Да, посмертный суд проходит урван и расплавленный металл тоже.
Стоит добавить вот ещё что: нельзя считать урван пассивной проекцией фраваши. Может быть, аналогия с зеркалом не очень хороша, т.к. может сбить с толку. Если бы это было так, то судить должны были бы фраваши, но фраваши чисты, так как являются частями божественного света, т.е. духом.
Урван - это скорее некое сопрягающее устройство между телом и духом, наделённое элементами интеллекта. Грубо говоря, если тело - это капсула фраваши в агрессивной среде мира, где есть зло, эдакий батискаф, то урван - система управления, бортовой компьютер с обратной связью, способный настраиваться на управляющий сигнал фраваши.
Суд идёт над этой конструкцией. Если она выполнила поставленные задачи, хорошо. В этом случае урван ждёт фрашгарада, а дальше после реки расплавленного метала (окончательной доводки и устранения обнаруженных дефектов) принимается в эксплуатацию и воссоединяется с пилотом - фраваши, становясь неразрывным целым.
Цитата Павла из Динкарта, как мне кажется, говорит не об этом, она говорит лишь о психическом феномене - сознании, воле, витальной жизненной силы, т.е. о душе. Но душа - это лишь функция материального тела проявления творения. ?стинное Я, истинный наездник - это фраваши.
Другую аналогию можно провести с компьютером. Фраваши - это истинный пользователь, урван - это софт, начиная от ОС до прикладных программ, тело - железо (процессор, винчестер, принтер). Железо подвержено разрушению и имеет очень ограниченную возможность конфигурирования. Софт можно модифицировать почти как угодно, особенно если владеешь языками программирования низкого уровня, типа ассемблера. Что важно, можно сделать образ жёсткого диска со всем ПО, которое там есть, и со всеми данными, которые были накоплены.
После того как комп. накроется, сисадмин смотрит, стоит ли этот бэкап сохранять, если да, то оставляет и кладёт на полку до того момента, когда он проведёт общую ревизию, почистит бэкап и поставит его на новый суперкомпьютер, который является органичной частью самого юзера. Т.е. юзер, ПО и железо станут неразделимым целым, эдаким совершенным киборгом.
Это, конечно, метафора в стиле киберпанк, но суть примерно такая.
1. Все живые творения, и самих себя с плотью, и воли, и тела, и силы, и сознания, и души, и фраваши мы даруем и посвящаем. Мы посвящаем их Гатам Святым, имеющим власть образца , Праведным. ------------------------------ Здесь перечислены составляющие сущности человека: 1. Tanu- azdebīsh букв. "тело с костями" - человеческая плоть, заключающая в себе личность. Слово tanu-, кроме того, имеет еще и значение возвратного местоимения и означает "самих себя". 2. Ushtāna- - от слова us-/vas- "хотеть, желать". Это "душа желаний", "воля" человека, проявляющаяся в желаниях, чувствах и предпочтениях человека. 3. Kehrpa- значит "телесный облик, форма, лик" - это наша телесная идентичность. 4. Tevīshi- - от глагола tu-/tav- "расширяться, набирать силу". Это слово означает внутренние силы организма, дающие ему рост и движение. 5. Baodha- - "сознание" - слово, родственное русскому "бдеть", "бодрый", "будить" и "бодрствующий". Это "бдящее", осознающее начало человека, саморефлексия. 6. Urvān- - душа как таковая, внутренняя сущность, неразрушимая сила, обеспечивающая движение всех остальных, более внешних субстанций. Это средоточие жизни, сама жизнь, текучая (rau-) и растущая (urvara). 7. ? наконец самая глубинная сущность - fravashi- - "фраваши" ангелоподобный духовный прообраз, который был создан Ахура Маздой для каждого благого творения, в т.ч. и для людей, при творении духовного ментального мира. Фраваши означает "выбор" - это наша духовная составляющая, ответственная за правильный выбор - выбор в сторону Аши и Ахура Мазды - и предстоящая за нас в Светлом Наилучшем Мире Ахура Мазды. Еще до сотворения материального мира фраваши людей приняли решение воплотиться ради борьбы со злым духом. ? тогда Ахура Мазда наделил их всеми вышеперечисленными и некоторыми другими, здесь неупомянутыми, сущностями как оружием в этой борьбе. (комментарий мой)
Спасибо огроное, Iskandar! Эта цитата полностью подтвердждает троичность деления.
1) Первые четыре - это суть витальные проявления. 2) Baodha и Urvan - это личность, т.е. интегральная сущность, душа. 3) Fravashi - это личный дух существа, деятель.
Вопрос можно ли толковать Baodha - как интеллект, а Urvan - как нравственное сознание, чувство добра и зла?
?нтеллект и способность принимать решения обозначает слово xratu- (пехл. храд, перс. херад) - ум, разум, воля. А нравственное чувство, способность видеть добро и зло, вообще мировоззрение - это скорее daena, которая в Гатах часто выступает как некая составляющая человека, подобная перечисленным. Сюда, кстати, даэна как совесть.
Сказать "душа ждет Фрашегирда" можно попробовать с такой точки зрения... Если мы говорили о Времени и о Бесконечном Времени, то можно предположить, что после суда все попадают во времена Фрашегирда.
О семи составляющих. Чистяков утверждает, что там даже не семь составляющих, а три раза по семь, относящиеся к мыслям словам и делам, надо порыться, может найдется что-то об этом, или уже ждать его разъяснений.
Ты переводишь Гаэта как мир и объединяешь Тану и Аздэбиш. Поэтому разница в числах . Но там именно 3 группы по 3 составляющих:
I. Чисто материальные части, которые связаны с рождением, ростом, старением и смертью: Гаэта - первичные элементы, составляющие человеческое тело, материя как таковая; Тану - непосредственно физическое тело человека и нервная система; Аздебиш - костная ткань, кровь, соединительная ткань и т.д. II. Посредники между материальным и духовным: Уштана, Керпа, Тэвиши. III. Духовные: Баода, Урван, Фраваши.
Ну, а "три раза по семь" и пр. - это, по всей видимости, какие-то сверхновые изыскания, которых простым заратуштрийцам не понять . "Сущности не должны быть умножаемы сверх необходимости", угу?
Авесте известны три "мира" человека: astavat=физический, manahya=ментальный или психологический и mainyava=духовный. У меня есть книга д-ра Дастура Фрамроза Бодэ "Man, Soul, Immortality in Zoroastrianism" - думаю, надо ее отсканировать и поместить для общего доступа (она на английском).
Уштана в Гатах упоминается 4 раза как дыхание жизни. Слово происходит от ush-/vas-. Это энергия жизни, жизненная сила живого тела. Джексон говорит, что это "жизненная сила, физическая жизнь, пребывающая в теле и утрачиваемая после смерти". Нерйосанг переводит ее как jīvam. В Ясне 31.11 сказано, что Ахура Мазда вдохнул жизнь в тело. В Ясне 33.14 Заратуштра как преданный последователь Ахура Мазды посвящает Ему всю жизненную силу своего тела. Жизненная сила упоминается в Ясне 34.14, 43.16 и в других частях Ясны. В Ясне 9.19 - как darekhô-jîtîm ushtânahe, "долго-живущая сила жизни". В Вендидаде для безжизненного тела употребляется слово uzushtâna (Вд. 5.45). Корень ush- обозначает также Свет. В Дадестн-и Дениг сказано, что Ахура Мазда произвел от Своего Бесконечного Света сияние Огня, с помощью которого был создан Человек. В Гатах сказано, что Святой Дух создал Жизнь (Свет), а злой дух - не-жизнь, аjyâiti.
Кэрпа в Гатах упоминается в Ясне 30.7 и 51.17. Оно относится к форме тела - то есть не его физическому составу, а его образу, поэтому иногда в Авесте упоминается практически так же, как Тану, и переводить можно как тело. Но это связывается именно с образом, формой.
О Тэвиши и Баода ?скандар написал, а об Урван и Фраваши уже много написали все, и я тоже высказывался неоднократно... Остальное будет в книге, постараюсь ее отсканировать.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах