (персонифицированного в отдельности от Ахура Мазды), разрушается ангро-майнью... Какова же тогда роль Ахура-Мазды? В лучшем случае - пассивного наблюдателя и посредника для сотворения мира? Вот уж точно, "заратуштрийский подход" Sad.

Что касается двух зурванизмов - это не более чем спекуляция, ничем не подтвержденная. Во времена Сасанидов и после действительно было множество сект, но такого разделения нигде не присутствует.

Что касается манихейства как такового - тема достаточно интересная, но зажеванная "популяризаторами", плюс сильно не в меру акцентированная (когда любая тема сводится к манихейству). ?з литературы могу порекомендовать книгу Гео Виденгрена "Мани и манихейство", СПб., "Евразия", 2001.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Sever



Зарегистрирован: 10.09.2003
Сообщения: 454

СообщениеДобавлено: Пн Июл 05, 2004 4:26 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Спента Майнью и ангро-майнью - два выбора, которые существуют как альтернатива развития.

А кто делает этот выбор в начале мира, Джамшид?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Bahman



Зарегистрирован: 19.11.2003
Сообщения: 996

СообщениеДобавлено: Вт Июл 06, 2004 5:41 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Дуруди фаровон!!!

Цитата:
Ну породил обоих духов Зерван, ладно, а что это такое -- этот Зерван? Никто не знает, это непознаваемое, в нашем мире это имеет только свои частные проявления (время, пространство и т.п.) -- говорят зерваниты. Это то же самое, что сказать, что, откуда взялись духи, неизвестно и никогда не будет известно.

Зороастризм - не агностическая религия. Ахура Мазда - Господь Мудрый - ему известно все, что только может представить человек и более того. Он - бесконечный родник мудрости (по современному - информации). Откровение, данное ?м Его пророку Заратуштре - полно и совершенно. ? никакому агнозису места не оставляет.

Но там, где Заратуштре светло и ясно, зурваниты выдумывают мрак непознаваемости, скрывая в нем как в тумане расплывчатость и безликость своих построений. А кто любит мрак...

Цитата:
Что касается зерванитских мифов о исконном предназначении двух духов (один должен быть творить мир идей, а другой -- мир материальный), то это тоже принципиально не противоречит Гатам

Еще как противоречит. Святейший дух творит gaya (жизнь), а злобный - ajyaiti (нежить) - согласно Ясне 30:4.

"Один дух - благой - творит мир идей, а другой - злой - мир материи" - это ли не краеугольный догмат манихейства? К чему весь твой "праведный" гнев на манихеев, если ты сам следуешь их заветам? Тем более, что...

Цитата:
любимая предпосылка манихеев - "Без зла не поймёшь, что такое добро, без тьмы, не познаешь света и т.п.").

Где-то я уже это слышал... Уж не от тебя ли в теме "Вегетарианство и зороастризм"? Wink

Цитата:
Но в Гатах тоже говорится о том же: злой дух прибег к сомнению перед тем, как совершить свой выбор (если надо, приведу точную цитату и ссылку на источник, сейчас некогда искать).

Надо Smile (дело-то серьезное, раз дошло до подтверждения зурванизма в Гатах).

Цитата:
?скандар, здесь не христианство, в котором из-за одной неправильной буквы в слове "Iисус" людей на каторгу ссылали. В зороастризме каждая деревня как хочет, так и произносит священные имена и никто не обижается друг на друга (Заратуштра -- Зардушт -- Зартошт -- Зардошт и т.д.; Ахура Мазда -- Хормазд -- Хирмест -- Ормузд и т.п.). Поэтому твои докапывания до Глобы, что он не так произносит слово "Зерван", или "хукст" или "ашад кид хака", напоминают мне отношение православных начётников времён протопопа Аввакума, но никак не отношение зороастрийцев ("хоть горшком назови, только суть сохрани").

Последнее, очевидно, надо считать древнеиранской пословицей такой вот, столь же аутентичной, как и таинственные рукописи Глобы. Smile (опять мрачные зурваитские тайны! На п-п-ервом к-к-анале! Wink).

Дорогой мой, в маздаяснийской религии, как в любой другой, активно использующей именно устную передачу традиции, отношение к слову, а тем более к слову молитвенному и несущему смысл откровения очень даже трепетное, никакими горшками тут и не пахнет.

Приведенные тобой примеры - показатель не языкового волюнтаризма и пофигизма, а отражение временнЫх или диалектных изменений.

Заратуштра - древнее авестийское слово. Так пророк называл сам себя. Зардушт - среднеперсидский поздний вариант, а Зардошт - новоперсидское его произношение. Зартошт - это своего рода сориентированная на древнейший образец форма Зардошта. Так же и Ахура Мазда с Хормаздом вкупе с памирским Xirmetht (Хирместом - по образцу Hormazd из Xir "Солнце" и Metht "Месяц") - это отражения постепенных языковых изменений, происходивших в среде именно носителей традиции, а не искажений иноверцев и шарлатанов.

Можешь сравнивать меня, с кем хочешь, но я считаю, что произносить слова и аутентичные термины необходимо в варианте, максимально, насколько позволяют средства нашего великого могучего, приближенном к произношению, которому следуют носители традиции.

?так, есть персидское слово zurvan "время", а есть фикция, античный казус - зерван.

Цитата:
В той деревне, где жили зороастрийские предки П. П. Глобы произносили эти слова именно так, и что теперь с того?

Smile Smile Smile

Вообще я считаю, что ты парень серьезный и основательный, а вот ведешься на россказни и побрехеньки, словно Леня Голубков на МММ. Такое впечатление, ты сам был в той "деревне" и слушал, как то азербайджанские "родичи" человека, названного в честь украинской оглобли, произносят это таинственное слово.

Цитата:
Тем более, что в авестийском слове zrvan какой-либо гласной между z и r вообще нет и можно вставлять любую для огласовки.

Гласная есть. Это сама R. А "можно" - Машку за ляжку (извини, армейский маразм всплыл Smile , зЫрванит ты мой зЮрванитский).

Вобщем, позЯрванились и будет.
Счастливо! Жду продолжения беседы!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Sever



Зарегистрирован: 10.09.2003
Сообщения: 454

СообщениеДобавлено: Ср Июл 07, 2004 11:59 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Цитата:
Но в Гатах тоже говорится о том же: злой дух прибег к сомнению перед тем, как совершить свой выбор (если надо, приведу точную цитату и ссылку на источник, сейчас некогда искать).

Надо (дело-то серьезное, раз дошло до подтверждения зурванизма в Гатах).

Пожалуйста, ради милого дружка хоть серёжку из ушка.

Ясна 30.6: "Лишь только Нечистый Дух решил свой выбор, он прибегнул к сомнению" (перевод К.А. Коссовича). Ты опять скажешь, что перевод неточный.

Цитата:
Еще как противоречит. Святейший дух творит gaya (жизнь), а злобный - ajyaiti (нежить) - согласно Ясне 30:4.

Зерваниты и говорят, что всё произошло именно так, как написано в Ясне, но могло бы быть по-другому. В этом случае материя, которую мог бы сотворить ахриман, была бы такой же благой, как и сейчас. ?скандар, ты опять специально прикидываешься, будто не понимаешь, что я имею в виду, да? Это же просто предположение зерванитов о том, как могли бы развиваться события, если бы лживый дух выбрал Ашу.

Цитата:
Цитата:
любимая предпосылка манихеев - "Без зла не поймёшь, что такое добро, без тьмы, не познаешь света и т.п.").

Где-то я уже это слышал... Уж не от тебя ли в теме "Вегетарианство и зороастризм"?

Это когда и где, будь любезен, поясни.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Sever



Зарегистрирован: 10.09.2003
Сообщения: 454

СообщениеДобавлено: Ср Июл 07, 2004 12:24 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Джамшид, ты не участвуешь в обсуждении? Если участвуешь, я жду ответа на свой вопрос.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Sever



Зарегистрирован: 10.09.2003
Сообщения: 454

СообщениеДобавлено: Ср Июл 07, 2004 7:38 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

?скандар джан! Ты тут всё острил на тему, как надо произносить слово Zrvan. Могу тебе дать послушать ещё один вариант к твоей коллекции: мобед из FEZANA ясно произносит это слово как "Зарван". Я же говорю, хоть горшком назови... А ты упёрся в своё "у", и другое для тебя -- невежество.

Ссылка на zip-архив звукового файла будет попозже.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Bahman



Зарегистрирован: 19.11.2003
Сообщения: 996

СообщениеДобавлено: Чт Июл 08, 2004 5:41 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Дуруд!

Цитата:
Ясна 30.6: "Лишь только Нечистый Дух решил свой выбор, он прибегнул к сомнению" (перевод К.А. Коссовича). Ты опять скажешь, что перевод неточный.

Laughing (как ты догадался?) Laughing

Перевод не то чтобы не точный... это просто отсебятина. В оригинале речь идет о дэвах или их поклонниках, которые жестоко обманулись в своем выборе. В тексте есть слова isha.debaoma - что-то вроде "взыскующий обмана", "искуситель", "обман" и peresmaneng - "к переспрашивающим", "к обсуждающим" - имеются в виду дэвы и если и сомнения, то только их, выраженные в их беседе между собой о том, какой выбор нужно сделать (см. хотя бы намного более адекватный перевод мобеда Азаргошасба).

?менно затем, чтобы не допустить таких вот зурванитских и прочих еретических закидонов, я и ратую за максимально дословный перевод Авесты. Чем больше воды льют переводчики в переводах, тем проще толковать этот перевод как вздумается и в угоду любой ереси.

Цитата:
Зерваниты и говорят, что всё произошло именно так, как написано в Ясне, но могло бы быть по-другому. В этом случае материя, которую мог бы сотворить ахриман, была бы такой же благой, как и сейчас. ?скандар, ты опять специально прикидываешься, будто не понимаешь, что я имею в виду, да? Это же просто предположение зерванитов о том, как могли бы развиваться события если бы лживый дух выбрал Ашу.

Угу. Два Бога Творца... Зачем мне прикидываться, если в твоих утверждениях сквозит прямое противоречие учению Заратуштры. У мира Один Творец. ? Один Он не потому, что "так вышло" случайно, что Он остался без пары. Он Один, потому что Он единственная Первопричина мира и другого творца быть не может. Это краеугольнейшее положение учения Заратуштры. Приписывание Ахура Мазде в браты-неудачники ахримана и признание последнего творцом - это и есть ересь, напрямую ведущая к манихейству (собственно, мало чем от него отличающаяся).

Потом, учение Заратуштры и Вера Маздаяснийская - это твердое учение, а не сомнения (вот они кстати, где!): если бы да кабы.

Цитата:
Это когда и где, будь любезен, поясни.

?ск.: С такой позиции и вправду зло становится мотивацией для того, чтобы сеять, рожать и строить.
Сев. (30.06.2004): По большому счёту, да. Если бы не было зла, не было бы большой необходимости рожать, сеять и строить.

Цитата:
Я же говорю, хоть горшком назови...

Ну да. Кто-то сохранял Гаты в нетронутом виде тысячи лет, а кому-то все по барабану, в смысле, горшку... Тут дело не в мобеде. Дело в принципиальном отношении к слову. Твой горшечный подход совершенно чужд зороастрийской традиции.

Zarvan - не искажение, а форма, промежуточная между zrvan- и zurvan (раннесреднеперсидская). ?менно ее искажением и является европейский "зерван".

А вообщем, Савир-зирвунит, произноси как хочешь, просто опять же есть уважение к исконному слову, а есть все по горшку.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Благоверие -> Благая Вера Часовой пояс: GMT
На страницу 1, 2, 3, 4, 5, 6  След.
Страница 1 из 6

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Разработчик сайта: Fractalla Design контакты  |  карта сайта