Добавлено: Вт Мар 09, 2004 3:49 pm Заголовок сообщения:
Buena sara! Бахтэм те воху, Рутастахма, ута ве виспе усвами! Желаю благой доли тебе, Рустам, и всем вам!
Цитата:
Я спросил, почему слово МАЕТА не может иметь своим источником праслявянское *moit-.
МАЙ-ЕТ-ОК. Корень МАЙ, суффиксы ЭТ (<*ьt) и ОК (<*ъk-ъ). Насчет же твоей МАЕТЫ, Рустам, приведи, будь ласка, контекст, чтобы корректнее о нем судить.
Цитата:
в восточноиранских -- -t -- в согдийском, ягнобском, осетинском и др.
Есть ли примеры использования в персидском скифо-согдийской морфемы множественного числа ta-?
Цитата:
Ещё к этому добавлю, что в перс-тадж. корень САБЗ- образует глаголы и много слов. САБЗ?ДАН -- 'зеленеть', 'расти', 'процветать', 'увеличиваться'
В принципе не аргумент. Арабизмы Raqsidan - "танцевать", fahmidan - "понимать". А уж про сложноименные глаголы и говорить нечего.
Цитата:
В арабском словаре Баранова (30 тыс. слов) этих слов -- САБЗ, САБЗА -- нет. Перевод этого слова -- САБЗА -- на арабский -- "алаф" 'зелень', 'трава'. ?з этого я делаю вывод, что слово САБЗ -- не арабизм.
Добре, нет так нет. Врач сказал в морг, значит в морг . Пусть не арабизм, но еще раз отмечу, что своим БЗ оно чрезвычайно непохоже на персидские слова. Может, оно тоже из согдийского? Как думаешь?
Цитата:
По строжайшей логике -- твоих аргументов пока недостаточно для опровержения моего высказывания, потому что я предлагаю сатемный корень -UZ-. Как он огласовывается в славянском и иранском, я ещё посмотрю и скажу.
Я что-то не понял. Как ты собираешься сводить U и О носовое < *ON? А как это UZ огласовывается в славянских в начале слова, я тебе так скажу: если U - краткое, то *ъз > въз > вз/воз, а если - долгое, то - *ыз > выз.
Добавлено: Ср Мар 10, 2004 1:44 pm Заголовок сообщения:
Зди друва, Арьяс ча виспе! Здравствуйте, друзья и все!
Цитата:
Насчет же твоей МАЕТЫ, Рустам, приведи, будь ласка, контекст, чтобы корректнее о нем судить.
Да, я найду эту книгу и приведу контекст.
Цитата:
Есть ли примеры использования в персидском скифо-согдийской морфемы множественного числа ta-?
В учебниках нормированного персидско-таджикского -- нет. В таджикско-ягнобских диалектах -- есть. В нормированном перс-тадж. есть слова типа dehot 'деревни' (даю таджикскую огласовку, а не классическую персидскую, потому что долгий А неудобно рисовать с кейборда в Форум. Пожалуйста, скажи, как ты рисовал долгие звуки в постинге "Новый перевод Авесты"), jangalot 'леса', ku'histonot 'горы', 'горные местности'. В учебниках написано, что это -ot -- арабское. Возможно. Также отмечали возможность воздействия согдийской морфемы множественности -t.
Цитата:
В принципе не аргумент. Арабизмы Raqsidan - "танцевать", fahmidan - "понимать". А уж про сложноименные глаголы и говорить нечего.
Аргумент, но его -- такого -- недостаточно, если он -- изолированный. Мой же действует в системе с фактом отсутствия САБЗ в арабском -- я так и сказал: "Ещё к этому добавлю", и с тем, что САБЗ и САБЗА образуют разветвлённые обширные полисемантические живые гнёзда в персидской речи и текстах. А арабские raqs и fahm, будучи заимствованиями, не образуют жизненноспособных живых органичных гнёзд. Сложноименные глаголы чаще всего -- изолированные, неорганичны для языка, в большинстве случаев не имеют в нём обширных разветвлённых полисемантических структур.
Цитата:
Пусть не арабизм, но еще раз отмечу, что своим БЗ оно чрезвычайно непохоже на персидские слова. Может, оно тоже из согдийского? Как думаешь?
Возможно. Надо исследовать. Ещё по аналогичной структуре в персидском: ГУРЗ 'дубина' ГУДАРЗ -- известное личное имя перс. ALBURZ из среднеперс. HARBURZ, которое из древн. HARA- BRZA- NAG'Z 'хороший', 'хорошо' (-- согдийское слово, очень частое в таджикской речи, но редкое в перс., в которой чаще говорят ХУБ. Здесь у нас слово ХУБ произносится почти в каждой фразе в общеупотребительном русском языке русских Узбекистана уже более сотни лет). КАБК 'куропатка'
ГУРЗ, как ты знаешь, происходит от VAZRA- -- здесь -- метатеза, частая в перс. Метатезу тоже можно предполагать в происхождении САБЗ.
Перс. Z в учебниках показывают происходящим из многих звуков и звукосочетаний в разных позициях. В частности, из Ч и более раннего К, из J, G, Ж, Z, T, D. Возможны также контаминации.
САБЗ -- 'зелёный' -- название цвета -- в Арийс. (?Е) -- большая и интересная тема. Я написал об этом кое-что. САБЗА -- 'зелень', особый вид растения, и САБЗ? -- 'морковь' -- тоже большая и интересная тема, объединяющаяся с предыдущей: "Арийские ЦВЕТЫ, ЦВЕТА и СВЯТОСТЬ". ? по ней кое-что есть у меня.
Хорошо учесть названия растений SIPARHAM, ISPARHAM, SIPANJ, ISPAND. Для САБЗ предлагаю ранние формы SAPS-, S-PAS-, SPAJ-, SPAK-, SPAT-, SPANT-, SASP- (в последней -- позднее происходит метатеза).
Цитата:
Я что-то не понял. Как ты собираешься сводить U и О носовое < *ON? А как это UZ огласовывается в славянских в начале слова, я тебе так скажу: если U - краткое, то *ъз > въз > вз/воз, а если - долгое, то - *ыз > выз.
Я хочу рассмотреть сохранившиеся огласовки -U-, как в словах БУДУ, БУДЕШЬ, БУД?ТЬ, ЛЮД, ЛЮД?.
Уважаемый Rustam, на мой взгляд здесь дело не в парфянах, а скорее в слове pahlavan, т.е. речь идет не об этнониме как таковом, но о контаминации значений, т.к. многие пахлаваны в эпоху Сасанидов и в самом деле были парфянского происхождения, в том числе и предок Саманидов Бахрам Чубина. Это же сказалось и на выборе династического имени Реза Великим (доруд бан баргаштани-йе Шаhаншаh, уж простите, по сути, за толкинизм.)
Добавлено: Пн Авг 09, 2004 9:53 am Заголовок сообщения:
Друзья, кто подскажет, где в Авесте упоминается слово "дану" в значении "река"? Дело в том, что наличествующее в современном осетинском слово "дон" - "река", "вода" - не имеет других соответствий в иранских языках, кроме как в текстах Авесты.
Добавлено: Чт Авг 12, 2004 9:58 am Заголовок сообщения:
Доруд Рустам,
Таму - это принятая в Осетии короткая форма имени Таймураз (кстати, имя вполне "авестийское"- Tahmuras - Tahma Urupa).
Спасибо за цитату о "дану". Мне необходимы точные ссылки (есть ещё фрагмент, где говорится, что благодеяния Арти - обширны как Земля, длинные как Дану, высокие как солнце...)
Все имеющиеся в Авесте упоминания Дану наталкивают на мысль, что речь идёт о конкретной реке, а не о реке вообще. Скорее всего о Сыр-Дарье. В качестве понятия "река вообще" дану существует только в скифских и в осетинском языке. Среднеазиатским Фраздану и Систану (Сака-стану) соответствуют Закавказские (совр. Армения) река Hrazdan и Сакасенна. ?звестно, что именно с этих территорий Скифы осуществляли набеги в переднюю Азию. Кстати, не стану утверждать, но предположу, что некоторые гидронимы на этой территории имеют в основе "arya" - Арагви - ARY-AKVA, Аракс - ARY-OKS, осет. Ардон - ARY-DANU, возможно, сюда же относится и ?ордан. Свои предположения на сей счёт изложу позже.
Вернусь к арийской лексике в других языках.
Aeshma: лат. ASMADEUS - демон - из aeshma-daewa, сюда же груз. eshmaki - "чёрт", греч. osma - "набег, стремительное нападение". В осетинском есть слово "кадаг" - героическая песнь, которое многими возводится к слову "кад" (kata) - "слава". На мой взгляд, слово следует сопоставлять с ав. gathaka - исполнитель гимнов, др. инд. - "песнь".
Добавлено: Чт Авг 12, 2004 11:31 am Заголовок сообщения:
В Риме существовал вечный огонь в храме Богини Весты (сравните с Авестой).
Вот что говорит Прокопий Кесарийский.
XXIV. Случилось так, что Хосров ушел из Ассирии на север в местность Адарвиган{372}, откуда ои задумал вторгнуться в Римскую державу через земли персоармян. (2) В этом месте есть большой жертвенник огню, который персы чтут больше всех богов{373}. Огонь этого жертвенника маги хранят неугасимым, тщательно исполняя все священные обряды и обращаясь к нему за предсказанием в самых важных делах. Это тот самый огонь, которому римляне поклонялись в древние времена, называя его Вестой. (3)
Добавлено: Пт Авг 13, 2004 11:51 am Заголовок сообщения:
Зди друва, фрия Тахма Урупи, ?ван, Арьяс ча виспе! Здравствуйте, дорогие Таму, ?ван, друзья и все!
Таму, я поищу названия этих текстов.
Цитата:
Все имеющиеся в Авесте упоминания Дану наталкивают на мысль, что речь идёт о конкретной реке, а не о реке вообще. Скорее всего о Сыр-Дарье.
Таму, ты знаешь, что Авестийская Дану, и также Арийская (т. н. общеиндоевропейская) Дану, а также названия многих Арийских рек -- это также названия Женственных Язати, и Язатов среднего и мужского родов. Дану известна у кельтов (Племена Богини Дану), у германцев, у индийцев. Яксарт -- ЙА-ХШАТРА-, Амударья -- АМЭРЭТАТ-, Ямуна (индийская) -- сестра Йимы, и много других.
Цитата:
В Риме существовал вечный огонь в храме Богини Весты (сравните с Авестой).
Да, Веста также -- Высшее Знание, Весть. В Заратуштрийской литературе -- Менок-и-Храте, Ден-карте и других -- Авеста называется Вахви-Даэна -- 'Доброе Высшее Знание', в Шах-наме -- Занд-у Уст, Занд-у Уста -- 'Знание и Высшее-Знание', 'Вторичное Знание и Первое Знание'.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах