Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Год 3762 Заратуштрийской Эры,
месяц Ардибехешт, день Азар.

09.02.3762 ЗЭ

Подписка на новости
Поиск
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Главная  
Благоверие :: Просмотр темы - Слова Ариев в языках Ариев spy click sms spy useing bluetooth app mobile spy tips on catching a cheating spouse
Список форумов Благоверие Благоверие
Сайт Русского Анджомана
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Слова Ариев в языках Ариев
На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
 
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Благоверие -> Языкознание
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Bahman



Зарегистрирован: 19.11.2003
Сообщения: 996

СообщениеДобавлено: Вт Мар 09, 2004 3:49 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Buena sara! Бахтэм те воху, Рутастахма, ута ве виспе усвами!
Желаю благой доли тебе, Рустам, и всем вам!

Цитата:
Я спросил, почему слово МАЕТА не может иметь своим источником праслявянское *moit-.

МАЙ-ЕТ-ОК. Корень МАЙ, суффиксы ЭТ (<*ьt) и ОК (<*ъk-ъ). Насчет же твоей МАЕТЫ, Рустам, приведи, будь ласка, контекст, чтобы корректнее о нем судить.

Цитата:
в восточноиранских -- -t -- в согдийском, ягнобском, осетинском и др.

Есть ли примеры использования в персидском скифо-согдийской морфемы множественного числа ta-?

Цитата:
Ещё к этому добавлю, что в перс-тадж. корень САБЗ- образует глаголы и много слов.
САБЗ?ДАН -- 'зеленеть', 'расти', 'процветать', 'увеличиваться'

В принципе не аргумент. Арабизмы Raqsidan - "танцевать", fahmidan - "понимать". А уж про сложноименные глаголы и говорить нечего.

Цитата:
В арабском словаре Баранова (30 тыс. слов) этих слов -- САБЗ, САБЗА -- нет. Перевод этого слова -- САБЗА -- на арабский -- "алаф" 'зелень', 'трава'. ?з этого я делаю вывод, что слово САБЗ -- не арабизм.

Добре, нет так нет. Врач сказал в морг, значит в морг Smile. Пусть не арабизм, но еще раз отмечу, что своим БЗ оно чрезвычайно непохоже на персидские слова. Может, оно тоже из согдийского? Как думаешь?

Цитата:
По строжайшей логике -- твоих аргументов пока недостаточно для опровержения моего высказывания, потому что я предлагаю сатемный корень -UZ-. Как он огласовывается в славянском и иранском, я ещё посмотрю и скажу.

Я что-то не понял. Как ты собираешься сводить U и О носовое < *ON? А как это UZ огласовывается в славянских в начале слова, я тебе так скажу: если U - краткое, то *ъз > въз > вз/воз, а если - долгое, то - *ыз > выз.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rustam



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 807

СообщениеДобавлено: Ср Мар 10, 2004 1:44 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Зди друва, Арьяс ча виспе!
Здравствуйте, друзья и все!

Цитата:
Насчет же твоей МАЕТЫ, Рустам, приведи, будь ласка, контекст, чтобы корректнее о нем судить.

Да, я найду эту книгу и приведу контекст.

Цитата:
Есть ли примеры использования в персидском скифо-согдийской морфемы множественного числа ta-?

В учебниках нормированного персидско-таджикского -- нет. В таджикско-ягнобских диалектах -- есть. В нормированном перс-тадж. есть слова типа dehot 'деревни' (даю таджикскую огласовку, а не классическую персидскую, потому что долгий А неудобно рисовать с кейборда в Форум. Пожалуйста, скажи, как ты рисовал долгие звуки в постинге "Новый перевод Авесты"), jangalot 'леса', ku'histonot 'горы', 'горные местности'. В учебниках написано, что это -ot -- арабское. Возможно. Также отмечали возможность воздействия согдийской морфемы множественности -t.

Цитата:
В принципе не аргумент. Арабизмы Raqsidan - "танцевать", fahmidan - "понимать". А уж про сложноименные глаголы и говорить нечего.

Аргумент, но его -- такого -- недостаточно, если он -- изолированный. Мой же действует в системе с фактом отсутствия САБЗ в арабском -- я так и сказал: "Ещё к этому добавлю", и с тем, что САБЗ и САБЗА образуют разветвлённые обширные полисемантические живые гнёзда в персидской речи и текстах. А арабские raqs и fahm, будучи заимствованиями, не образуют жизненноспособных живых органичных гнёзд. Сложноименные глаголы чаще всего -- изолированные, неорганичны для языка, в большинстве случаев не имеют в нём обширных разветвлённых полисемантических структур.

Цитата:
Пусть не арабизм, но еще раз отмечу, что своим БЗ оно чрезвычайно непохоже на персидские слова. Может, оно тоже из согдийского? Как думаешь?

Возможно. Надо исследовать. Ещё по аналогичной структуре в персидском:
ГУРЗ 'дубина'
ГУДАРЗ -- известное личное имя
перс. ALBURZ из среднеперс. HARBURZ, которое из древн. HARA- BRZA-
NAG'Z 'хороший', 'хорошо' (-- согдийское слово, очень частое в таджикской речи, но редкое в перс., в которой чаще говорят ХУБ. Здесь у нас слово ХУБ произносится почти в каждой фразе в общеупотребительном русском языке русских Узбекистана уже более сотни лет).
КАБК 'куропатка'

ГУРЗ, как ты знаешь, происходит от VAZRA- -- здесь -- метатеза, частая в перс. Метатезу тоже можно предполагать в происхождении САБЗ.

Перс. Z в учебниках показывают происходящим из многих звуков и звукосочетаний в разных позициях. В частности, из Ч и более раннего К, из J, G, Ж, Z, T, D. Возможны также контаминации.

САБЗ -- 'зелёный' -- название цвета -- в Арийс. (?Е) -- большая и интересная тема. Я написал об этом кое-что.
САБЗА -- 'зелень', особый вид растения, и САБЗ? -- 'морковь' -- тоже большая и интересная тема, объединяющаяся с предыдущей: "Арийские ЦВЕТЫ, ЦВЕТА и СВЯТОСТЬ". ? по ней кое-что есть у меня.

Хорошо учесть названия растений SIPARHAM, ISPARHAM, SIPANJ, ISPAND. Для САБЗ предлагаю ранние формы SAPS-, S-PAS-, SPAJ-, SPAK-, SPAT-, SPANT-, SASP- (в последней -- позднее происходит метатеза).

Цитата:
Я что-то не понял. Как ты собираешься сводить U и О носовое < *ON? А как это UZ огласовывается в славянских в начале слова, я тебе так скажу: если U - краткое, то *ъз > въз > вз/воз, а если - долгое, то - *ыз > выз.

Я хочу рассмотреть сохранившиеся огласовки -U-, как в словах БУДУ, БУДЕШЬ, БУД?ТЬ, ЛЮД, ЛЮД?.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Pridinoff



Зарегистрирован: 12.09.2003
Сообщения: 82

СообщениеДобавлено: Пн Мар 15, 2004 9:19 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

QUOTE(Iskandar @ 09.03.2004, 17:49)

Уважаемый Rustam, на мой взгляд здесь дело не в парфянах, а скорее в слове pahlavan, т.е. речь идет не об этнониме как таковом, но о контаминации значений, т.к. многие пахлаваны в эпоху Сасанидов и в самом деле были парфянского происхождения, в том числе и предок Саманидов Бахрам Чубина. Это же сказалось и на выборе династического имени Реза Великим (доруд бан баргаштани-йе Шаhаншаh, уж простите, по сути, за толкинизм.)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Tamu



Зарегистрирован: 05.08.2004
Сообщения: 27

СообщениеДобавлено: Пн Авг 09, 2004 9:53 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Друзья, кто подскажет, где в Авесте упоминается слово "дану" в значении "река"? Дело в том, что наличествующее в современном осетинском слово "дон" - "река", "вода" - не имеет других соответствий в иранских языках, кроме как в текстах Авесты.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Rustam



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 807

СообщениеДобавлено: Вт Авг 10, 2004 12:53 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Здравствуй, Таму!

Хшнаотра Ахурахе Маздао!
Радость-Познание будет пусть Ахуровское Мазды!

Дану встречается в текстах:
о Вайю:

"Можно пройти путём,
Который стережёт Дану,
Один путь непроходим --
Безжалосного Вайю".

О море, которое называется Фраздану.

Названия текстов и их номера я сообщу скоро.

Желаем успехов в Авестийском языке!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Tamu



Зарегистрирован: 05.08.2004
Сообщения: 27

СообщениеДобавлено: Чт Авг 12, 2004 9:58 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Доруд Рустам,

Таму - это принятая в Осетии короткая форма имени Таймураз (кстати, имя вполне "авестийское"- Tahmuras - Tahma Urupa).

Спасибо за цитату о "дану". Мне необходимы точные ссылки (есть ещё фрагмент, где говорится, что благодеяния Арти - обширны как Земля, длинные как Дану, высокие как солнце...)

Все имеющиеся в Авесте упоминания Дану наталкивают на мысль, что речь идёт о конкретной реке, а не о реке вообще. Скорее всего о Сыр-Дарье. В качестве понятия "река вообще" дану существует только в скифских и в осетинском языке. Среднеазиатским Фраздану и Систану (Сака-стану) соответствуют Закавказские (совр. Армения) река Hrazdan и Сакасенна. ?звестно, что именно с этих территорий Скифы осуществляли набеги в переднюю Азию. Кстати, не стану утверждать, но предположу, что некоторые гидронимы на этой территории имеют в основе "arya" - Арагви - ARY-AKVA, Аракс - ARY-OKS, осет. Ардон - ARY-DANU, возможно, сюда же относится и ?ордан. Свои предположения на сей счёт изложу позже.

Вернусь к арийской лексике в других языках.

Aeshma: лат. ASMADEUS - демон - из aeshma-daewa, сюда же груз. eshmaki - "чёрт", греч. osma - "набег, стремительное нападение". В осетинском есть слово "кадаг" - героическая песнь, которое многими возводится к слову "кад" (kata) - "слава". На мой взгляд, слово следует сопоставлять с ав. gathaka - исполнитель гимнов, др. инд. - "песнь".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Фарнабаг



Зарегистрирован: 11.01.2004
Сообщения: 483

СообщениеДобавлено: Чт Авг 12, 2004 11:31 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В Риме существовал вечный огонь в храме Богини Весты (сравните с Авестой).

Вот что говорит Прокопий Кесарийский.

XXIV. Случилось так, что Хосров ушел из Ассирии на север в местность Адарвиган{372}, откуда ои задумал вторгнуться в Римскую державу через земли персоармян. (2) В этом месте есть большой жертвенник огню, который персы чтут больше всех богов{373}. Огонь этого жертвенника маги хранят неугасимым, тщательно исполняя все священные обряды и обращаясь к нему за предсказанием в самых важных делах. Это тот самый огонь, которому римляне поклонялись в древние времена, называя его Вестой. (3)

http://militera.lib.ru/h/caesariensis/02.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rustam



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 807

СообщениеДобавлено: Пт Авг 13, 2004 11:51 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Зди друва, фрия Тахма Урупи, ?ван, Арьяс ча виспе!
Здравствуйте, дорогие Таму, ?ван, друзья и все!

Таму, я поищу названия этих текстов.

Цитата:
Все имеющиеся в Авесте упоминания Дану наталкивают на мысль, что речь идёт о конкретной реке, а не о реке вообще. Скорее всего о Сыр-Дарье.

Таму, ты знаешь, что Авестийская Дану, и также Арийская (т. н. общеиндоевропейская) Дану, а также названия многих Арийских рек -- это также названия Женственных Язати, и Язатов среднего и мужского родов. Дану известна у кельтов (Племена Богини Дану), у германцев, у индийцев. Яксарт -- ЙА-ХШАТРА-, Амударья -- АМЭРЭТАТ-, Ямуна (индийская) -- сестра Йимы, и много других.

Цитата:
В Риме существовал вечный огонь в храме Богини Весты (сравните с Авестой).

Да, Веста также -- Высшее Знание, Весть. В Заратуштрийской литературе -- Менок-и-Храте, Ден-карте и других -- Авеста называется Вахви-Даэна -- 'Доброе Высшее Знание', в Шах-наме -- Занд-у Уст, Занд-у Уста -- 'Знание и Высшее-Знание', 'Вторичное Знание и Первое Знание'.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rustam



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 807

СообщениеДобавлено: Пн Авг 16, 2004 3:32 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Зди друва, фрия Тахма Урупи, ?ван, Арьяс ча виспе!
Здравствуйте, дорогие Таму, ?ван, друзья и все!

Дорогой Таму,

о Вайю:

"Можно пройти путём,
Который стережёт Дану,
Один путь непроходим --
Безжалостного Вайю".

Эта строфа о Вайю -- в Авестийском тексте Aogэmadae-ca 'Провозглашаем также'.

О Фраздану:

В Ардвисур-Яште 'Ардвисуры-Анахиты Почитание-Стремление', Yt 5.108, сказано о среднеазиатском вожде Арианы -- Виштаспе:

"приносил в Почитание-Стремление к Ней
Виштаспа многомудрый
Перед водой Фраздану".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Tamu



Зарегистрирован: 05.08.2004
Сообщения: 27

СообщениеДобавлено: Вт Авг 17, 2004 7:56 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Благодарю, Рустам. Ещё, если можно, несколько вопросов дилетанта.

Случайно ли, на Ваш взгляд, совпадение титула Египетских царей - фараон (frn) и общеарийского farn?

Случайно ли имя библейского Абраама можно перевести с арийских как "небесная сила" - "Abra-Ama"?

Нет ли связи между тюркским (и арабским) asker (askar) в значении "воин" и
общеарийским khshatra (осет. ахсар)?

Фарнджын у,
Таму.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Благоверие -> Языкознание Часовой пояс: GMT
На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
Страница 2 из 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Разработчик сайта: Fractalla Design контакты  |  карта сайта