Добавлено: Ср Мар 03, 2004 11:40 am Заголовок сообщения:
Зди друва, Арьяс ча виспе! Здравствуйте, друзья и все!
Предлагаю тему "Слова Ариев в языках Ариев". Соответствие рубрике "Авестийский язык" по описанию этой рубрики: "Язык Гат, Старшей и Младшей Авесты. Вопросы лингвистики, языкознания". Предлагаемая тема входит в "Вопросы лингвистики, языкознания" с конкретизацией "Языки, близкородственные Авестийскому".
QUOTE(Iskandar @ 01.03.2004, 16:50)
ну, скажем, заменишь ты "тараф" (сторона) на "канор" (край), еще поймут, хотя и покосятся.
Дорогой ?скандар, это прекрасное родное слово прекрасно поймут у нас и везде, где любят прекраснейшую народную песню "Дар канори мо", и не покосятся, а будут смотреть с любовью.
В Авестийском есть раннее слово КАРАНА- 'край', 'грань', 'граница', 'cторона', 'берег', 'конец'. От формы КАРАНА- происходит перс-тадж. КАНОР. Предлагаю гипотезу, что КАРАНА родственно русскому ГРАНЬ.
Цитата:
Но кто будет понимать такой язык?
Цитата:
А с остальными?
Цитата:
shoru' начало
Я везде слышу и читаю ОГОЗ 'начало'. Это -- согдийское слово, и оно очень активно в перс. и тадж. и у Фирдавси, и во всей перс.-тадж. лит-ре, и сейчас. А *shoru'* -- извини, не слышал. Можешь привести, откуда?
Цитата:
jomhuri республика
?з греч. demokratike? У нас это слово jomhuri -- не используют. Продолжают пользоваться латинским respublica. Гораздо больше любят МЕХОН, МЕХАН. MEHON, MEHAN 'Родина'.
Цитата:
markaz центр
-- М?ЁНА
Цитата:
ettehad союз
ЯГОНАГ? 'единство'. Здесь смысл немного отличается.
Добавлено: Чт Мар 04, 2004 5:02 am Заголовок сообщения:
Да я эти все слова насобирал, не особо задумываясь, из книжки про персидский язык. Таджикский, ясен-красен, хоть не сильно, но отличается, в принципе в нем арабизмов поменьше.
ОГОЗ, я слышал такое слово, не знал, правда, что оно согдийское. ШОРУЪ - это из фарси, в котором оно употребляется очень активно.
Насчет таких слов, как ДЖОМХУР?, конечно, в таджикском все такого рода политичесие слова заменены на русские, чаще имеющие латинское происхождение. Ну и, конечно, хрестоматийное ШУРАВ? заменено на СОВЕТ? .
Слушай, а разве МЕХОН - не арабизм? То, что арабизм ВАТАН, я точно знаю, а вот иранскость МЕХОН тоже вызывает сомнения.
МАРКАЗ - М?ЁНА - "центр - середина" - разница все-таки есть. Еще про "середину" солнечной системы можно сказать, а вот про "середину реабилитации чиновников, пострадавших при исполнении от попопросиживания и зуда взяткобрательства" как-то не очень .
Ну так же и про союз с единством (по недавно прошедшим временам - в России политический каламбур ).
Вообще я не раз говорил, что война с арабизмами в персидских языках равносильна борьбе со старославянизмами в русском. Старославянских слов, так же как и арбские в парси, обязанных своему распротранению экспансии чужой религии, в русском - огромное количество (хотя бы это самое КОЛ?ЧЕСТВО и РАСПРОСТРАНЕН?Е - старославянизмы). В персидском чем ситуация с пуризмом легче, как кажется, так это тем, что когда-то среднеперсидский имел все эти слова культурного значения, которые теперь заменены на арабизмы (в восточно-славянском для подавляющего числа старославянизмов синонимов никогда не было). Тем не менее вспоминать эти слова, а главное возрождать их употребеление очень будет сложно, особенно в связи с новыми волнами исламизации жизни в ?ране, Афганистане, Таджикистане и Узбекистане.
Но вообще дело интересное. Я тоже за, чтобы продолжить. Давай я буду сыпать тебе арабизмами без обиняков, а ты их предлагай, чем их заменить. ?дет?
Добавлено: Чт Мар 04, 2004 11:58 am Заголовок сообщения:
Зди друва, Арьяс ча виспе! Здравствуйте, друзья и все!
Цитата:
Да я эти все слова насобирал, не особо задумываясь, из книжки про персидский язык.
А я всегда сначала думаю не смеюсь над тобой, а только над теми, кто выбирает себе негативные мысли, негативные речи, негативные поступки.
Цитата:
ОГОЗ, я слышал такое слово, не знал, правда, что оно согдийское.
ОГОЗ очень активно используется в Шах-Наме Фирдавси, во всей классической и более поздней персидской и таджикской литературе, в фольклоре и современном живом языке.
Цитата:
Слушай, а разве МЕХОН - не арабизм? То, что арабизм ВАТАН, я точно знаю, а вот иранскость МЕХОН тоже вызывает сомнения.
MEHAN, MEHA^N (-- во второй форме А^ -- долгий) -- происходит от MAIT'ANA-, в Авесте -- Maet'a-, Maet'ana- 'место', 'местность'.
К Авестийскому Maet'a- есть прекрасная славянская изоглосса -- украинское и польское МАЕТА 'место', 'местечко', 'город', 'местность', русское МЕСТО, белорусское МЯСТО.
Это слово засвидетельствовано на протяжении многих столетий и тысячелетий истории иранских языков до современности, и оно является живым, в том числе в Шах-Наме Фирдавси. В ?ране, Таджикистане и персоязычных странах оно является лозунгом и знаменем любящих родную культуру, патриотов и пуристов.
Цитата:
МАРКАЗ - М?ЁНА - "центр - середина" - разница все-таки есть. Еще про "середину" солнечной системы можно сказать, а вот про "середину реабилитации чиновников, пострадавших при исполнении от попопросиживания и зуда взяткобрательства" как-то не очень
Да . Всё-таки СЕРЕД?На весьма и весьма родственна СЕРДЦЕВ?Не, СЕРДЦу, СЕРЁДКе и родственным им. СЕРДЦЕВ?На -- конечно, как ты знаешь, содержит в себе смыслы 'центр объекта', 'внутренняя сущность' и т. п., и "центр" в последние дни употребляется вместо 'организация' (возможно, вследствие потуг организаторов "центра" присвоить своей организации "цЕНТРАЛЬНЕЙШЕе" "зНАЧЕН?е" ).
Цитата:
Ну так же и про союз с единством (по недавно прошедшим временам - в России политический каламбур)
Да уж , ещё предлагаю ХАМДУСТ?, ХАМБАНД? -- последнее родственно БАНДе и БАНД?там (потому что они сплочены, хотя, если серьёзно, их "сплочённость" негативна, слаба и ежемгновенно разрушается -- они аггрессируют друг против друга, потому что разрушение есть в негативе). А по-настоящему -- Мы, Маздаяснийские Заратуштрийцы, должны быть постоянно и полностью сплочёнными во Всемирной Совершеннейшей Даэне и Анджумане.
Вообще я не раз говорил, что война с арабизмами в персидских языках равносильна борьбе со старославянизмами в русском.
Цитата:
в персидских
Ты хотел сказать -- "в иранских"? Ведь их натолкали во многие иранские, даже в юговосточные и северовосточные.
Прошу смиренно разрешения возразить. Во-первых, арабский не родственен иранским, а старославянский весьма и весьма близок русскому.
Во-вторых, навязывание авраамизмов (и языковых, и в т. ч. абрагамистской религии) почти во всех ираноговорящих странах -- кроме Осетии--Алании -- происходило в средние века с большей жестокостью, вредительствами и массовыми убийствами, чем этот процесс в то же время навязывался Святой Руси. Хотя нельзя говорить, что массовые убийства новгородцев и остальных русичей князьями, обманутыми хр-тианскими агитаторами -- более Вохуманическое дело, чем массовые убийства ираноговорящих (последнюю сентенцию лучше продолжать в рубрике "?СТОР?Я"). Поэтому старославянизмы в русском могут считаться своими, родными, а арабизмы и остальные авраамизмы в иранских -- то же, что свинцовая дубина в горле. Поэтому и сейчас в ?ране действует Академия персидского языка, которая ввела в употребление -- точнее, возродила -- родные слова вместо арабизмов. На Руси незачем воевать со старославянизмами, потому что они -- свои, родные.
Цитата:
Тем не менее, вспоминать эти слова, а главное возрождать их употребеление очень будет сложно, особенно в связи с новыми волнами исламизации жизни в ?ране, Афганистане, Таджикистане и Узбекистане.
Вспомнить эти слова очень легко -- достаточно послушать живые народные песни, живую деревенскую речь -- они там живут, я езжу и наслаждаюсь. ? также легко можно послушать Шах-Наме, классическую поэзию и вообще стихи -- даже в местной газете "Овози точик". В Узбекистане более сильно происходит процесс Авестизации, а джихадствующие муллы помещены в известные отдалённые места.
Цитата:
Но вообще дело интересное. Я тоже за, чтобы продолжить. Давай я буду сыпать тебе арабизмами без обиняков, а ты их предлагай, чем их заменить. ?дет?
Конечно, да, прекрасно!
Желаем от всех нас всем вам -- радости, исполнения желаний и счастья!
Добавлено: Пт Мар 05, 2004 6:47 am Заголовок сообщения:
Ушта те!
Цитата:
А я всегда сначала думаю
Ой-ой, подколол!
Пресыщенность парси арабизмами постоянно заставляет держаться настороже, хотя не подумай, что у меня арабизмская параноя. Поэтому как я не доверял слову МЕХОН, так теперь после твоего любезного объяснения буду его любить.
В славянской части объяснения позволю себе поправить тебя. То, что авестийское МАЭЕТНА родствено русскому МЕСТО, белорусскому "мЕста" и "мясцечка", украинскому "мiсто" и польскому miasto (< праслав. *moit-t-o-) (в последних 3 языках значит "город") бесспорно. Только вот в украинском нет слова МАЕТА. Есть МАЕТОК - "имение" - от МАТ? - "иметь".
Учитывая, что СОЮЗ старославянское слово, происходящее от ЮЗЫ - "узы", а ХАМДУ^СТ?^ - "содружество", ХАМБАНД? - на роль союза подходит лучше всего (БАСТАН/БАНД- - "связывать").
Рустам, скажи, а много на твой взгляд еще согдизмов в парси? ОГОЗ да БОГ - "сад", а еще есть?
Продолжим по арабизмам?
xabar - известие rafiq - товарищ pul - деньги sabz - зеленый zarf - сосуд entexab - выбор mosafer - путешественник moallem - учитель do'a - молитва donya - вселенная
Добавлено: Пт Мар 05, 2004 11:54 am Заголовок сообщения:
Зди друва, Арьяс ча виспе! Здравствуйте, друзья и все!
Ушта ве, ушта те! Пусть исполнятся желания вам и тебе!
Цитата:
Ой-ой, подколол!
Если по-серьёзному -- я очень доброжелателен, и к тебе -- особенно, а подколки направляются на ошибки -- большей частью тех, которые умышленно ошибаются.
Цитата:
В славянской части объяснения позволю себе поправить тебя. То, что авестийское МАЭЕТНА родствено русскому МЕСТО, белорусскому "мЕста" и "мясцечка", украинскому "мiсто" и польскому miasto (< праслав. *moit-t-o-) (в последних 3 языках значит "город") бесспорно. Только вот в украинском нет слова МАЕТА. Есть МАЕТОК - "имение" - от МАТ? - "иметь"
О польском и украинском словах МАЕТА 'место', 'местность', 'город' -- я прочитал в художественном историческом романе о Богдане Хмельницком. Поищу данные об этом романе и сообщу.
Цитата:
Рустам, скажи, а много на твой взгляд еще согдизмов в парси? ОГОЗ да БОГ - "сад", а еще есть?
В живых диалектах -- много. Особенно в тех, которые находятся в Согдиане и вблизи от неё -- в Средней Азии. Ты знаешь, что современный согдийский диалект (точнее, множество диалектов, потому что, по теоретической лингвистике, любое подмножество говорящих -- в т. ч. каждый индивидуум -- имеет свой собственный диалект ) -- называется ?х-и-Ноу, в тадж. его называют Ягноби, а в русском -- Ягнобский. Большинство носителей сейчас живут в области Согдиана (бывшая Ленинабадская) Таджикистана и соседних областях Узбекистана (большей части -- в Джизакской). Там они соответственно подвергаются языковой интерференции, и их язык парси имеет множество согдизмов.
Много согдизмов у Рудаки (специалисты исследовали) и у Великого Фирдавси. ?, конечно, у авторов из Средней Азии -- всех веков.
?звестнейший пример согдийского слова, используемого в огромном количестве языков, цивилизаций, стран и народов -- Нан 'печёное', 'хлеб', в тадж. и окружающих языках -- Нон. Оно происходит от согдийского слова Nkan- -- 'печёное'.
В ПАЙГАМ -- звук Г -- фрикативный, как в слове БоГ. Звук А во втором слоге произносится в двух вариантах -- кратком и долгом. Поэтому в тадж. и окружающих языках произносится Пайгам и Пайгом. Происходит от Авестийского Пати-Гама- 'Господин Слова', 'Высшая Весть', 'БлагоВест', 'БлагоВещение', АВЕСТА.
В Авестийском есть слово ПАТ?-ГАМА-БАРА- 'Носитель Господина Слов', 'Носитель Высшей Вести', 'Принёсший от Мазды Авесту' -- 'ЗАРАТУШТРА'. В парси произносится ПАЙГАМБАР, ПАЙАМБАР 'ЗАРАТУШТРА', 'Пророк'. Это же слово используется во многих языках, имеющих влияние от иранских.
Цитата:
rafiq - товарищ
ДУСТ, ДУСТАР
Цитата:
pul - деньги
Я дУмАю, что это -- не арабизм . Ещё к этому --- СУМ 'CУМма', 'серебро', 'деньги'.
Цитата:
sabz - зеленый
Сомневаюсь в арабском происхождении. Впрочем, добавлю точно родные К?Ш, КЕШ КАБУД ЯХНА
Ещё к этому: Слова, обозначающие цвета и цветы в языках Ариев -- интереееснейшая тема. Есть этимологические исследования, поищу.
Цитата:
zarf - сосуд
АБДАН (А -- долгие, следовательно, в тадж. и в окружающих -- ОБДОН) АБГ?Р АБРЕЗ АБДАСТА (в тадж. и окружающих -- ОБДАСТА)
Кроме того, есть много слов, в т. ч. для обозначений разных видов сосудов: П?ЙАЛА (второй слог -- с долгим А, в тадж. и окруж. -- П?ЁЛА) (некоторые выводят это слово из греческого. Я предлагаю -- из древнеирнск. ПАТ?-ГАРА- 'Господин сосудов'. Такое поддерживается формой ПАЙГАЛА, второй слог -- с долгим А, в тадж. и окруж. -- ПАЙГОЛА. А также ТА-ГАРА 'таз').
Цитата:
mosafer - путешественник
РАХВАРД В первом слоге -- А в двух вариантах: кратком и долгом. В тадж. и окруж. -- РАХВАРД, РОХВАРД
Цитата:
moallem - учитель
АМУЗЕГАР, в тадж. и окруж. -- ОМУЗГОР. Это слово нравится общественности и народу гораздо более, чем заимствованное из кахтанизма (авраамизма). Есть периодические издания, называющиеся ОМУЗГОР.
Цитата:
donya - вселенная
КАЙХАН ДЖАХАН ГЕХАН ГЕТ?
Звук -А- во втором слоге имеет два варианта: краткий и долгий. Следовательно, в тадж. и окруж. -- Кайхан, Кайхон, Джахан, Джахон, Гехан, Гехон. Эти слова происходят из Авестийского ГАЙ-ТА-АНАМ 'Живым', 'Принадлежащий Миру Живых'.
Добавлено: Пт Мар 05, 2004 12:35 pm Заголовок сообщения:
Шоди кун!
Цитата:
О польском и украинском словах МАЕТА 'место', 'местность', 'город' -- я прочитал в художественном историческом романе о Богдане Хмельницком. Поищу данные об этом романе и сообщу.
Староукраинское заимствование из польского? Возможно. В любом случае корень здесь МА-, mie- "иметь" (ср. МАЕТОК - "имение"), производный от праславянского *imati/imeti, который с корнем *mai не связан.
Цитата:
Цитата:
sabz - зеленый
Сомневаюсь в арабском происхождении
Не силен в арабском, но чисто по внешней структуре - типичное арабское сочетание звуков: один согласный в начале и два смыкающихся в конце. Да и не похоже совершенно на иранское своим БЗ на конце. Кроме того в новоперсидском (не знаю как в таджикском) sabzijat - "зелень" - арабское мн. ч.
ДЖАХАН - разве не арабизм? Во всяком случае переделка ГЕХАН под арабский лад.
Добавлено: Пт Мар 05, 2004 2:07 pm Заголовок сообщения:
Зди друва, Арьяс ча виспе! Здравствуйте, друзья и все!
Зди ча урвазва! Живи и радуйся!
Цитата:
Староукраинское заимствование из польского? Возможно. В любом случае корень здесь МА-, mie- "иметь" (ср. МАЕТОК - "имение"), производный от праславянского *imati/imeti, который с корнем *mai не связан.
А почему не от праслав. *moit-*???
Цитата:
Не силен в арабском, но чисто по внешней структуре - типичное арабское сочетание звуков: один согласный в начале и два смыкающихся в конце.
Конкретно по sabz не возражу, а по внешней структуре возражу: сочетание звуков "один согласный в начале и два смыкающихся в конце" -- такая звуковая структура весьма характерна для среднеперсидского (ты сам прекрасно видишь это в составляемом тобою Среднеперсидском (ты называешь его Пехлевийским) словаре) и новоперсидского, а тж. многих средне- и новоиранских.
Может быть, большая часть словаря. Я в детстве, пока не достал изданные словари, составлял списки новоперсидских слов с такой фонетической структурой -- мноооого бумаги исписал.
Цитата:
Кроме того в новоперсидском (не знаю как в таджикском) sabzijat - "зелень" - арабское мн. ч.
Да, у нас в таджикском -- sabzavot.
Цитата:
ДЖАХАН - разве не арабизм? Во всяком случае переделка ГЕХАН под арабский лад.
Да, в учебниках ДЖАХАН называют арабизированной формой от ГЕХАН.
Добавлено: Вс Мар 07, 2004 9:31 am Заголовок сообщения:
Цитата:
А почему не от праслав. *moit-*???
Рустам, тебя очевидно вводит в заблуждение отсутствие начального ? перед М. Между тем, в украинском, белорусском, польском, чешском и нек. др. данная черта вполне естественна. Безударное ? отпадает не во всяком слове (напр. укр. iм'я - "имя" с ударением на Я), только в тех словах, где начальное ? происходит от jь-. В отличие от русского языка это сочетание во многих славянских языках подверглось действию закона падения редуцированных и в безударном положении исчезло: ГРАТ? "играть", ГРА "игра" (но IГР? - "игры" - знаменитая развратно-попсовая хохляцко-девишницкая группа В?А ГРА - это игра слов - "вокально-инструментальный ансамбль ?ГРА"), ГОЛКА - "игла". Точно так же МАТ? (МАЮ) - "иметь/имею" из *jьmati вместе со своим производными - МАЕТОК - "имение", МАЕТНIСТЬ - т.ж.
Цитата:
сочетание звуков "один согласный в начале и два смыкающихся в конце" -- такая звуковая структура весьма характерна для среднеперсидского
Не спорю. Но я упирал прежде всего на нетипичность конкретного сочетания - БЗ.
Цитата:
Среднеперсидском (ты называешь его Пехлевийским) словаре)
Рустам, я прекрасно знаю, что пехлевийский - "парфянский" - не ахти какое корректное название для среднеперсидского языка. Но зато оно традиционно (парсы, употребляющие его - выходцы из парфянского Хорасана). Потом, в нем нету неудобной приставки "средне". ? к тому же так или иначе Парси и Пахлави - слова родственные и происходят от одного корня parth-/pars- - "бока, бедра".
Вынужден заметить, что это неверно. Слово СОЮЗ происходит от старославянского СЪ-ЮЗЪ, где корень происходит от слова ЮЗЫ - "узы". В последнем начальный звук Й - протетический, т.е. поздний, о чем свидетельствует и русский вариант. Но главное - звук У в этом слове восходит не к дифтонгу ou, а к носовому О - "юсу великому". Родственники этих слов - УЗЕЛ и ВЯЗАТЬ (*onzlъ *venzati). Помимо этого чередования У-Я (*on-en) о носовом звуке свидетельствует польский язык, в котором носовые сохраняются - vezel (где первое Е с хвостиком - носовое) - "узел, вензель".
Добавлено: Вт Мар 09, 2004 2:24 pm Заголовок сообщения:
Зди друва, Арьяс ча виспе! Здравствуйте, друзья и все!
Цитата:
Рустам, тебя очевидно вводит в заблуждение отсутствие начального ? перед М.
Нет, я не говорил, что "отсутствие начального ? перед М" является причиной моего высказывания. Это "отсутствие" принципиально не может ввести в заблуждение. Я прекрасно знаю, что "берёшь в руку -- маешь вещь" . Я спросил, почему слово МАЕТА не может иметь своим источником праслявянское *moit-. Ты, конечно, знаешь, что в сатемных языках широко распространена контаминация -- эволюционное приближение нескольких форм к одинаковому звучанию.
Цитата:
Да, у нас в таджикском -- sabzavot.
Специалисты пишут, что это окончание -- -ot -- является арабским. Поскольку я тоже специалист, то позволю себе заметить, что в Арийск. (?Е ) имеются весьма похожие морфемы со значениями множественности, собирательности и абстрагирования:
Примеры: В Авестийском -- -at-, -tat-: Amэrэtat- Haurvatat- в европейских: komitat universitat в восточноиранских -- -t -- в согдийском, ягнобском, осетинском и др.
Ещё к этому добавлю, что в перс-тадж. корень САБЗ- образует глаголы и много слов. САБЗ?ДАН -- 'зеленеть', 'расти', 'процветать', 'увеличиваться' САБЗ ШУДАН, САБЗ ГАРД?ДАН 'расцвести', 'зазеленеть'
Hama gar bud xoro, sabz gardid 'Везде, где были скалы, зеленью расцвело'.
Фирдавси: Zi pu'yandagon har ki bud tezrav, Xu'riш kardaшon sabzavu kohu jav.
'?з скакунов каждый -- летящий, Питание их -- зелень, солома и ячмень'
Ещё много сообщу интересного о слове САБЗ.
В арабском словаре Баранова (30 тыс. слов) этих слов -- САБЗ, САБЗА -- нет. Перевод этого слова -- САБЗА -- на арабский -- "алаф" 'зелень', 'трава'. ?з этого я делаю вывод, что слово САБЗ -- не арабизм.
Ещё продолжу потом о слове САБЗ.
Цитата:
Вынужден заметить, что это неверно. Слово СОЮЗ происходит от старославянского СЪ-ЮЗЪ, где корень происходит от слова ЮЗЫ - "узы". В последнем начальный звук Й - протетический, т.е. поздний, о чем свидетельствует и русский вариант. Но главное - звук У в этом слове восходит не к дифтонгу ou, а к носовому О - "юсу великому". Родственники этих слов - УЗЕЛ и ВЯЗАТЬ (*onzlъ *venzati). Помимо этого чередования У-Я (*on-en) о носовом звуке свидетельствует польский язык, в котором носовые сохраняются - vezel (где первое Е с хвостиком - носовое) - "узел, вензель".
По строжайшей логике -- твоих аргументов пока недостаточно для опровержения моего высказывания, потому что я предлагаю сатемный корень -UZ-. Как он огласовывается в славянском и иранском, я ещё посмотрю и скажу.
Цитата:
я прекрасно знаю, что пехлевийский - "парфянский" - не ахти какое корректное название для среднеперсидского языка. Но зато оно традиционно (парсы, употребляющие его - выходцы из парфянского Хорасана).
Это слово -- ПАХЛАВ? -- 'парфянский' -- использовал ещё Фирдавси более тысячи лет тому назад, раньше, чем индийские парсы стали употреблять его. ?спользование в смысле 'среднеперсидский' -- действительно некорректно и производится из-за желания присвоить высокий имидж парфян.
Цитата:
? к тому же так или иначе Парси и Пахлави - слова родственные и происходят от одного корня parth-/pars- - "бока, бедра".
? также 'край', 'сторона', 'часть', 'порция' -- родственно латинскому port-, part- 'порция', 'часть'. Но различия в огласовке здесь имеют принципиальный смысл -- о нём продолжу.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах