Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Год 3762 Заратуштрийской Эры,
месяц Ардибехешт, день Дей бе Азар.

08.02.3762 ЗЭ

Подписка на новости
Поиск
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Главная  
Благоверие :: Просмотр темы - Слова Ариев в языках Ариев spy click sms spy useing bluetooth app mobile spy tips on catching a cheating spouse
Список форумов Благоверие Благоверие
Сайт Русского Анджомана
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Слова Ариев в языках Ариев
На страницу 1, 2, 3  След.
 
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Благоверие -> Языкознание
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Rustam



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 807

СообщениеДобавлено: Ср Мар 03, 2004 11:40 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Зди друва, Арьяс ча виспе!
Здравствуйте, друзья и все!

Предлагаю тему "Слова Ариев в языках Ариев". Соответствие рубрике "Авестийский язык" по описанию этой рубрики: "Язык Гат, Старшей и Младшей Авесты. Вопросы лингвистики, языкознания". Предлагаемая тема входит в "Вопросы лингвистики, языкознания" с конкретизацией "Языки, близкородственные Авестийскому".

QUOTE(Iskandar @ 01.03.2004, 16:50)
ну, скажем, заменишь ты "тараф" (сторона) на "канор" (край), еще поймут, хотя и покосятся.

Дорогой ?скандар, это прекрасное родное слово прекрасно поймут у нас и везде, где любят прекраснейшую народную песню "Дар канори мо", и не покосятся, а будут смотреть с любовью. Smile

В Авестийском есть раннее слово КАРАНА- 'край', 'грань', 'граница', 'cторона', 'берег', 'конец'. От формы КАРАНА- происходит перс-тадж. КАНОР. Предлагаю гипотезу, что КАРАНА родственно русскому ГРАНЬ.

Цитата:
Но кто будет понимать такой язык?

Цитата:
А с остальными?

Цитата:
shoru' начало

Я везде слышу и читаю ОГОЗ 'начало'. Это -- согдийское слово, и оно очень активно в перс. и тадж. и у Фирдавси, и во всей перс.-тадж. лит-ре, и сейчас. А
*shoru'* -- извини, не слышал. Можешь привести, откуда?

Цитата:
jomhuri республика

?з греч. demokratike? У нас это слово jomhuri -- не используют. Продолжают пользоваться латинским respublica. Гораздо больше любят МЕХОН, МЕХАН. MEHON, MEHAN 'Родина'.

Цитата:
markaz центр

-- М?ЁНА

Цитата:
ettehad союз

ЯГОНАГ? 'единство'. Здесь смысл немного отличается.

C большинством других слов -- похожие ситуации.

Продолжу и приглашаю высказываться всех. Smile

С уважением и добрыми пожеланиями.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Bahman



Зарегистрирован: 19.11.2003
Сообщения: 996

СообщениеДобавлено: Чт Мар 04, 2004 5:02 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Да я эти все слова насобирал, не особо задумываясь, из книжки про персидский язык. Таджикский, ясен-красен, хоть не сильно, но отличается, в принципе в нем арабизмов поменьше.

ОГОЗ, я слышал такое слово, не знал, правда, что оно согдийское. ШОРУЪ - это из фарси, в котором оно употребляется очень активно.

Насчет таких слов, как ДЖОМХУР?, конечно, в таджикском все такого рода политичесие слова заменены на русские, чаще имеющие латинское происхождение. Ну и, конечно, хрестоматийное ШУРАВ? заменено на СОВЕТ? Smile.

Слушай, а разве МЕХОН - не арабизм? То, что арабизм ВАТАН, я точно знаю, а вот иранскость МЕХОН тоже вызывает сомнения.

МАРКАЗ - М?ЁНА - "центр - середина" - разница все-таки есть. Еще про "середину" солнечной системы можно сказать, а вот про "середину реабилитации чиновников, пострадавших при исполнении от попопросиживания и зуда взяткобрательства" как-то не очень Smile.

Ну так же и про союз с единством (по недавно прошедшим временам - в России политический каламбур Smile ).

Вообще я не раз говорил, что война с арабизмами в персидских языках равносильна борьбе со старославянизмами в русском. Старославянских слов, так же как и арбские в парси, обязанных своему распротранению экспансии чужой религии, в русском - огромное количество (хотя бы это самое КОЛ?ЧЕСТВО и РАСПРОСТРАНЕН?Е - старославянизмы). В персидском чем ситуация с пуризмом легче, как кажется, так это тем, что когда-то среднеперсидский имел все эти слова культурного значения, которые теперь заменены на арабизмы (в восточно-славянском для подавляющего числа старославянизмов синонимов никогда не было). Тем не менее вспоминать эти слова, а главное возрождать их употребеление очень будет сложно, особенно в связи с новыми волнами исламизации жизни в ?ране, Афганистане, Таджикистане и Узбекистане.

Но вообще дело интересное. Я тоже за, чтобы продолжить. Давай я буду сыпать тебе арабизмами без обиняков, а ты их предлагай, чем их заменить. ?дет? Wink
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rustam



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 807

СообщениеДобавлено: Чт Мар 04, 2004 11:58 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Зди друва, Арьяс ча виспе!
Здравствуйте, друзья и все! Smile

Цитата:
Да я эти все слова насобирал, не особо задумываясь, из книжки про персидский язык.

Smile Smile Smile А я всегда сначала думаю Smile Smile Smile не смеюсь над тобой, а только над теми, кто выбирает себе негативные мысли, негативные речи, негативные поступки.

Цитата:
ОГОЗ, я слышал такое слово, не знал, правда, что оно согдийское.

ОГОЗ очень активно используется в Шах-Наме Фирдавси, во всей классической и более поздней персидской и таджикской литературе, в фольклоре и современном живом языке.

Цитата:
Слушай, а разве МЕХОН - не арабизм? То, что арабизм ВАТАН, я точно знаю, а вот иранскость МЕХОН тоже вызывает сомнения.

MEHAN, MEHA^N (-- во второй форме А^ -- долгий) -- происходит от MAIT'ANA-, в Авесте -- Maet'a-, Maet'ana- 'место', 'местность'.

maēthananãmca [maēthana]
6 (plG) n. station, dwelling (t27, t87), abode, residence (k387)
... maēthanem
14 (NA)

К Авестийскому Maet'a- есть прекрасная славянская изоглосса -- украинское и польское МАЕТА 'место', 'местечко', 'город', 'местность', русское МЕСТО, белорусское МЯСТО.

Это слово засвидетельствовано на протяжении многих столетий и тысячелетий истории иранских языков до современности, и оно является живым, в том числе в Шах-Наме Фирдавси. В ?ране, Таджикистане и персоязычных странах оно является лозунгом и знаменем любящих родную культуру, патриотов и пуристов.

Цитата:
МАРКАЗ - М?ЁНА - "центр - середина" - разница все-таки есть. Еще про "середину" солнечной системы можно сказать, а вот про "середину реабилитации чиновников, пострадавших при исполнении от попопросиживания и зуда взяткобрательства" как-то не очень

Да Smile Smile Smile. Всё-таки СЕРЕД?На весьма и весьма родственна СЕРДЦЕВ?Не, СЕРДЦу, СЕРЁДКе и родственным им. СЕРДЦЕВ?На -- конечно, как ты знаешь, содержит в себе смыслы 'центр объекта', 'внутренняя сущность' и т. п., и "центр" в последние дни употребляется вместо 'организация' (возможно, вследствие потуг организаторов "центра" присвоить своей организации "цЕНТРАЛЬНЕЙШЕе" "зНАЧЕН?е" Very Happy).

Цитата:
Ну так же и про союз с единством (по недавно прошедшим временам - в России политический каламбур)

Да уж Smile, ещё предлагаю ХАМДУСТ?, ХАМБАНД? -- последнее родственно БАНДе и БАНД?там Smile Smile Smile (потому что они сплочены, хотя, если серьёзно, их "сплочённость" негативна, слаба и ежемгновенно разрушается -- они аггрессируют друг против друга, потому что разрушение есть в негативе). А по-настоящему -- Мы, Маздаяснийские Заратуштрийцы, должны быть постоянно и полностью сплочёнными во Всемирной Совершеннейшей Даэне и Анджумане.

Славянскому слову СОЮЗ родственно Авестийское YAUZ'-DA-, YAOZ'-DA- 'Святейшая Святость, понимаемая святейшими' -- понимаемая лучшими учителями, Магупати -- Мобадами, Айтрапати -- Эрбадами, Заратуштрой -- Рату, Мантраном, Ваэдэмной, YAUXS'-TI-.

Цитата:
Вообще я не раз говорил, что война с арабизмами в персидских языках равносильна борьбе со старославянизмами в русском.

Цитата:
в персидских

Ты хотел сказать -- "в иранских"? Ведь их натолкали во многие иранские, даже в юговосточные и северовосточные.

Прошу смиренно разрешения возразить. Во-первых, арабский не родственен иранским, а старославянский весьма и весьма близок русскому.

Во-вторых, навязывание авраамизмов (и языковых, и в т. ч. абрагамистской религии) почти во всех ираноговорящих странах -- кроме Осетии--Алании -- происходило в средние века с большей жестокостью, вредительствами и массовыми убийствами, чем этот процесс в то же время навязывался Святой Руси. Хотя нельзя говорить, что массовые убийства новгородцев и остальных русичей князьями, обманутыми хр-тианскими агитаторами -- более Вохуманическое дело, чем массовые убийства ираноговорящих (последнюю сентенцию лучше продолжать в рубрике "?СТОР?Я"). Поэтому старославянизмы в русском могут считаться своими, родными, а арабизмы и остальные авраамизмы в иранских -- то же, что свинцовая дубина в горле. Поэтому и сейчас в ?ране действует Академия персидского языка, которая ввела в употребление -- точнее, возродила -- родные слова вместо арабизмов. На Руси незачем воевать со старославянизмами, потому что они -- свои, родные.

Цитата:
Тем не менее, вспоминать эти слова, а главное возрождать их употребеление очень будет сложно, особенно в связи с новыми волнами исламизации жизни в ?ране, Афганистане, Таджикистане и Узбекистане.

Вспомнить эти слова очень легко -- достаточно послушать живые народные песни, живую деревенскую речь -- они там живут, я езжу и наслаждаюсь. ? также легко можно послушать Шах-Наме, классическую поэзию и вообще стихи -- даже в местной газете "Овози точик". В Узбекистане более сильно происходит процесс Авестизации, а джихадствующие муллы помещены в известные отдалённые места.

Цитата:
Но вообще дело интересное. Я тоже за, чтобы продолжить. Давай я буду сыпать тебе арабизмами без обиняков, а ты их предлагай, чем их заменить. ?дет?

Конечно, да, прекрасно! Smile

Желаем от всех нас всем вам -- радости, исполнения желаний и счастья!
Smile Smile Smile Smile Smile Smile Smile
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Bahman



Зарегистрирован: 19.11.2003
Сообщения: 996

СообщениеДобавлено: Пт Мар 05, 2004 6:47 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ушта те!

Цитата:
А я всегда сначала думаю

Ой-ой, подколол! Smile Smile Smile

Пресыщенность парси арабизмами постоянно заставляет держаться настороже, хотя не подумай, что у меня арабизмская параноя. Поэтому как я не доверял слову МЕХОН, так теперь после твоего любезного объяснения буду его любить.

В славянской части объяснения позволю себе поправить тебя. То, что авестийское МАЭЕТНА родствено русскому МЕСТО, белорусскому "мЕста" и "мясцечка", украинскому "мiсто" и польскому miasto (< праслав. *moit-t-o-) (в последних 3 языках значит "город") бесспорно. Только вот в украинском нет слова МАЕТА. Есть МАЕТОК - "имение" - от МАТ? - "иметь".

Учитывая, что СОЮЗ старославянское слово, происходящее от ЮЗЫ - "узы", а ХАМДУ^СТ?^ - "содружество", ХАМБАНД? - на роль союза подходит лучше всего (БАСТАН/БАНД- - "связывать").

Рустам, скажи, а много на твой взгляд еще согдизмов в парси? ОГОЗ да БОГ - "сад", а еще есть?

Продолжим по арабизмам?

xabar - известие
rafiq - товарищ
pul - деньги
sabz - зеленый
zarf - сосуд
entexab - выбор
mosafer - путешественник
moallem - учитель
do'a - молитва
donya - вселенная
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rustam



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 807

СообщениеДобавлено: Пт Мар 05, 2004 11:54 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Smile Зди друва, Арьяс ча виспе!
Здравствуйте, друзья и все!

Ушта ве, ушта те!
Пусть исполнятся желания вам и тебе!

Цитата:
Ой-ой, подколол!

Если по-серьёзному -- я очень доброжелателен, и к тебе -- особенно, а подколки направляются на ошибки -- большей частью тех, которые умышленно ошибаются.

Цитата:
В славянской части объяснения позволю себе поправить тебя. То, что авестийское МАЭЕТНА родствено русскому МЕСТО, белорусскому "мЕста" и "мясцечка", украинскому "мiсто" и польскому miasto (< праслав. *moit-t-o-) (в последних 3 языках значит "город") бесспорно. Только вот в украинском нет слова МАЕТА. Есть МАЕТОК - "имение" - от МАТ? - "иметь"

О польском и украинском словах МАЕТА 'место', 'местность', 'город' -- я прочитал в художественном историческом романе о Богдане Хмельницком. Поищу данные об этом романе и сообщу.

Цитата:
Рустам, скажи, а много на твой взгляд еще согдизмов в парси? ОГОЗ да БОГ - "сад", а еще есть?

В живых диалектах -- много. Особенно в тех, которые находятся в Согдиане и вблизи от неё -- в Средней Азии. Ты знаешь, что современный согдийский диалект (точнее, множество диалектов, потому что, по теоретической лингвистике, любое подмножество говорящих -- в т. ч. каждый индивидуум -- имеет свой собственный диалект Smile Smile Smile ) -- называется ?х-и-Ноу, в тадж. его называют Ягноби, а в русском -- Ягнобский. Большинство носителей сейчас живут в области Согдиана (бывшая Ленинабадская) Таджикистана и соседних областях Узбекистана (большей части -- в Джизакской). Там они соответственно подвергаются языковой интерференции, и их язык парси имеет множество согдизмов.

Много согдизмов у Рудаки (специалисты исследовали) и у Великого Фирдавси. ?, конечно, у авторов из Средней Азии -- всех веков.

?звестнейший пример согдийского слова, используемого в огромном количестве языков, цивилизаций, стран и народов -- Нан 'печёное', 'хлеб', в тадж. и окружающих языках -- Нон. Оно происходит от согдийского слова Nkan- -- 'печёное'.

Цитата:
xabar - известие

АВЕСТА '?зВЕСТие', 'ВЕСТЬ'
ПАЙГАМ, ПАЙАМ
НАВ?ГАР? 'новость'

В ПАЙГАМ -- звук Г -- фрикативный, как в слове БоГ. Звук А во втором слоге произносится в двух вариантах -- кратком и долгом. Поэтому в тадж. и окружающих языках произносится Пайгам и Пайгом. Происходит от Авестийского Пати-Гама- 'Господин Слова', 'Высшая Весть', 'БлагоВест', 'БлагоВещение', АВЕСТА.

В Авестийском есть слово ПАТ?-ГАМА-БАРА- 'Носитель Господина Слов', 'Носитель Высшей Вести', 'Принёсший от Мазды Авесту' -- 'ЗАРАТУШТРА'. В парси произносится ПАЙГАМБАР, ПАЙАМБАР 'ЗАРАТУШТРА', 'Пророк'. Это же слово используется во многих языках, имеющих влияние от иранских.

Цитата:
rafiq - товарищ

ДУСТ, ДУСТАР

Цитата:
pul - деньги

Я дУмАю, что это -- не арабизм Smile Smile Smile.
Ещё к этому --- СУМ 'CУМма', 'серебро', 'деньги'.

Цитата:
sabz - зеленый

Сомневаюсь в арабском происхождении.
Впрочем, добавлю точно родные
К?Ш, КЕШ
КАБУД
ЯХНА

Ещё к этому: Слова, обозначающие цвета и цветы в языках Ариев -- интереееснейшая тема. Есть этимологические исследования, поищу.

Цитата:
zarf - сосуд

АБДАН
(А -- долгие, следовательно, в тадж. и в окружающих -- ОБДОН)
АБГ?Р
АБРЕЗ
АБДАСТА (в тадж. и окружающих -- ОБДАСТА)

Кроме того, есть много слов, в т. ч. для обозначений разных видов сосудов:
П?ЙАЛА (второй слог -- с долгим А, в тадж. и окруж. -- П?ЁЛА)
(некоторые выводят это слово из греческого. Я предлагаю -- из древнеирнск. ПАТ?-ГАРА- 'Господин сосудов'. Такое поддерживается формой ПАЙГАЛА, второй слог -- с долгим А, в тадж. и окруж. -- ПАЙГОЛА. А также ТА-ГАРА 'таз').

Цитата:
mosafer - путешественник

РАХВАРД
В первом слоге -- А в двух вариантах: кратком и долгом. В тадж. и окруж. --
РАХВАРД, РОХВАРД

Цитата:
moallem - учитель

АМУЗЕГАР, в тадж. и окруж. -- ОМУЗГОР. Это слово нравится общественности и народу гораздо более, чем заимствованное из кахтанизма (авраамизма). Есть периодические издания, называющиеся ОМУЗГОР.

Цитата:
donya - вселенная

КАЙХАН
ДЖАХАН
ГЕХАН
ГЕТ?

Звук -А- во втором слоге имеет два варианта: краткий и долгий. Следовательно, в тадж. и окруж. -- Кайхан, Кайхон, Джахан, Джахон, Гехан, Гехон. Эти слова происходят из Авестийского ГАЙ-ТА-АНАМ 'Живым', 'Принадлежащий Миру Живых'.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Bahman



Зарегистрирован: 19.11.2003
Сообщения: 996

СообщениеДобавлено: Пт Мар 05, 2004 12:35 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Шоди кун!

Цитата:
О польском и украинском словах МАЕТА 'место', 'местность', 'город' -- я прочитал в художественном историческом романе о Богдане Хмельницком. Поищу данные об этом романе и сообщу.

Староукраинское заимствование из польского? Возможно. В любом случае корень здесь МА-, mie- "иметь" (ср. МАЕТОК - "имение"), производный от праславянского *imati/imeti, который с корнем *mai не связан.

Цитата:
Цитата:
sabz - зеленый

Сомневаюсь в арабском происхождении

Не силен в арабском, но чисто по внешней структуре - типичное арабское сочетание звуков: один согласный в начале и два смыкающихся в конце. Да и не похоже совершенно на иранское своим БЗ на конце. Кроме того в новоперсидском (не знаю как в таджикском) sabzijat - "зелень" - арабское мн. ч.

ДЖАХАН - разве не арабизм? Во всяком случае переделка ГЕХАН под арабский лад.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rustam



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 807

СообщениеДобавлено: Пт Мар 05, 2004 2:07 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Зди друва, Арьяс ча виспе!
Здравствуйте, друзья и все!

Зди ча урвазва!
Живи и радуйся!

Цитата:
Староукраинское заимствование из польского? Возможно. В любом случае корень здесь МА-, mie- "иметь" (ср. МАЕТОК - "имение"), производный от праславянского *imati/imeti, который с корнем *mai не связан.

А почему не от праслав. *moit-*??? Smile Smile Smile

Цитата:
Не силен в арабском, но чисто по внешней структуре - типичное арабское сочетание звуков: один согласный в начале и два смыкающихся в конце.

Конкретно по sabz не возражу, а по внешней структуре возражу: сочетание звуков "один согласный в начале и два смыкающихся в конце" -- такая звуковая структура весьма характерна для среднеперсидского (ты сам прекрасно видишь это в составляемом тобою Среднеперсидском (ты называешь его Пехлевийским) словаре) и новоперсидского, а тж. многих средне- и новоиранских.

Примеры:

ХОРМАЗД
АРД
ВАХ?ШТ
Б?Х?ШТ
СПАНД
?СПАНД
?СФАНД
М?ХР
БАЗМ
БАНД
БАХТ
ВАРДЖАВАНД
ГАРД
ГАРМ
ГУРЗ
ГУРД
ДАРД
ДАСТ
ЗАРД
КЕШАВАРЗ
МАРД
НАБАРД
НАВ?ШТ
НЕСТ
РАЗМ
РАСТ
РАХТ
САРД
САХТ
СУСТ
Х?РАДМАНД
ЯЗД
ЯЗД?ГАРД

и ещё моря.
Smile Smile Smile Smile Smile Smile Smile

Может быть, большая часть словаря. Я в детстве, пока не достал изданные словари, составлял списки новоперсидских слов с такой фонетической структурой -- мноооого бумаги исписал. Smile Smile Smile

Цитата:
Кроме того в новоперсидском (не знаю как в таджикском) sabzijat - "зелень" - арабское мн. ч.

Да, у нас в таджикском -- sabzavot.

Цитата:
ДЖАХАН - разве не арабизм? Во всяком случае переделка ГЕХАН под арабский лад.

Да, в учебниках ДЖАХАН называют арабизированной формой от ГЕХАН.

Продолжу.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Bahman



Зарегистрирован: 19.11.2003
Сообщения: 996

СообщениеДобавлено: Вс Мар 07, 2004 9:31 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
А почему не от праслав. *moit-*???

Рустам, тебя очевидно вводит в заблуждение отсутствие начального ? перед М. Между тем, в украинском, белорусском, польском, чешском и нек. др. данная черта вполне естественна. Безударное ? отпадает не во всяком слове (напр. укр. iм'я - "имя" с ударением на Я), только в тех словах, где начальное ? происходит от jь-. В отличие от русского языка это сочетание во многих славянских языках подверглось действию закона падения редуцированных и в безударном положении исчезло: ГРАТ? "играть", ГРА "игра" (но IГР? - "игры" - знаменитая развратно-попсовая хохляцко-девишницкая группа В?А ГРА - это игра слов - "вокально-инструментальный ансамбль ?ГРА"), ГОЛКА - "игла". Точно так же МАТ? (МАЮ) - "иметь/имею" из *jьmati вместе со своим производными - МАЕТОК - "имение", МАЕТНIСТЬ - т.ж.

Цитата:
сочетание звуков "один согласный в начале и два смыкающихся в конце" -- такая звуковая структура весьма характерна для среднеперсидского

Не спорю. Но я упирал прежде всего на нетипичность конкретного сочетания - БЗ.

Цитата:
Среднеперсидском (ты называешь его Пехлевийским) словаре)

Рустам, я прекрасно знаю, что пехлевийский - "парфянский" - не ахти какое корректное название для среднеперсидского языка. Но зато оно традиционно (парсы, употребляющие его - выходцы из парфянского Хорасана). Потом, в нем нету неудобной приставки "средне". ? к тому же так или иначе Парси и Пахлави - слова родственные и происходят от одного корня parth-/pars- - "бока, бедра".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Bahman



Зарегистрирован: 19.11.2003
Сообщения: 996

СообщениеДобавлено: Вт Мар 09, 2004 4:42 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Дуруд бар ту, Рустам, ва бар хамаи мардум!

Цитата:
Славянскому слову СОЮЗ родственно Авестийское YAUZ'-DA-, YAOZ'-DA- 'Святейшая Святость, понимаемая святейшими'

Вынужден заметить, что это неверно. Слово СОЮЗ происходит от старославянского СЪ-ЮЗЪ, где корень происходит от слова ЮЗЫ - "узы". В последнем начальный звук Й - протетический, т.е. поздний, о чем свидетельствует и русский вариант. Но главное - звук У в этом слове восходит не к дифтонгу ou, а к носовому О - "юсу великому". Родственники этих слов - УЗЕЛ и ВЯЗАТЬ (*onzlъ *venzati). Помимо этого чередования У-Я (*on-en) о носовом звуке свидетельствует польский язык, в котором носовые сохраняются - vezel (где первое Е с хвостиком - носовое) - "узел, вензель".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rustam



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 807

СообщениеДобавлено: Вт Мар 09, 2004 2:24 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Зди друва, Арьяс ча виспе!
Здравствуйте, друзья и все!

Цитата:
Рустам, тебя очевидно вводит в заблуждение отсутствие начального ? перед М.

Нет, я не говорил, что "отсутствие начального ? перед М" является причиной моего высказывания. Это "отсутствие" принципиально не может ввести в заблуждение. Я прекрасно знаю, что "берёшь в руку -- маешь вещь" Smile. Я спросил, почему слово МАЕТА не может иметь своим источником праслявянское *moit-. Ты, конечно, знаешь, что в сатемных языках широко распространена контаминация -- эволюционное приближение нескольких форм к одинаковому звучанию.

Цитата:
Да, у нас в таджикском -- sabzavot.

Специалисты пишут, что это окончание -- -ot -- является арабским. Поскольку я тоже специалист, то позволю себе заметить, что в Арийск. (?Е Smile ) имеются весьма похожие морфемы со значениями множественности, собирательности и абстрагирования:

Примеры:
В Авестийском -- -at-, -tat-:
Amэrэtat-
Haurvatat-
в европейских:
komitat
universitat
в восточноиранских -- -t -- в согдийском, ягнобском, осетинском и др.

Ещё к этому добавлю, что в перс-тадж. корень САБЗ- образует глаголы и много слов.
САБЗ?ДАН -- 'зеленеть', 'расти', 'процветать', 'увеличиваться'
САБЗ ШУДАН, САБЗ ГАРД?ДАН 'расцвести', 'зазеленеть'

Hama gar bud xoro, sabz gardid
'Везде, где были скалы, зеленью расцвело'.

САБЗОН?ДАН, САБЗОНДАН -- 'выращивать'
САБЗА 'зелень'

Фирдавси:
Zi pu'yandagon har ki bud tezrav,
Xu'riш kardaшon sabzavu kohu jav.

'?з скакунов каждый -- летящий,
Питание их -- зелень, солома и ячмень'

Ещё много сообщу интересного о слове САБЗ.

В арабском словаре Баранова (30 тыс. слов) этих слов -- САБЗ, САБЗА -- нет. Перевод этого слова -- САБЗА -- на арабский -- "алаф" 'зелень', 'трава'. ?з этого я делаю вывод, что слово САБЗ -- не арабизм.

Ещё продолжу потом о слове САБЗ.

Цитата:
Вынужден заметить, что это неверно. Слово СОЮЗ происходит от старославянского СЪ-ЮЗЪ, где корень происходит от слова ЮЗЫ - "узы". В последнем начальный звук Й - протетический, т.е. поздний, о чем свидетельствует и русский вариант. Но главное - звук У в этом слове восходит не к дифтонгу ou, а к носовому О - "юсу великому". Родственники этих слов - УЗЕЛ и ВЯЗАТЬ (*onzlъ *venzati). Помимо этого чередования У-Я (*on-en) о носовом звуке свидетельствует польский язык, в котором носовые сохраняются - vezel (где первое Е с хвостиком - носовое) - "узел, вензель".

По строжайшей логике -- твоих аргументов пока недостаточно для опровержения моего высказывания, потому что я предлагаю сатемный корень -UZ-. Как он огласовывается в славянском и иранском, я ещё посмотрю и скажу.

Цитата:
я прекрасно знаю, что пехлевийский - "парфянский" - не ахти какое корректное название для среднеперсидского языка. Но зато оно традиционно (парсы, употребляющие его - выходцы из парфянского Хорасана).

Это слово -- ПАХЛАВ? -- 'парфянский' -- использовал ещё Фирдавси более тысячи лет тому назад, раньше, чем индийские парсы стали употреблять его. ?спользование в смысле 'среднеперсидский' -- действительно некорректно и производится из-за желания присвоить высокий имидж парфян.

Цитата:
? к тому же так или иначе Парси и Пахлави - слова родственные и происходят от одного корня parth-/pars- - "бока, бедра".

? также 'край', 'сторона', 'часть', 'порция' -- родственно латинскому port-, part- 'порция', 'часть'. Но различия в огласовке здесь имеют принципиальный смысл -- о нём продолжу.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Благоверие -> Языкознание Часовой пояс: GMT
На страницу 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Разработчик сайта: Fractalla Design контакты  |  карта сайта