Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Год 3762 Заратуштрийской Эры,
месяц Ардибехешт, день Азар.

09.02.3762 ЗЭ

Подписка на новости
Поиск
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Главная  
Благоверие :: Просмотр темы - Где и когда родился и жил Заратуш spy click sms spy useing bluetooth app mobile spy tips on catching a cheating spouse
Список форумов Благоверие Благоверие
Сайт Русского Анджомана
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Где и когда родился и жил Заратуш
На страницу 1, 2, 3  След.
 
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Благоверие -> ?стория
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Bahman



Зарегистрирован: 19.11.2003
Сообщения: 996

СообщениеДобавлено: Сб Янв 31, 2004 1:57 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Где и когда родился и жил Заратуштра?

Никто никогда не будет спорить, что Будда жил в 6-м веке до н.э. на севере ?ндии, Христос - на рубеже эр в ?удее, Мухаммад - в 7-м веке нашей эры в Аравии. В отношении же пророка Ашо Заратуштры, что называется, "два еврея - три мнения" :rolleyes:. Каждый ученый стремится отметиться оригинальной гипотезой по поводу времени и места его проповеди. Гипотезы одна другой экзотичнее и противоречивее.

Очевидно, что хотя Заратуштру называют персидским пророком, очевидно, что сам Парс и ахемениды никакой роли в его жизни не играли.

Как мне кажется, "западные" теории, основывающиеся на оригинальной, но поздней традиции, помещающие родину пророка в Азербайджан или просто Мидию, также не состоятельны. Против них можно выдвинуть один существенный аргумент культурно-лингвистического характера. С самого появления на западе ?рана ариев они попали под мощное влияние месопатамских народов (а Азербайджан арианизировался воообще поздно и не основательно). Между тем, такие влияния если и прослеживаются, то с трудом и то только в поздней Авесте, но не в Гатах. Более того, авестийский язык уникален тем, что в нем совершенно отсутствуют неарийские слова. Совершенно невероятно, что Заратуштра, придя в царство Виштаспы из кавказского Адурбадагана, не привнес бы в Гаты никаких местных слов или культурных элементов.

Очевидно, что и место проповеди и место его рождения находились в глубине арийских земель, где не существовало контактов с иноязычными народами. Бойсовская трактовка, помещающая Заратуштру в евразийские степи в лохматое II тысячелетие до нашей эры кажется спекулятивной и плохо аргументированной. Но и помещение Заратуштры во времена Ахеменидов тоже кажется безосновательным, если ориентироваться на простоту общества племени Поурушаспы - отца порока.

"Восточный" ?ран - понятие очень широкое и помещение исследователями Заратуштры в одну из его стран по сути гадательны. Сейчас уже вроде как принято отрицать роль Хорезма и Согда. На том основании, что языки этих стран нам известны и они хоть и поздние, но не выводимы из авестийского. Отрицают в противоречие с оригинальной традицией и значение Балха-Бактрии. На том же основании, что не понятно, ведь т.н. бактрийский язык, известный нам, невыводимый из авестийского - это язык поздних завоевателей кушанов и тохаров, ставший основой афганского пашту. Древний язык этой страны нам неизвестен. Как неизвестны древние языки Геруда, Систана и Марва, сменившиеся персидским. Часто именно с этими областями отождествляют царство Кави Виштаспы.

В Бундахишне Дарий Ахеменид отстоит от Виштаспы на 3 поколения. 90 лет Виштаспа правил после принятия веры Заратуштры, потом отмечается правление его внука Вахмана - 120 лет, потом - его правнучки Хумай - 30 лет, а Дарий выводится сыном другой его правнучки - Чихразад. Но доверять такой хронолоии вряд ли стоит. Например, в Бундахишне вообще выпущены из виду все Ахемениды, кроме первого и последнего Дария.

Могут ли современные заратуштрийцы ответить на вопрос о времени и месте жизни своего пророка?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rustam



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 807

СообщениеДобавлено: Сб Янв 31, 2004 1:25 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Место рождения Артаванического Ашо Заратуштры:

по Авесте -- место дома Его отца Поурушаспы -- берег реки Дарэга. Сейчас многие исследователи отождествляют реку Дарэга с рекой Даргам, она протекает через Самарканд. Дополнительный аргумент к этому -- Род Спитама, известный в Согдиане и в бассейне Сырдарьи. Спитамен -- Великий Герой Согдианы -- из Этого Рода. Ещё аргумент -- Авестийский Язык по признакам фонетики, некоторым морфологическим и лексикологическим -- ближе к языкам бассейнов Зарафшана, Амударьи и Сырдарьи, чем к другим.

Время рождения Артаванического Ашо Заратуштры можно обозначить по признакам Его Языка -- Языка Святых Гат. Разумеется, необходимо учитывать, что последователи вносили в текст Гат свои более поздние особенности. Следовательно, Его Время -- раньше этих -- более поздних особенностей.

На эту тему я опубликовал много исследований в академических изданиях. Вывод -- Авестийский Язык имеет признаки, гораздо более ранние, чем язык Ригведы. Хотя Он и более поздний, конечно, по логическому определению, чем общеАрийский ("т. е. т. н. "общеиндоевропейский"). Авестийский Язык по Своим лингвистическим признакам ближе к общеАрийскому ("общеиндоевропейскому"), чем любые другие Арийские ("индоевропейские") языки, известные по текстам.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Bahman



Зарегистрирован: 19.11.2003
Сообщения: 996

СообщениеДобавлено: Сб Янв 31, 2004 4:58 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Рустамджон, ташаккурам барои чавобатон!

Авестийскую реку Дрэджью, на которой вырос Заратуштра и получил откровение (по Венд. 19) сасанидские жрецы отождествляли с азербайджанской Дарагой. Про род Спитамов отыскивали свидетельства и в Мидии. Однако, как я уже говорил, все западные теории несостоятельны.

По другим источникам Заратуштра получил откровение на берегу реки Вахви Даити. В принципе - это архетипическая река, она протекает через Арьянам Ваэджо. Логичнее всего отождествлять ее с Амударьей.

А как соотнести с местом рождения Заратуштры (а по источникам - это Арийский Простор) в Согде, тогда как Согд отождествлялся с Тураном, а Самарканд был основан патриархом туранцев - Афросиябом? (Если доверять легендарной истории, то Афросияб жил раньше Заратуштры). Что Вы имеете в виду под языками Амударьи, Зеравшана и Сырдарьи? Согдийский? Но разве может авестийский язык считаться предком согдийского - языка очень спецефичного?

А где, по-Вашему мнению, располагалось царство Виштаспы?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Bati'rkhan



Зарегистрирован: 28.07.2003
Сообщения: 32

СообщениеДобавлено: Ср Фев 04, 2004 7:39 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Если принимать точку зрения, что Арьянам Ваэджо, ?ранвэж - это хребет ?рандэк на Южном Урале, Вар Йимы - это Аркайим, Вахва Даити - это река Яик, а Хара Березани - это местность Борзен, то версия Мэри Бойс о том, что Заратуштра родом с Южного Урала не такая уж и мифическая.

Что касается языка Авесты - мне в своё время доказали, что авестийский язык более всего похож на современный талышский язык. Я не лингвист, не знаю, правда это или нет. Но сословие магов - точно изобретение Атропатены (Азербайджана).

Царство Виштаспы - Это Балх (Бактрия, Парфия), по моему убеждению.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Bahman



Зарегистрирован: 19.11.2003
Сообщения: 996

СообщениеДобавлено: Чт Фев 05, 2004 3:27 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Дуруд, Батэрхан!

?рандэк, как я понимаю, - слово татарско-башкирского происхождения (Даг - гора). Сомнительным кажется, что одно древнее слово (Аирьянам - "ариев") проделало совершенно одинаковый путь превращений в двух удаленных друг от друга местах. Ведь слово "?ран" появилось сравнительно поздно в Персии, когда память об ариях на Урале совершенно стерлась. Если вы знаете тюркские языки, то не подскажете ли, как переводится слово "Аркаим"? А местность Борзен - это где?

То, что талышский - потмок авестийского - не более чем очередная гипотеза. На самом деле авестийский довольно близок к праиранскому, поэтому в любом иранском языке можно отыскать соответствия такого же уровня, как их нашли в талышском. Например, балучистанское (к югу от Парса) mosh - "человек", вместо обычного западноиранского mard, при авестийском mashya.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Bati'rkhan



Зарегистрирован: 28.07.2003
Сообщения: 32

СообщениеДобавлено: Пт Фев 06, 2004 4:53 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Ба доруд ва мехр, ?скандар.

В том-то и дело, что слово ?рандэк с современного башкирского языка (который, как и татарский язык, относится к кипчакскому строю тюркских языков) никак не переводится. Гора на нашем языке будет - 'Тау'. Аркаим дословно с башкирского языка переводится как 'Моя спина'. Местность Борзен находиться в Бурзянском и Баймакском районах Башкортостана, на родовой вотчине племени Борзен. Кстати, на Борзене была найдена Синташта и Таналык. Синташта с башкирского языка переводиться как 'Каменная баба', а с индоарийского языка Синташта дословно - Синд-Аш-та. Таналык - с башкирского переводиться как 'Место, где рождаются коровы'.

У башкир слово 'человек' иногда обозначается словом 'Мэш'. К примеру, Алпамэша с башкирского языка значит 'Высокий человек'.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ural



Зарегистрирован: 12.01.2003
Сообщения: 175

СообщениеДобавлено: Пн Фев 09, 2004 10:37 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Доруд.

Не могу не упомянуть мнение Аулиэтау Пахлевана, моего одного очень хорошего знакомого, башкира из рода Кальсер-Табэн. Он считает, что если признавать родиной Заратуштры Урал, то тогда царством Кави Виштаспы следует считать Арал, т.к., по его мнению, жизнь Заратуштры проходила недалеко от его родины. Урал, Арал - однокоренные слова. Урал, по мнению Аулиэтау - это Туран, а Арал - это Арьян (?ран).

Думаю, что Заратуштра вышел из той арийской группы племён, которые позднее, у античных авторов, были известны под именем сарматов и савроматов...

Ушта.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Bahman



Зарегистрирован: 19.11.2003
Сообщения: 996

СообщениеДобавлено: Пн Фев 09, 2004 6:06 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Что-то мне непонятно. ? Вам, Урал, и Вашему уважаемому Аулиэтау Пахлавану (это настоящее имя? - "Богатырь-Гора святых") тюркские языки, что более, чем естественно, знакомы. Насколько мне известно, Урал по-тюркски это "пояс", а Арал - "остров". Причем же тут Туран и ?ран? А начальное Т тогда откуда? ? "?ран" и "Туран" - по происхождению родительный падеж множественного числа: airyanam и turanam - "ариев" и "туров". Этноним tura- очевидно имеет значение "сильный" (от корня tav-/tu- "надуваться, тучнеть, увеличиваться" и т.д.), однако в пехлевийских источниках постоянно подчеркивается, что дом отца Заратуштры Пурушаспы находится в ?ранвеже (а не в Туранвеже), хотя, конечно, возможно, что персидские авторы сами плохо разбирались уже в древней географии и этнологии.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ural



Зарегистрирован: 12.01.2003
Сообщения: 175

СообщениеДобавлено: Вт Фев 10, 2004 10:31 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Хаума, ?скандар.

Аулиэтау (Священная Гора) Пахлеван - это псевдоним моего друга, режиссера из творческой группы Пахлеван. Он приходил как-то раз на зороастрийский форум. Мы его в нашу группу Урал приняли, но уральцем он пока не является Smile, т.к. не смог бросить курить Sad. В группе Урал никто не курит, не пьёт и соблюдает моральные принципы. Smile Сейчас Аулиэтау занят, снимает фильм.

Не знаю, с каких именно тюркских языков слово Урал переводится как "пояс", где-то такое я уже слышал. С башкирского языка слово Урал переводится дословно 'Свет на высоте', 'Высота' - понятие, передающееся у башкир словом 'Ур', а 'Ал' - значит 'Алый свет'. Когда утром первые утренние лучи солнца освещают вершины гор, башкиры называют это Уралом.

Заратуштра, как и Кави Виштаспа, был потомками Арьи (?реджа). Потомками Арьи у кочевников считаются аланы.

Сарматы - потомки Сайримы, Туранцы - потомки Тура, Аланы - потомки Арьи.

Кстати, возвращаясь к толкованию топонима ?рандэк на Южном Урале. Вы знаете, что осетины являясь прямыми потомками аланов, называют себя также 'ирани' или 'ирони'. В Башкортостане до нашествия гуннов существовал аланский союз племён, поэтому топоним ?рандек мог протерпеть такую же транскрипцию звуков от названия Aryana Vaejo, как и слово ?ран у персов, т.к. известно, что аланы называли себя 'ирани'. 'Алан', '?рани' - транскрипции этнонима 'Arya'.

Ushta.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Bati'rkhan



Зарегистрирован: 28.07.2003
Сообщения: 32

СообщениеДобавлено: Ср Фев 11, 2004 5:05 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

QUOTE(Iskandar @ 09.02.2004, 20:06)
Насколько мне известно, Урал по-тюркски это "пояс", а Арал - "остров".

Урарга на башкирском языке значит 'огибать, окружать, опоясывать'. Ара значит 'между, пространство'. Пояс по башкирски будет 'кушак'.

Древние кочевники, доходя до Уральских гор, вынуждены были огибать их по р. Яик.

Вообще, несколько есть толкований этнонимов. ? топонимы 'Урал' и 'Арал' в данном случае не исключение. По башкирскому эпосу название гор Урал идёт от батэра по имени Урал.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Благоверие -> ?стория Часовой пояс: GMT
На страницу 1, 2, 3  След.
Страница 1 из 3

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Разработчик сайта: Fractalla Design контакты  |  карта сайта