Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Год 3762 Заратуштрийской Эры,
месяц Ардибехешт, день Азар.

09.02.3762 ЗЭ

Подписка на новости
Поиск
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Главная  
Благоверие :: Просмотр темы - Зороастрийцами ли были Ахеменид spy click sms spy useing bluetooth app mobile spy tips on catching a cheating spouse
Список форумов Благоверие Благоверие
Сайт Русского Анджомана
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Зороастрийцами ли были Ахеменид
На страницу 1, 2  След.
 
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Благоверие -> ?стория
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Bahman



Зарегистрирован: 19.11.2003
Сообщения: 996

СообщениеДобавлено: Вс Янв 18, 2004 2:18 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вокруг религии Ахеменидской Персии очень много неясностей, из-за которых не утихает лязг противоречивых аргументов несогласных друг с другом сторон.

Между тем, вопрос совсем не праздный. Были ли Ахеменидские цари и их ираноязычные подданные последователями веры Заратуштры?

Предлагаемые исторические и фактические аргументы свидетельствуют как за положительный ответ на этот вопрос, так и отрицательный.

Аргументы за "ахеменидский зороастризм" весомы. На первом месте непоколебимый довод - Ахемениды прославляли Ахура Мазду. А вместе с Ним и Арту, соответствующую авестийской Аше. Кроме того, антидэвовская направленность многих надписей, выражавшаяся в реальной политике царей в противодействии местным языческим культам.

Но и против "ахеменидского зороастризма" выстраивается не менее внушительный ряд фактов. Краеугольный - отсутствие малейшего упоминания о пророке Заратуштре - столь значительной фигуры во всей Авесте, даже наиболее далеких по духу от Гат ее частях. Многие и культурные элементы резко отличают религию древних персов от авестийского зороастризма (обрядность, погребение и т.д.) А Того же Ахура Мазду ахеменидские надписи характеризуют как baga - "Бог" - термин широко распространенный в иранском мире от Персии до Хотана, но лишь эпизодически встречающийся в Авесте.

С исторической точки зрения "ахеменидский зороастризм" часто подкрепляли отождествлением авестийского Кави Виштаспы с Виштаспой - отцом Дария. Как кажется, это в корне неверное отождествление, которому противоречат как все остальные имена семей обоих правителей, так и хронологические и географические аргументы. Кроме того, теперь совершенно очевидно, что собственнно Парс - родина Ахеменидов - в ту эпоху поверхностно арианизированный Элам никак не связан с деятельностью Заратуштры. Поэтому несостоятельными кажутся все разговоры о том, что якобы пророк творил чуть ли не при дворе первых Ахеменидов. Если Ахемениды были зороастрийцами, то они приняли его из более восточных областей достаточно поздно (еще по Геродоту религия персов - типичное иранское язычество) и со значительными искажениями вплоть до полного непризнания Гат и Заратуштры (но что это тогда за зороастризм?) Если же они не были зороастрийцами, то придется принять тот факт, что почитание Ахура Мазды и Арты могло распространяться независимо от проповеди Заратуштры.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rustam



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 807

СообщениеДобавлено: Ср Янв 21, 2004 2:21 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Зди друва, Арьяс ча виспе!
Здравствуйте, друзья ?стины и все!

Хшнаотра Ахурахе Маздао!
Пусть возрадуется Жизнетворящий Мазда! Smile

Цитата:
Были ли Ахеменидские цари и их ираноязычные подданные последователями веры Заратуштры?

Цитата:
Но и против "ахеменидского зороастризма" выстраивается не менее внушительный ряд фактов. Краеугольный - отсутствие малейшего упоминания о пророке Заратуштре - столь значительной фигуры во всей Авесте, даже наиболее далеких по духу от Гат ее частях.

Чтобы говорить логически корректно, надо сначала дать определение -- что Вы имеете в виду, говоря -- "веры Заратуштры", "зороастризм".

Замеченное Вами "отсутствие малейшего упоминания о пророке Заратуштре" в надписях Хахаманишийских (Ахеменидских) Хшайятийев 'Сиятельных Властелинов' в действительности не есть "Краеугольный" из "фактов" "против "ахеменидского зороастризма". Smile Логическое доказательство моего высказывания -- точно такое же отсутствие таких упоминаний в надписях Сасанидских Шахов, государственная Даэна которых есть именно Маздаяснийская Заратуштрийская Даэна.

Часть западных Авестологов объясняют отсутствие упоминаний имени Заратуштры -- Великого Артаванического Мантрана, Рату, Ваэдэмны 'Обладателя Ведания', 'Обладателя Высшего Знания' --- тем, что Хшайятийи, Верховные Ратайштары, Шахи также имели функции Высоких ?нтеллектуальных Учителей Божественной Мудрости.

Объективно надписи светских властелинов персов, других иранских и Арийских народов ("индоевропейских") -- германцев, кельтов, индийцев, римлян и других -- по высоте Божественной Мудрости и близости к Богу -- Мазде -- уступают Гатам и Авесте. Хотя по сути они едины -- и по форме, и по смыслу. Всё же функции Божественных Учителей они выполняли. Блистательнейший пример -- Куруш Великий, которого народы называют добрейшим и мудрейшим из всех царей. Даже евреи в библии заметили, что "закон мидийских и персидских царей -- навсегда", "не пребудет вовек", бессмертен.

Другие примеры выполнения функций Учителей светскими властелинами -- Вардхамана Махавира Джина, Сиддхартха Гаутама Шакья Муни Буддха, скандинавские конунги, английские короли (даже до сих пор монарх Англии выполняет функции главы англиканской церкви), русские цари, вспоминавшие о своём праве на духовную власть.

Цитата:
Многие и культурные элементы резко отличают религию древних персов от авестийского зороастризма (обрядность, погребение и т.д.)

На самом деле не очень резко, потому что культурные системы и древних персов, и Авестийской цивилизации очень обширны и разнообразны, и многие элементы взаимно перекрывают друг друга, как два океана, существующих в одном широком пространстве -- почти в одних берегах. ? в Авестийской, и в персидской, и в культурах других народов -- иранских и Арийских -- в каждой содержатся разнообразные обряды и другие формы культуры. Например, Навруз -- Праздник Сотворения Миров Ахурой Маздой -- Праздник Весеннего Равноденствия -- есть у всех Ариев ("индоевропейцев"). Разнообразные ритуалы отправки тела, ушедшего из материального мира, есть у многих представителей Ариев: выставление в дахмах разных конструкций, изготовленных их разных материалов, описано и у северных, и у западных, и у восточных, и у южных Ариев. Сам термин ДАХМА -- древнеАрийский ("индоевропейский") DAM-BHU- 'Дом Будущей Жизни'. У этих же народов применяются и кремация, и ингумация, и много других форм у каждого народа. Хотя в Авесте запрещён контакт тела ушедшего с водой, землёй, растительным миром, человечеством, кроме мурдашуев, и с огнём -- чтобы не перенести загрязнение от злого духа (пусть он сгинет) на Живой Мир. Но у реальных народов, живших и частично продолжающих жить по Мазде и Заратуштре, каждый ритуал имеет много разновидностей внутри каждого из этих народов, и спектры ритуалов Арийских народов очень близки между собой. Например, и у германцев, и у иранцев, и у индийцев есть традиционные и выставление, и кремация, и ингумация. Это -- проявление единства Ариев.

Цитата:
С исторической точки зрения "ахеменидский зороастризм" часто подкрепляли отождествлением авестийского Кави Виштаспы с Виштаспой - отцом Дария. Как кажется, это в корне неверное отождествление, которому противоречат как все остальные имена семей обоих правителей, так и хронологические и географические аргументы.

Да, я исследую сопоставительными методами Авестийский язык и культуру с иранскими, и есть много глубоких системных различий между разными элементами этих языков и культур. Есть и множество одинаковых свойств.

Цитата:
Поэтому несостоятельными кажутся все разговоры о том, что якобы пророк творил чуть ли не при дворе первых Ахеменидов.

Конечно, потому что Авестийский язык стадиально и системно -- гораздо более ранний, чем древнеперсидский. Разница -- тысячелетия.

Цитата:
Если Ахемениды были зороастрийцами, то они приняли его из более восточных областей достаточно поздно (еще по Геродоту религия персов - типичное иранское язычество) и со значительными искажениями вплоть до полного непризнания Гат и Заратуштры (но что это тогда за зороастризм?)

Это не так. Аргумент о язычестве не действует, пример -- бесспорно Заратуштрийские сасанидские, бактрийские, согдийские, хорезмийские и представители многих других народов имеют такие же языческие элементы в своей культуре постоянно. Здесь ради истины надо дать логически корректное определение язычества, но не христианские ругательные ярлыки -- происходящие из библии, которая на многих страницах чрезвычайно негативно относится к Высшему Знанию, в противовес своему же восхвалению мидийцев и персов). Тошно приводить здесь эти ярлыки, но ради Арты я раскрою клевету библии: идолопоклонники, поклоняющиеся не тем богам, огнепоклонники, многобожники -- а это слово зависит в действительности от принимаемого смысла слова Бог: и Единый Начальный Бог, и Творческие Жизнетворящие Мудрые Силы, действующие в каждом из нас и в каждом живом существе, в каждом виде жизни. Пример -- Гата -- Ясна 30.9:

Yasna 30.9

atcā tōi vaēm h'yāmā yōi īm ferashēm kerenāun ahūm, mazdåscā ahurånghō ā-mōyastrā baranā ashācā hyat hathrā manå bavat yathrā cistish anghat maēthā.

"... mazdåscā ahurånghō ..."

? вот поэтому мы сможем
мир этот исцелить!
Высшая Мудрость и Жизни Силы --
Вы мне успех и поддержку несете,
с ?стиной вместе,
так что исправится и заблуждавшийся!

ahurånghō -- 'Жизни Силы', 'Силы Жизнетворчества' -- 'боги'.

Мы -- не огнепоклонники, и вообще не "поклонники", потому что мы вообще не встаём на колени, не поклоняемся, а стоим прямо вверх. Поклоняются авраамиты и поздние индуисты.

Цитата:
вплоть до полного непризнания Гат и Заратуштры (но что это тогда за зороастризм?)

Неупоминание слов ГАТЫ и ЗАРАТУШТРА -- ещё не есть непризнание. Как я уже говорил, светские властелины Ариев имели и функции Учителей Божественной Мудрости, и поэтому они могли ограничивать названия ?сточников Божественной Мудрости -- Одним только Ахурой Маздой.

Цитата:
Если же они не были зороастрийцами, то придется принять тот факт, что почитание Ахура Мазды и Арты могло распространяться независимо от проповеди Заратуштры.

Только Гаты Заратуштры сохраняют Высшую Первоначальную форму и Высший Первоначальный смысл Высшего Первоначального Божественного Знания Мазды.

1. Спросил Заратуштра Ахура-Мазду:
"Ахура-Мазда, Дух Святейший, Творец плотского мира, истинный, с кем впервые из смертных говорил ты, Ахура-Мазда, кроме меня, Заратуштры? Кого наставлял ты Вере ахуровской, заратуштровской?"

2. ? так молвил Ахура-Мазда:
"С Йимой прекрасным, владетелем добрых стад, о праведный Заратуштра. С ним первым из смертных говорил я, Ахура-Мазда, кроме тебя, Заратуштры. Его наставлял я Вере ахуровской, заратуштровской.

3. Так сказал ему, о Заратуштра, я, Ахура-Мазда:
"Стань для меня, о Йима прекрасный, сын Вивахванта, хранящим и несущим Веру!"
Но так ответил мне на это Йима прекрасный, о Заратуштра:
"Не создан я и не обучен хранить и нести Веру".

Тот Йима -- в отличие от нашего Джамшида Зартошти -- не был предназначен хранить и распространять Маздаяснийскую Даэну.

А почитание Ахуры Мазды, Арты, Воху Манаса, Хшатры, Армати, Хаурватат, Амэрэтат в целом есть Маздаяснийское почитание, Артовское, и поэтому это почитание есть у всех Ариев -- 'Обладателей Арты', 'друзей Арты', друзей ?стины, друзей Мазды, любящих Мазду. Соответствующие тексты есть у всех Ариев -- например, Эдда, Ригведа, но эти тексты деформированы, искажены, и первоначальный смысл Маздаяснийского Знания в тех текстах искажён.

Желаем вам всем радости, здоровья, счастья и успехов в познании и распространении Маздаяснийской Заратуштрийской Даэны -- Высшего Знания Мазды!

Рапоишь, Мазда, вас ча нас ча!
Поддержишь пусть, Мазда, вас и нас!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Bahman



Зарегистрирован: 19.11.2003
Сообщения: 996

СообщениеДобавлено: Ср Янв 21, 2004 3:33 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Мое почтение, Рустам!

Замеченное Вами неупоминание Заратуштры и во всех более поздних наскальных надписях - сасанидского периода - вполне справедливо. ? все же эти факты более чем странны. Непонятно, как Авеста, в которой даже такие "языческие" по духу разделы как яшты Митры, Веретрагны и Тиштрии содержат ссылку на пророка, постоянными упоминаниями о котором исполнена и Ясна (кроме Семиглавой) может быть соотнесена с такими "зороастрийскими" надписями. Неужели в ранний сасанидский период Заратуштровская Авеста почиталась и использовалась в религиозной системе, которую отражают надписи Картира, верховного жреца, ставившего распространение почитания Мазды исключительно себе в заслугу? Кроме того, смущает и тот факт, что первые сасанидские шахи, во-первых, были потомками жрецов Анахиты - культа явно языческой направленности, во-вторых, их религиозная ориентация была неустойчивой и расплывчатой, о чем свидетельствует то, с какой легкостью поддался было проповеди Мани Шахпур. Далее, интересно, что после Картира наступает перелом религиозной традиции, имя этого одиозного деятеля намеренно предается забвению, а религия приобретает больше черт знакомого нам современного зороастризма. Все эти факты также нуждаются в интерпретации.

Указываемое Вами принятие роли духовных авторитетов "сильными мира сего" - явление сколь распространенное, столь и уродливое и порочное. Будда, став учителем, перестал, однако, быть правителем. Но большинство всех этих "пророков" от трона на деле мало заботилось о духовности, а использовали религиозные аргументы в спекулятивных целях для утверждения своей власти, и наоборот - использовали власть и насилие для религиозного подавления инакомыслящих. ? пользу истинной вере это приносило очень редко.

Насчет соотношения персидской и авестийской культуры. Многие религиозные зороастрийские термины в среднеперсидском языке несут отпечаток заимствованности из авестийского языка, причем довольно поздней, а не естественного развития внутри собственно персидского. Например ATAXSH из авест. ATARSH, при исконно персидском, продолжающем то же иранское слово ADUR. ?ли ASRON - "жрец" из авест. ATHRAVAN-. Здесь фрикативный авестийский TH передан "на слух" через похожий S, в то время как иранское сочетание THR в исконных словах в среднеперсидском давало сразу S (puthra>pus) или по парфянскому варианту HR (mithra>mihr). Все специфические зороастрийские слова были заимствованы в персидский в среднеиранскую эпоху, а не при Ахеменидах.

С другой стороны, я бы не стал так далеко разводить во времени авестийский и древнеперсидский. Они явно отличаются географически, но системно относительно близки, благодаря чему могут легко быть противопоставлены по сложности всем среднеиранским языкам. В эпоху Ахеменидов падежная и временная система только начала разрушаться (в др.-перс. исчез дательный падеж), но пусть и менее отчетливые следы такого разрушения можно найти и в поздних частях Авесты. К сожалению авестийский язык не оставил прямых языков-потомков.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jamshid
Динъяр


Зарегистрирован: 25.12.2002
Сообщения: 1448
Откуда: Минск, Беларусь

СообщениеДобавлено: Чт Янв 22, 2004 12:02 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

?скандар джан, ба доруде фараван!

Спасибо за интересную тему. Рустаму тоже большое спасибо за обстоятельный и глубокий ответ.

Вопрос о том, были ли Ахемениды заратуштрийцами, обсуждается на протяжении всего времени существования современной иранистики. Покойный Ардешир Джаханиан из ?рана в 1973 г. написал книгу об этом "[Заратуштрийская] религия Ахеменидов". Существуют также работы современных ученых относительно этого вопроса.

Я не могу привести здесь тексты книг, но постараюсь перечислить свидетельства, позволяющие сделать вывод о том, что Ахемениды определенно были заратуштрийцами.

1. В своих барельефах Ахемениды используют имя Ахура Мазды - имя, которое использовал Заратуштра и которое не зафиксировано ни в одном из до-заратуштрийских индо-иранских источников (пример из "Антидэвовской надписи Ксеркса": "Бог великий Аурамазда...").

2. Ахура Мазда рассматривается Ахеменидами как Создатель приносящего радость мира (пример из "Антидэвовской надписи Ксеркса": "Бог великий Аурамазда, который создал эту землю, который создал это небо, который создал человека, который создал благоденствие для человека...").

3. Ахемениды верят, что Ахура Мазда призывает людей быть теми, кто обновит, восстановит мир (пример из "Антидэвовской надписи Ксеркса": "? другое было, что делалось дурно, я сделал, чтобы было хорошо. То, что я сделал, все [это] я сделал милостью Аурамазды").

4. Ахемениды почитают Ахура Мазду и молят Его о помощи (примеры из "Антидэвовской надписи Ксеркса": "Потом мне Аурамазда помощь подал", "Аурамазда подал мне помощь, пока я не выполнил дело", "Об этом я прошу Аурамазду. Это мне Аурамазда да подаст").

5. Ахемениды считают Ахура Мазду своим другом и рассматривают себя как друзей Ахура Мазды (пример из "Бехистунской надписи Дария I: "... пусть Аурамазда будет тебе другом...").

6. В надписях Ахеменидов отчетливо просматривается этический дуализм "Арта/Аша" - "драуга/друдж", "?стина" - "ложь" (примеры из "Антидэвовской надписи Ксеркса": "? среди этих стран была [такая], где прежде дэвы почитались. Потом, по воле Аурамазды я этот притон дэвов разгромил и провозгласил: "Дэвов не почитай". Там, где прежде дэвы почитались, там совершил поклонение Аурамазде и Арте небесной", "Ты, который со временем подумаешь: "Чтобы мне быть счастливым при жизни и чтобы мне по смерти быть приобщенным к Арте", следуй тому закону, который Аурамаздой установлен, чти Аурамазду и Арту небесную. Человек, который следует тому закону, который установлен Аурамаздой, и чтит Аурамазду и Арту небесную, он и при жизни будет счастлив и по смерти приобщится к Арте").

7. Площадки для алтарей огня, найденные в Пасаргадах, показывают, что Кир Великий (Курош-е Бозорг) со своими приближенными возносили молитвы на открытом воздухе вокруг алтаря огня, так как это описано в Ясна Хаптангхаити (сооружение храмов огня - более поздняя традиция).

8. Барельефы изображают Шаха стоящим с воздетыми рукамиперед алтарем огня, так же как первая строфа Ахунаваити Гаты изобржает Заратуштру.

9. Сами имена Ахеменидов - Дарий (D?r?ya-Vahu - Наделенный Благом), Ксеркс (Khshaya-arsha - Правящая Праведность), Артаксеркс (Arta-khshathra - Праведный Правитель) - и другие, найденные на сотнях глиняных табличек, доказывают, что они следовали заратуштрийской традиции наречения имен, которые отражают божественное учение Гат. До этого большинство имен отражало проявления окружающего физического мира, они содержали в себе такие части как "верблюд", "лошадь", "бык", "корова", "молоко", "дерево" и так далее. ?мена 261 первых последователей учения, Поуруткаеша, отражены в Фарвардин Яште.

10. Ксеркс известен своей "Антидэвовской надписью", написанную в пользу Арты (?стины) в противоположность драуга (лжи) - дэвам.

11. Ахемениды обладают гатической веротерпимостью и уважают все существующие религии, помогая им в случае необходимости. Они добры и почтительны ко всем нациям в своей империи, представляя собой прообраз Лиги Наций.

12. Ахемениды более цивилизованы, терпимы, продуктивны и прогрессивны в сравнении с более ранними правителями Египта, Ассирии, Вавилона и других стран нынешнего Ближнего Востока.

13. ?стория Ахеменидов показывает, что они были ближе к Гатам, чем поздняя авестийская литература.

Конечно, форма заратуштрийской религии Ахеменидов отличалась и от Сасанидской, и от современной. Точно так же отличаются сейчас иранская и парсийская ветви религии. Это жизнь, время облекает принципы учения в несколько разные формы, человечество не стоит на месте. Тем не менее, мне думается, то, что Ахемениды были заратуштрийцами, можно сказать вполне определенно.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Bahman



Зарегистрирован: 19.11.2003
Сообщения: 996

СообщениеДобавлено: Чт Янв 22, 2004 5:41 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Дуруди гарм, хамаи дустонам!

Рустам, кстати. Странной кажется Ваша фраза "Мы -- не огнепоклонники, и вообще не "поклонники", потому что мы вообще не встаём на колени, не поклоняемся, а стоим прямо вверх. Поклоняются авраамиты и поздние индуисты". Общая ее направленнность вполне понятна. Зороастрийская молитвенная поза сильно отличается от самоуничижительных жестов мусульман и христиан. Однако вот ведь какое дело. В Гатах Заратуштра активно использует слова с корнем nemah- - "поклонение". Потомок таких слов - НАМАЗ "поклон" оказался удивительным образом не вытесненным в отличие от других слов, оказавшимися связанными с мусульманской культурой, арабским САЛЯТ (наоборот, сам салят в большинстве стран известен именно как "намаз").

Джамшид! Благодарю Вас за прекрасное резюме фактов религиозной жизни при Ахеменидах (обычно они даются очень разрозненно). Все эти черты, несомненно, свидетельствуют о маздаяснийском и гатическом духе религии персов при Ахеменидах. ? все же сильно смущает отсутствие обращения к авторитету Заратуштры. Ведь зороастризм - это не только прославление Ахура Мазды - Создателя и Арты, противостояние дэвам, алтари огня, терпимость и т.д. Основа зороастризма - откровение Заратуштры, его проповедническая миссия и постоянное обращение к его авторитету. Для зороастризма недостаточно только Заратуштровского духа. В реальной религии должна присутствовать и сама личность пророка.

Далее, смущают расхождения в терминологии. Ахура Мазда - Бог Великий (Baga Vazrka) - выражение, не имеющее параллелей в Авесте. Таких примеров очень много. Ясно, что Авеста как памятник древнеиранской словесности не оказывала влияния на религию древних персов, в последней заметен только "дух" Гат, но не сами Гаты.

Как я уже говорил, все специфические зороастрийские религиозные термины заимствованы из авестийского только в среднеперсидскую эпоху, когда языковые законы, изменявшие древнеперсидские слова в среднеперсидские уже отжили и не действовали. Например, само название Гат. Сред.-перс. GAS - "гата", в котором ТН (gatha-) - фрикативный звук - передается близким свистящим S, а не H, как если бы это слово было свойственно древнеперсидскому языку. Не переходит и t в d в слове humat, как в vatа>vad (ветер). Не переходит y в j в слове yashtan ("почитать") как в слове yatu>jadug ("колдун") и т.д.

Очевидно, что в эпоху Ахеменидов персы не знали Авесты. ?х религия по духу во многом перекликается с Гатами, но не следует им "по букве". Как это можно объяснить?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jamshid
Динъяр


Зарегистрирован: 25.12.2002
Сообщения: 1448
Откуда: Минск, Беларусь

СообщениеДобавлено: Вс Янв 25, 2004 12:29 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Доруд, ?скандар джан!

Цитата:
В Гатах Заратуштра активно использует слова с корнем nemah- - "поклонение".

Спектр возможных вариантов перевода этих слов весьма широк: "почитание", "прославление", "восславление", "слава", "приветствие", "поклон". В том числе и "поклонение". Но заратуштрийская традиция не признает именно "поклонения" в классическом понимании - это скорее почитание, выказывание уважения, отношение к Создателю как друга к Другу, а не как раба к Господину.

Цитата:
Для зороастризма недостаточно только Заратуштровского духа. В реальной религии должна присутствовать и сама личность пророка.

Такова была форма религии Ахеменидов. Нам она может показаться в чем-то странной и непонятной, но вполне возможно, что для древнего мира это было вполне естественным. Ахеменидские Шахи выполняли функции хранителей закона Мазды на земле в свое время, и их имена упомянуты в надписях, которые они оставили. К тому же отсутствие фактического упоминания имени Заратуштры может свидетельствовать о том, что царство Ахеменидов и древнее царство Кави Виштаспы - несколько разные регионы, то есть Ахемениды восприняли идею близлежащей земли.

Цитата:
Далее, смущают расхождения в терминологии. Ахура Мазда - Бог Великий (Baga Vazrka) - выражение, не имеющее параллелей в Авесте. Таких примеров очень много.

Почему же, параллели есть. Я приведу часть статьи д-ра Паллана ?чапории "Vision of Zarathushtra as an Innovator and a Reformer" (перевод мой):

Цитата:
Религии до-заратуштровского периода можно разделить на две категории: (1) религию ведических Асур и дэвов, общую для индо-иранцев, и (2) религию Ахур / Язатов и Бага, наиболее распространенную среди иранских племен до-заратуштровской эры. Религиозные идеи обоих этих групп были реформированы Заратуштрой. <...>

<...> Слово для обозначения Владыки, Бога зафиксировано в надписях на древнеперсидском как baga, и связано с ведическим bhaga-, которым обозначали богов подобно ?ндре, Агни, Соме. В древнеперсидских надписях Ахеменидских правителей Ахура Мазда назван mazišta bagānãm - "Величайший из Богов". В Младшей Авесте это слово встречается в Яште 7.5 yazāi månghem... baγem raēvantem - "Я почитаю Луну сияющего Бога"; в Ясне 70.1: tem baγem tem ratūm yazamaide yim ahurem mazdãm - "мы почитаем Того Бога, Того Главу, Который Ахура Мазда"; в Ясне 10.10: thwā (haomēm)... baγō tatashat hvāpå - "Благодетельный Бог создал тебя, о Хаома", с пехлевийским переводом: tō... bay tāšīd hē ī xwābar - "Благодетельный Бог создал тебя". Динкард 7.2.11 упоминает "селение, что было создано благодетельным Богом" - селение Пурушаспы, в которое отправилась Дугдова, мать Заратуштры. Это свидетельствует, что до вплоть до пехлевийских времен (9 века н.э.) baγa относится к Богу, которого почитали люди до реформы Заратуштры, и до того, как он провозгласил истинную природу Бога как Ахура Мазды - Мудрого Владыки.

В Гате Ахунаваити (Ясна 32.Cool слово bagā встречается в фразе ... ahmākeng gāuš bagā xvāremnō - "Даже Йима стал известен... желая возрадовать смертных, пал, назвав себя Богом". Вряд ли Йима знал Ахура Мазду, но Йима почитал Бога под именем bagā. <...>

Одной из величайших инноваций, привнесенных Заратуштрой в религиозную мысль было постижение высочайшей всевышней силы, которой он дал имя Ахура Мазда, владыка Мудрости, как единому Богу, Вечно Сущему, Несотворенному, Мудрому и Благому. <...>

К этому можно разве что добавить, что в поздние времена, когда слово baγa перестало быть общеупотребительным - после реформы Заратуштры, оно стало заменяться в некоторых случаях словом "Язата". "Маонхо Язата" в применении к Луне, например, а mazišta bagānãm применительно к Ахура Мазде перешло в mazišta yazatãm.

Что касается Авесты - мы судим по некоторым сохранившимся надписям, а это далеко не исчерпывает все многообразие жизни Ахеменидов. Реликты, встречающиеся даже в Младшей Авесте (как слово "бага"), показывают, что она восходит к очень древнему времени.

Цитата:
Как я уже говорил, все специфические зороастрийские религиозные термины заимствованы из авестийского только в среднеперсидскую эпоху, когда языковые законы, изменявшие древнеперсидские слова в среднеперсидские уже отжили и не действовали. Например, само название Гат. Сред.-перс. GAS - "гата", в котором ТН (gatha-) - фрикативный звук - передается близким свистящим S, а не H, как если бы это слово было свойственно древнеперсидскому языку.

А как же "Gahanbar", например?..
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Rustam



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 807

СообщениеДобавлено: Пн Янв 26, 2004 2:11 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Зди друва, Джамшид, ?скандар ча виспе!
Здравствуйте, Джамшид, ?скандар и все!

Малюсенькое дополнение:

Джамшид, ты, конечно, знаешь, а на мониторе не везде видно, что в этих словах -- baγem, baγō, baγa -- третья буква транслитерируется греческой гаммой и передаёт звук фрикативный "Г", как в русском слове БОГУ. В Гатах эта основа -- BAGA- c нормальным эксплозивным Г, как в русском ГАТЬ 'дорога через болото' (это русское слово также является общекоренным с Гатическим ГАТА-. Гаты -- это дорога через болото современной жизни, в которой смешаны Добро и зло). В современных языках есть диалектные формы Баг, Бег, -бак, бек, Бай, бей. В индийских известны bhak- 'объединять', bhakti- 'объединение', 'любовь'. Все они имеют общеАрийский ("индоевропейский") корень bak-.

Об ?скандаре: я позитивно отношусь к нему. Я всегда говорю только то, что объективно есть -- факты. Мы -- Мазда-Яснийцы -- Заратуштрийцы -- стремимся к Мазде, к Высшему соВЕРШенству.

Мы не встаём на колени, не преклоняемся, не поклоняемся, следовательно, мы -- вообще не поклонники. В семантическом пространстве слова NAMAS- есть смыслы 'уважение', 'почитание', 'стремление'. Это -- абсолютно логично и последовательно. Следовательно, высказывания ?скандара в его постингах в ответ на мои объяснения позитивности Заратуштрийской Даэны ("странные") являются негативными. Люди со здоровым мышлением знают, что логичность, последовательность и прочная опора на факты -- это нормальное мышление и нормальная речь. А кто называет Высшее Знание Маздаяснийской Заратуштрийской Даэны "странным" и при этом опирается на коран и подписывается мусульманским самообозначением "раб" ("бандаги шумо") -- тот ведёт странные (надеемся, временно) речи. При этом на Заратуштрийском сайте неуместно оскорблять и издеваться над Маздаяснийским Заратуштрийским Знанием -- Даэной. Я отвечаю только потому, чтобы слушатели знали это.

Желаю всем Мудрости, ?стины, Добра, Энергии, Гармонии, Целостности и Бессмертия.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Bahman



Зарегистрирован: 19.11.2003
Сообщения: 996

СообщениеДобавлено: Пн Янв 26, 2004 4:08 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Дуруд!

Тю! Оце таки дождалася свиня Петрiвки! - перешли на личности.

Рустам, прошу прощения за то, что посмел замахнуться на святое - посмел высказать свое мнение перед вашей "позитивностью" и " непогрешимостью суждений".

Теперь по существу. Первое. Совершенно меня не тянет переходить на личности в разговоре и выяснять отношения. Так что не буду просить вас взять ваши слова об "оскорблении" и "издевательстве" над Верой Маздаяснийской назад. Все равно не возьмете, а я патологически не люблю ссориться. Пусть уж я останусь виноватым. Но пару слов за свое честное имя, пожалуй, сказать мне можно, не так ли?

Я, по-моему, совершенно четко обозначил, что мне абсолютно понятна разница между принципами почитания в напр. исламе и маздаясне. Более того, приводя в качестве антитезы вашему категоричному отвержению поклона как такового гатическое Nemah, я даже не позволил себе никакого комментария или вывода. Зачем за меня домысливать, навешивая на меня "негативные" ярлыки (да еще в третьем лице, поверьте, не очень приятно)? Усомнился я исключительно в ваших излишне категоричных словах, а не в маздаяснийской вере. А это, знаете ли, очень излюбленный прием столь вами нелюбимых авраамитов - превращать личный спор в глазах окружающих в спор с верой, как будто вы и есть конечная истина в вере, а все, кто спорит с вами - тот сразу "негативен".

Вы любите объективность? Так и я ее люблю (ну неужели вы и вправду думаете, что я только сплю и вижу, как бы вам сделать пакость?).

?ранский корень NAM- имеет широкие индоевропейские параллели. ? самый общий и изначальный смысл его - "сгибание, склонение". ? ничего зазорного в уважительном склонении головы нет. Во все времена поклоном головы младшие встречали старших. Людей. А Бог безмерно выше нас.

Далее насчет Корана и "бандаги шумо". Ваши слова мне напоминают речи украинских националистов, насквозь пропитанные комплексом неполноценности перед русским народом. Эти товарищи не выносят даже нейтрального упоминания о москалях и России, в мелочах пытаются нарочито переиначить все, "щоб було не як у москалей", доводя украинизацию всех сфер жизни до абсурда. Завидев что-либо, что они считают "москальским", они тут же кричат "Ганьба!" (позор).

Пытаясь построить свою веру, "чтоб было все не как у авраамитов", вы так и останетесь в плену противостояния им. ?стина дана и авраамитам, а отрицая их право на нее, вы во всем уподобляетесь им самим. А как раз знание Корана или Библии - это серьезное преимущество перед мусульманами или христианами, которые обычно дальше своего авраамического огорода не видят и не пытаются видеть. Если уж вы предпочитаете видеть в авраамитах врагов, то хотя бы знание врагов вам не помешало. Поэтому не стоит всякий раз, когда я обращаюсь к Корану, кричать "Ганьба!".

А что уж "мусульманского" в персидском "бандаги шумо" - "слуга ваш", я совсем не понимаю. Скромное выражение искреннего расположения к человеку - что вы видете в этом плохого? ?ли по-вашему гордость - это благодетель?

?так. Ахура Мазда - ГОСПОДЬ Мудрый - обладающий высшей властью (xshathra-) неизмеримо величественней меня. Но Он же и мой друг (friya-). Я действительно не раб Его, но почтить столь высокого Друга я вполне могу поклоном (nemangha) (и вставание на колени тут совершенно ни при чем).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jamshid
Динъяр


Зарегистрирован: 25.12.2002
Сообщения: 1448
Откуда: Минск, Беларусь

СообщениеДобавлено: Пн Янв 26, 2004 9:33 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

(!) "Переход на личности" не разрешен Правилами. Надеюсь, все с ними знакомы. Только в силу глубочайшего уважения и к Рустаму, и к ?скандару не применяю предупреждений, а только напоминаю об этом в Форуме. Второй раз напоминать не буду :angry:. Давайте все же учитывать, что мы все можем по-разному выражать свои мысли, все можем ошибаться, и не стоит сразу обвинять кого-то, кто придерживается другой точки зрения. Надеюсь, этот вопрос ясен и закрыт. Обращение к обоим участникам.

Относительно авраамических религий - мы представляем свою религию, и традиционно терпимо относимся к другим религиям. Прошу всех не забывать это. Даже если мы не приемлем каких-то взглядов других религий - но тогда и давайте говорить о нашей традиции, а не ругать чужие. Каждый волен сам выбирать свой путь на основе просвещенности, используя дар Воху Мана - Благой Мысли.

Относительно предмета "спора" - "поклон" и "поклонение" несколько разные понятия, хотя и общего, видимо, происхождения. Семантика "nemangh" весьма богата, и все написанное верно. Мне кажется, мы все пишем об одном и том же, толко несколько по-разному. Вы не находите?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Bahman



Зарегистрирован: 19.11.2003
Сообщения: 996

СообщениеДобавлено: Вт Янв 27, 2004 2:24 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Еще как нахожу! Тем более мне непонятны рустамовы наезды.

Не буду прибегать к извечному детскосадовскому "Он первый начал", поэтому признаю свою вину. Зря я так раздухарился, пусть и слова рустамовы были как нож по сердцу. Нужно было смолчать. Как сказал шах Хосров Аноширван, "я никогда не жалел о тех словах, которые я не произнес, но много раз доводилось мне жалеть о тех словах, которые я произнес".

К Рустаму. Я друг, а не враг. Бибахшед!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Благоверие -> ?стория Часовой пояс: GMT
На страницу 1, 2  След.
Страница 1 из 2

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Разработчик сайта: Fractalla Design контакты  |  карта сайта