Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Год 3762 Заратуштрийской Эры,
месяц Ардибехешт, день Дей бе Азар.

08.02.3762 ЗЭ

Подписка на новости
Поиск
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Главная  
Благоверие :: Просмотр темы - Слова Ариев в языках Ариев spy click sms spy useing bluetooth app mobile spy tips on catching a cheating spouse
Список форумов Благоверие Благоверие
Сайт Русского Анджомана
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Слова Ариев в языках Ариев
На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
 
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Благоверие -> Языкознание
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Bahman



Зарегистрирован: 19.11.2003
Сообщения: 996

СообщениеДобавлено: Вт Мар 09, 2004 3:49 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Buena sara! Бахтэм те воху, Рутастахма, ута ве виспе усвами!
Желаю благой доли тебе, Рустам, и всем вам!

Цитата:
Я спросил, почему слово МАЕТА не может иметь своим источником праслявянское *moit-.

МАЙ-ЕТ-ОК. Корень МАЙ, суффиксы ЭТ (<*ьt) и ОК (<*ъk-ъ). Насчет же твоей МАЕТЫ, Рустам, приведи, будь ласка, контекст, чтобы корректнее о нем судить.

Цитата:
в восточноиранских -- -t -- в согдийском, ягнобском, осетинском и др.

Есть ли примеры использования в персидском скифо-согдийской морфемы множественного числа ta-?

Цитата:
Ещё к этому добавлю, что в перс-тадж. корень САБЗ- образует глаголы и много слов.
САБЗ?ДАН -- 'зеленеть', 'расти', 'процветать', 'увеличиваться'

В принципе не аргумент. Арабизмы Raqsidan - "танцевать", fahmidan - "понимать". А уж про сложноименные глаголы и говорить нечего.

Цитата:
В арабском словаре Баранова (30 тыс. слов) этих слов -- САБЗ, САБЗА -- нет. Перевод этого слова -- САБЗА -- на арабский -- "алаф" 'зелень', 'трава'. ?з этого я делаю вывод, что слово САБЗ -- не арабизм.

Добре, нет так нет. Врач сказал в морг, значит в морг Smile. Пусть не арабизм, но еще раз отмечу, что своим БЗ оно чрезвычайно непохоже на персидские слова. Может, оно тоже из согдийского? Как думаешь?

Цитата:
По строжайшей логике -- твоих аргументов пока недостаточно для опровержения моего высказывания, потому что я предлагаю сатемный корень -UZ-. Как он огласовывается в славянском и иранском, я ещё посмотрю и скажу.

Я что-то не понял. Как ты собираешься сводить U и О носовое < *ON? А как это UZ огласовывается в славянских в начале слова, я тебе так скажу: если U - краткое, то *ъз > въз > вз/воз, а если - долгое, то - *ыз > выз.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rustam



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 807

СообщениеДобавлено: Ср Мар 10, 2004 1:44 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Зди друва, Арьяс ча виспе!
Здравствуйте, друзья и все!

Цитата:
Насчет же твоей МАЕТЫ, Рустам, приведи, будь ласка, контекст, чтобы корректнее о нем судить.

Да, я найду эту книгу и приведу контекст.

Цитата:
Есть ли примеры использования в персидском скифо-согдийской морфемы множественного числа ta-?

В учебниках нормированного персидско-таджикского -- нет. В таджикско-ягнобских диалектах -- есть. В нормированном перс-тадж. есть слова типа dehot 'деревни' (даю таджикскую огласовку, а не классическую персидскую, потому что долгий А неудобно рисовать с кейборда в Форум. Пожалуйста, скажи, как ты рисовал долгие звуки в постинге "Новый перевод Авесты"), jangalot 'леса', ku'histonot 'горы', 'горные местности'. В учебниках написано, что это -ot -- арабское. Возможно. Также отмечали возможность воздействия согдийской морфемы множественности -t.

Цитата:
В принципе не аргумент. Арабизмы Raqsidan - "танцевать", fahmidan - "понимать". А уж про сложноименные глаголы и говорить нечего.

Аргумент, но его -- такого -- недостаточно, если он -- изолированный. Мой же действует в системе с фактом отсутствия САБЗ в арабском -- я так и сказал: "Ещё к этому добавлю", и с тем, что САБЗ и САБЗА образуют разветвлённые обширные полисемантические живые гнёзда в персидской речи и текстах. А арабские raqs и fahm, будучи заимствованиями, не образуют жизненноспособных живых органичных гнёзд. Сложноименные глаголы чаще всего -- изолированные, неорганичны для языка, в большинстве случаев не имеют в нём обширных разветвлённых полисемантических структур.

Цитата:
Пусть не арабизм, но еще раз отмечу, что своим БЗ оно чрезвычайно непохоже на персидские слова. Может, оно тоже из согдийского? Как думаешь?

Возможно. Надо исследовать. Ещё по аналогичной структуре в персидском:
ГУРЗ 'дубина'
ГУДАРЗ -- известное личное имя
перс. ALBURZ из среднеперс. HARBURZ, которое из древн. HARA- BRZA-
NAG'Z 'хороший', 'хорошо' (-- согдийское слово, очень частое в таджикской речи, но редкое в перс., в которой чаще говорят ХУБ. Здесь у нас слово ХУБ произносится почти в каждой фразе в общеупотребительном русском языке русских Узбекистана уже более сотни лет).
КАБК 'куропатка'

ГУРЗ, как ты знаешь, происходит от VAZRA- -- здесь -- метатеза, частая в перс. Метатезу тоже можно предполагать в происхождении САБЗ.

Перс. Z в учебниках показывают происходящим из многих звуков и звукосочетаний в разных позициях. В частности, из Ч и более раннего К, из J, G, Ж, Z, T, D. Возможны также контаминации.

САБЗ -- 'зелёный' -- название цвета -- в Арийс. (?Е) -- большая и интересная тема. Я написал об этом кое-что.
САБЗА -- 'зелень', особый вид растения, и САБЗ? -- 'морковь' -- тоже большая и интересная тема, объединяющаяся с предыдущей: "Арийские ЦВЕТЫ, ЦВЕТА и СВЯТОСТЬ". ? по ней кое-что есть у меня.

Хорошо учесть названия растений SIPARHAM, ISPARHAM, SIPANJ, ISPAND. Для САБЗ предлагаю ранние формы SAPS-, S-PAS-, SPAJ-, SPAK-, SPAT-, SPANT-, SASP- (в последней -- позднее происходит метатеза).

Цитата:
Я что-то не понял. Как ты собираешься сводить U и О носовое < *ON? А как это UZ огласовывается в славянских в начале слова, я тебе так скажу: если U - краткое, то *ъз > въз > вз/воз, а если - долгое, то - *ыз > выз.

Я хочу рассмотреть сохранившиеся огласовки -U-, как в словах БУДУ, БУДЕШЬ, БУД?ТЬ, ЛЮД, ЛЮД?.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Pridinoff



Зарегистрирован: 12.09.2003
Сообщения: 82

СообщениеДобавлено: Пн Мар 15, 2004 9:19 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

QUOTE(Iskandar @ 09.03.2004, 17:49)

Уважаемый Rustam, на мой взгляд здесь дело не в парфянах, а скорее в слове pahlavan, т.е. речь идет не об этнониме как таковом, но о контаминации значений, т.к. многие пахлаваны в эпоху Сасанидов и в самом деле были парфянского происхождения, в том числе и предок Саманидов Бахрам Чубина. Это же сказалось и на выборе династического имени Реза Великим (доруд бан баргаштани-йе Шаhаншаh, уж простите, по сути, за толкинизм.)
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Tamu



Зарегистрирован: 05.08.2004
Сообщения: 27

СообщениеДобавлено: Пн Авг 09, 2004 9:53 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Друзья, кто подскажет, где в Авесте упоминается слово "дану" в значении "река"? Дело в том, что наличествующее в современном осетинском слово "дон" - "река", "вода" - не имеет других соответствий в иранских языках, кроме как в текстах Авесты.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Rustam



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 807

СообщениеДобавлено: Вт Авг 10, 2004 12:53 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Здравствуй, Таму!

Хшнаотра Ахурахе Маздао!
Радость-Познание будет пусть Ахуровское Мазды!

Дану встречается в текстах:
о Вайю:

"Можно пройти путём,
Который стережёт Дану,
Один путь непроходим --
Безжалосного Вайю".

О море, которое называется Фраздану.

Названия текстов и их номера я сообщу скоро.

Желаем успехов в Авестийском языке!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Tamu



Зарегистрирован: 05.08.2004
Сообщения: 27

СообщениеДобавлено: Чт Авг 12, 2004 9:58 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Доруд Рустам,

Таму - это принятая в Осетии короткая форма имени Таймураз (кстати, имя вполне "авестийское"- Tahmuras - Tahma Urupa).

Спасибо за цитату о "дану". Мне необходимы точные ссылки (есть ещё фрагмент, где говорится, что благодеяния Арти - обширны как Земля, длинные как Дану, высокие как солнце...)

Все имеющиеся в Авесте упоминания Дану наталкивают на мысль, что речь идёт о конкретной реке, а не о реке вообще. Скорее всего о Сыр-Дарье. В качестве понятия "река вообще" дану существует только в скифских и в осетинском языке. Среднеазиатским Фраздану и Систану (Сака-стану) соответствуют Закавказские (совр. Армения) река Hrazdan и Сакасенна. ?звестно, что именно с этих территорий Скифы осуществляли набеги в переднюю Азию. Кстати, не стану утверждать, но предположу, что некоторые гидронимы на этой территории имеют в основе "arya" - Арагви - ARY-AKVA, Аракс - ARY-OKS, осет. Ардон - ARY-DANU, возможно, сюда же относится и ?ордан. Свои предположения на сей счёт изложу позже.

Вернусь к арийской лексике в других языках.

Aeshma: лат. ASMADEUS - демон - из aeshma-daewa, сюда же груз. eshmaki - "чёрт", греч. osma - "набег, стремительное нападение". В осетинском есть слово "кадаг" - героическая песнь, которое многими возводится к слову "кад" (kata) - "слава". На мой взгляд, слово следует сопоставлять с ав. gathaka - исполнитель гимнов, др. инд. - "песнь".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Фарнабаг



Зарегистрирован: 11.01.2004
Сообщения: 483

СообщениеДобавлено: Чт Авг 12, 2004 11:31 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

В Риме существовал вечный огонь в храме Богини Весты (сравните с Авестой).

Вот что говорит Прокопий Кесарийский.

XXIV. Случилось так, что Хосров ушел из Ассирии на север в местность Адарвиган{372}, откуда ои задумал вторгнуться в Римскую державу через земли персоармян. (2) В этом месте есть большой жертвенник огню, который персы чтут больше всех богов{373}. Огонь этого жертвенника маги хранят неугасимым, тщательно исполняя все священные обряды и обращаясь к нему за предсказанием в самых важных делах. Это тот самый огонь, которому римляне поклонялись в древние времена, называя его Вестой. (3)

http://militera.lib.ru/h/caesariensis/02.html
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rustam



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 807

СообщениеДобавлено: Пт Авг 13, 2004 11:51 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Зди друва, фрия Тахма Урупи, ?ван, Арьяс ча виспе!
Здравствуйте, дорогие Таму, ?ван, друзья и все!

Таму, я поищу названия этих текстов.

Цитата:
Все имеющиеся в Авесте упоминания Дану наталкивают на мысль, что речь идёт о конкретной реке, а не о реке вообще. Скорее всего о Сыр-Дарье.

Таму, ты знаешь, что Авестийская Дану, и также Арийская (т. н. общеиндоевропейская) Дану, а также названия многих Арийских рек -- это также названия Женственных Язати, и Язатов среднего и мужского родов. Дану известна у кельтов (Племена Богини Дану), у германцев, у индийцев. Яксарт -- ЙА-ХШАТРА-, Амударья -- АМЭРЭТАТ-, Ямуна (индийская) -- сестра Йимы, и много других.

Цитата:
В Риме существовал вечный огонь в храме Богини Весты (сравните с Авестой).

Да, Веста также -- Высшее Знание, Весть. В Заратуштрийской литературе -- Менок-и-Храте, Ден-карте и других -- Авеста называется Вахви-Даэна -- 'Доброе Высшее Знание', в Шах-наме -- Занд-у Уст, Занд-у Уста -- 'Знание и Высшее-Знание', 'Вторичное Знание и Первое Знание'.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rustam



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 807

СообщениеДобавлено: Пн Авг 16, 2004 3:32 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Зди друва, фрия Тахма Урупи, ?ван, Арьяс ча виспе!
Здравствуйте, дорогие Таму, ?ван, друзья и все!

Дорогой Таму,

о Вайю:

"Можно пройти путём,
Который стережёт Дану,
Один путь непроходим --
Безжалостного Вайю".

Эта строфа о Вайю -- в Авестийском тексте Aogэmadae-ca 'Провозглашаем также'.

О Фраздану:

В Ардвисур-Яште 'Ардвисуры-Анахиты Почитание-Стремление', Yt 5.108, сказано о среднеазиатском вожде Арианы -- Виштаспе:

"приносил в Почитание-Стремление к Ней
Виштаспа многомудрый
Перед водой Фраздану".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Tamu



Зарегистрирован: 05.08.2004
Сообщения: 27

СообщениеДобавлено: Вт Авг 17, 2004 7:56 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Благодарю, Рустам. Ещё, если можно, несколько вопросов дилетанта.

Случайно ли, на Ваш взгляд, совпадение титула Египетских царей - фараон (frn) и общеарийского farn?

Случайно ли имя библейского Абраама можно перевести с арийских как "небесная сила" - "Abra-Ama"?

Нет ли связи между тюркским (и арабским) asker (askar) в значении "воин" и
общеарийским khshatra (осет. ахсар)?

Фарнджын у,
Таму.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Показать сообщения:   
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Благоверие -> Языкознание Часовой пояс: GMT
На страницу Пред.  1, 2, 3  След.
Страница 2 из 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Разработчик сайта: Fractalla Design контакты  |  карта сайта