Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Год 3762 Заратуштрийской Эры,
месяц Ардибехешт, день Азар.

09.02.3762 ЗЭ

Подписка на новости
Поиск
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Главная  
Благоверие :: Просмотр темы - Совесть и здравомыслие в Мазда Я spy click sms spy useing bluetooth app mobile spy tips on catching a cheating spouse
Список форумов Благоверие Благоверие
Сайт Русского Анджомана
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Совесть и здравомыслие в Мазда Я

 
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Благоверие -> Благая Вера
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Bati'rkhan



Зарегистрирован: 28.07.2003
Сообщения: 32

СообщениеДобавлено: Пн Авг 15, 2005 12:49 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Жизненный опыт подсказывает, что хорошего человека определяет совесть и здравый смысл. Какое объяснение даётся совести и здравомыслию в Мазда Ясне?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rustam



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 807

СообщениеДобавлено: Пн Авг 15, 2005 4:09 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой



http://avesta.org.ru/articles/zc_man.htm


(ниже -- текст без поясняющих схем)

КТО ЕСТЬ ЧЕЛОВЕК?
ЧЕЛОВЕК ? ЕГО УХОД ?З М?РА В ПОН?МАН?? ЗОРОАСТР?ЙЦЕВ

Автор: Мобед Камран Джамшиди
Перевод с фарси: Московский зороастрийский анджоман, Джамшид Зартошти

Кто есть человек?

?менно этот вопрос всегда занимал и продолжает занимать умы людей, в какую бы эпоху они ни жили, какого бы цвета ни была их кожа, какой бы национальности они ни были. Этим вопросом задаются последователи всех религий. Ответы на него даются весьма разные — в зависимости от верований, мировоззрения, принадлежности к той или иной религии, к тому или иному философскому течению.

Кто мы? Для чего мы существуем? Какова цель этой жизни?

Добрая Религия маздеизма считает человека одним из добрых творений Ахура Мазды, знающего истину о сути бытия. Человек обладает возможностями, при правильном использовании которых он обретает добрую и позитивную силу, необходимую для достижения совершенства мира, счастья всех людей и созидательной удовлетворенности. С помощью этой силы человек сам получает удовлетворение и умиротворение.

Здесь мы постараемся ответить на вопрос, что из себя представляет человек. Ответ на этот вопрос позволит нам узнать, каковы причины тех или иных его действий. Мы будем вести речь о материальной и духовной составляющих человека (каждая из которых может стать отдельным предметом для изучения).

Следует также учесть, что в различных философских течениях и религиях зачастую используются термины и понятия, на первый взгляд имеющие совершенно разный смысл — однако при более тщательном рассмотрении становится очевидным, что речь идет об одном и том же.

Человек с точки зрения зороастризма

С точки зрения зороастризма, человек состоит из нескольких компонентов. Одни являются сугубо материальными, другие — духовными, третьи — смешанными. К числу этих компонентов можно отнести следующие.

1. Тело (тан). На авестийском языке оно называется Тану. Тело включает все внутренние и внешние органы. После наступления смерти, когда другие (духовные) составляющие человека покидают тело, оно начинает разрушаться.

Само по себе тело не обладает никакой силой. Самостоятельно оно не может выполнить ни малейшего действия и продолжает свое земное существование лишь благодаря душе.

В Доброй Религии телу живого человека придается особое значение, поскольку тело и душа подобны двум сторонам одной медали. Здоровье или болезнь одной составляющей влияет на состояние другой, и наоборот, поэтому излишне напоминать о том, что необходимо следить за состоянием как тела, так и души.

2. Жизнь (джан). На авестийском языке — Аху. Это сила, которая заставляет тело двигаться и выполнять те или иные действия. Воздух, которым мы дышим, и пища, которую мы едим, трансформируются в нашем теле и благодаря содержащейся в них энергии способствуют образованию движущей силы, которую называют жизнью. Если какой-либо из основных органов тела (в первую очередь сердце) перестанет функционировать, эта сила покидает тело.

3. Душа (раван). На авестийском языке — Урван. Можно сказать, что это название той составляющей человека, которая не входит в понятия "тело" и "жизнь". Она представляет собой духовную составляющую человека, управляющую его действиями и несущую ответственность за его мысли, слова и деяния. Слово "Урван" происходит от корня "вар", который означает "сила распознавания добра и зла", "сила, позволяющая сделать правильный выбор".

В отношении этой составляющей человека следует напомнить о таком понятии, как "познание". Оно, в свою очередь, объединяет два вида знаний: знания благоприобретенные и знания, дарованные Богом.

Какая же внутренняя сила питает душу — иными словами, управляет процессом познания? Какая сила ведет нас к истине? Какие препятствия стоят на этом пути? Внутренние силы человека могут быть определены следующим образом.

1) Мана — сосуд разума и логики. "Ахура Мазда — это всемирный разум, сама суть разума. Свет этого всемирного разума падает на каждого человека, и только от него зависит, сможет ли он на протяжении своей жизни заставить этот свет сиять еще ярче. С помощью этого света человек обретает способность делать правильный выбор, логически аргументировать свои поступки. Воху Мана, или Бахман — это суть добра, созидательности и святости" [1]. Мана питает как врожденный, так и приобретенный разум.

2) Баода — "сила внутреннего видения, орудие света" [2] или внутренний свет. Другими словами, если Мана — это сила логики, имеющая отношение к процессу видения, понимания и обдумывания процессов, происходящих во внутреннем мире, то Баода связана с событиями, происходящими в мире внешнем.

3) Даэна — "совесть или личная религия человека. Это центр нравственности. Если человек поступает по совести, он не свернет с нравственного пути, и его совесть останется чистой. Если же не принимать во внимание совесть, то ни о какой нравственности не может быть и речи. Даэне человека причиняется ущерб, и она становится нечистой" [3].

"В Гатах говорится, что каждый человек строит свою жизнь в соответствии со своими желаниями и по своему выбору. Таким образом, чистая или нечистая совесть (Даэна) любого человека — это результат его выбора. Даэна свидетельствует о состоянии внутреннего мира человека. В Гатах отмечается, что наилучшее состояние Даэны — это наилучшая религия..." [4].

4) Фравахар (Фраваши). Это слово имеет много определений. Корень слова означает "поверить и сделать свой выбор". Позднее это слово приобрело несколько иной смысл. Фраваши — это "образец жизни человека или животного еще до появления материального мира" [5], "отражение бытия Ахуры во всем сущем" [6], "искра божественного света, дарованная каждому из нас, которая помогает нам развиваться и приближаться к совершенству" [7].

Сама суть, источник всех сторон бытия — это Ахура Мазда. ?менно Он представляет собой источник силы, энергии и света. ?менно в Нем заключена сила разума и познания. Этот свет познания, эта непреложная истина присутствуют во всем — в том числе и в нашем существовании. Это сила, познав которую с помощью внутреннего видения (Баода), человек постигает путь к совершенству. Эта движущая сила и называется Фравахар.

5) Соруш (Сраоша). Это откровение, сила животворящего озарения. Она связана с нашим стремлением к познанию. Эта сила изнутри побуждает нас к познанию истины. Ее называют "внутренним голосом", "голосом совести", "гласом божьим".

Чтобы понять действие и суть всех этих сил, приведем упрощенную аналогию. Если представить "тело" человека как корпус автомобиля, то двигатель этого автомобиля можно сравнить с "жизнью", движущей силой, а топливо — с пищей. Такое "тело" само не принимае решение, по какому пути двигаться, оно не может следить за своим техническим состоянием. Эти вопросы решает водитель (для человека это "душа").

Для оценки обстановки на дороге и выбора правильного пути "душа" нуждается в определенных средствах — Баода, то есть способности понимать и знать правила дорожного движения, обстановку на дороге и все факторы, которые влияют на процесс вождения, чтобы с помощью Мана, то есть своего разума и логики, принять соответствующие решения.

Свет фар автомобиля освещает путь перед ним, чтобы водитель мог видеть дорогу. Этот свет и есть Фравахар, свет божий.

Однако может ли свет фар освещать дорогу одинаково для всех и всегда ли достаточно этого света? Нет ли факторов, которые уменьшают или увеличивают интенсивность этого света?

Вне всякого сомнения, свет не может быть одинаковым для всех. Мы, люди, иногда можем не видеть его и не понимать. Это происходит из-за отсутствия Даэны, то есть из-за отсутствия веры и чистой совести. Даэну можно представить в виде отражателя или стекла фары. Если этот отражатель или стекло чисты, они должным образом отразят или сфокусируют божий свет и будут способствовать познанию истины. Они позволят этому свету достичь нашего разума и таким образом будут способствовать выбору правильного пути. Однако в нас самих существует множество разрушительных факторов — пыли, которая загрязняет отражатель-фару (нашу совесть) и препятствует прохождению света. К этим разрушительным факторам можно отнести все то, что мы обычно называем негативными и разрушительными эмоциями и чувствами: гнев, злобу, неприязнь, нерешительность, сомнение, трусость и т.д.

Соруш, или внутренний голос, возникающий в глубинах разума человека, позволяет обрести силу понимания. Эта сила способствует восприятию света и усиливает его. Таким образом, мы видим, что самый короткий, а может быть, и единственный путь к свету — это чистота "зеркала" религии и совести. Для того, чтобы добиться такой чистоты, прежде всего необходимо выявить причины возникновения разрушительных факторов, их природу, форму их проявления для того, чтобы суметь впоследствии устранить их.

Приводимая ниже схема позволит Вам лучше понять, какие силы существуют в человеке.



Фравахар

Фравахар играет особую роль в понимании религии зороастризма, поэтому остановимся на этом понятии подробнее.

Выше было сказано о том, что Фравахар представляет собой одну из сил мира бытия, которая присутствует и в человеке. Эта сила, источником которой является Ахура Мазда, освещает путь развития, представляет собой движущую силу и побуждает к действиям. Слово "Фравахар" образовано от двух корней: "фра" и "вар". "Фра" означает "впереди", "вперед" (сравните с английским "from"). "Вар", по мнению исследователей и лингвистов, означает "воспитывать", "расти", "вырастать", "набираться сил", "обретать веру", "выбирать", "верить" и т.п.

Фравахар и сотворение мира [8]

"Согласно традиционным взглядам иранцев и легендам, вначале был создан духовный мир, а затем — материальный. Фравахар человека также вначале формируется в духовном мире, а затем спускается на землю и обретает материальную форму. В конце же он снова возвращается в духовный мир".

В древней мифологии излагается один из основополагающих принципов: для создания любого материального тела первоначально должна зародиться мысль и появиться желание создать это тело, формируется представление о внешнем облике тела, затем на основании этого представления создается первоначальный образ в сосуде разума Ахура Мазды и, наконец, тело получает свое материальное воплощение.

"С точки зрения бытия Фравахар проходит три этапа: первый этап — доматериальный; второй — материальная жизнь; третий — потусторонняя жизнь.

В персидском языке нет специальных терминов, кроме слова "Фравахар", для обозначения этих трех этапов и названия данной силы. Мы можем назвать ее "наивысшей духовной силой", чтобы показать чистоту души, благочестие, добродетельность человека. Все эти качества помогают ему развиваться, совершенствоваться и, наконец, слиться с миром Ахура Мазды".

Символ Фравахара

В зороастрийско-иранской культуре символика Фравахара рассматривается с двух позиций: как национальная и государственная символика и как символика религиозная.

Значение национальной и государственной символики символ Фравахара приобретает после Ахеменидов. ?зображение высоко летящей, гордой птицы считалось олицетворением силы, гордости, бесстрашия и величия. Птицу как национальный символ стали изображать на гербах и знаменах, и эта традиция сохраняется и в настоящее время.

Почему эта небесная сила, свет мудрости обозначается именно таким символом? ?ранцы не смогли найти лучшего и более выразительного символа, чем птица, для этой небесной силы, которая является прочной основой для продвижения в сторону совершенства и величия. Постепенно внешний вид символа изменялся и в конце концов стал таким, каким мы знаем его сегодня. Он представляет связь с небесами и одновременно олицетворяет гордость и величие иранцев.



На изображении — старец, умудренный многолетним жизненным опытом. Он находится в кольце времени познания и развития. Его руки протянуты к единому Богу. Он олицетворяет стойкость и упорство в борьбе со злом и в движении к совершенству. Две ленты, ниспадающие с двух сторон, олицетворяют два состояния духа. Разум, стремление к познанию, сила добра и света одерживают победу над злом и мраком. Два распростертых крыла свидетельствуют о том, что человек стремится к свету, совершенству и величию. Три слоя перьев на распростертых крыльях символизируют три способа действий, три пути к божественному: Благие Мысли, Благие Слова и Благие Дела. Три слоя в нижней части изображения, то есть три слоя перьев на хвосте птицы иногда считают символами дурных мыслей, слов и дел. Человек на протяжении своей жизни должен сбрасывать их с себя и освобождаться от скверны. Весь символ, который состоит наполовину из изображения человека и наполовину — из изображения птицы, призван показать, что душа человека освобождается от оков физического тела и расправляет крылья в свободном полете во Вселенной. ?зображение Фравахара во дворцах, на символах монаршей власти, над тронами царей свидетельствовало о том, что их обладатели обрели эту высокую небесную силу.

Заблуждения и ошибки некоторых ученых

Некоторые ученые считают, что символ Фравахара изображает Ахура Мазду. Это неверное представление, поскольку ни в Авесте, ни в других источниках Ахура Мазда не изображается в виде человека.

?зображение летящей птицы используется иранцами с давних пор. Эта традиция уходит своими корнями в культуру народов, населявших территорию нынешнего ?рана. Этот символ напоминает человеку, что он, как высоко парящая птица, может расправить крылья и лететь к совершенству и доброй славе.

?зображение Фравахара символизирует благочестивого, целеустремленного и добродетельного человека, который обладает чистой душой. Фравахар — это сила, ведущая мир к совершенству.

Смерть — конец существования или следующая ступень жизни?

Религиозное учение и современная наука говорят нам о том, что в этом мире ничто не исчезает бесследно. Все сущее лишь изменяет свою форму. Любая энергия и сила трансформируется в другую энергию. То же верно и относительно материи, и относительно человека, составными частями которого являются тело, жизненная сила и душа, поскольку он — одно из творений Бога.

После того, как наступит явление, именуемое "смертью", более правильный смысл которого передается таким понятием, как "возрождение", с человеком происходят определенные изменения.

Прежде всего, это трансформация тела. После смерти в течение короткого промежутка времени тело человека, состоящее из определенной массы мышечных тканей, кожного покрова, скелета, внутренних органов и нервных окончаний, под воздействием температуры, влаги, воздуха, а также в результате жизнедеятельности микроорганизмов разлагается и распадается на составляющие элементы. Каждый из этих элементов возвращается в свое первоначальное состояние или после слияния с другими элементами образует какое-то новое тело. Однако ни одна, самая мельчайшая частица не исчезает бесследно.

Жизненная сила — это движущая сила тела. Как и любая другая сила, например, тепловая энергия или электричество, она имеет свое начало и конец. Существование этих сил целиком зависит от наличия устройств, которые их производят. Если разрушится устройство, то не будет произведена и сила. То же самое происходит и с нашим телом. Если перестает функционировать один из важных органов, производство жизненной силы останавливается.

Как уже было сказано выше, ничто в мире не исчезает бесследно. Душа человека также подчинена этому божественному закону; это общее понятие, объединяющее в себе все силы и явления, составляющие "внутренний мир" человека: Мана, Даэну (совесть), Баода, Соруш и Фравахар, которые находятся в хранилище благоприобретенных знаний и в хранилище знаний, дарованных Богом, а они уже, в свою очередь, могут быть объединены под общим названием "познание" или "путь к познанию".

После физической смерти человека Фравахар, который изначально по велению Ахура Мазды выполнял в человеке роль путеводителя в его движении к совершенству, возвращается в свое первоначальное состояние. Остается "познанное", включающее в себя "совесть", и именно совесть по сути является результатом, своего рода летописью жизни человека. Она показывает степень совершенства души на начальном этапе ее продолжающегося развития в другом мире.

В Гатах говорится о том, что результаты всех поступков человека возвращаются к нему. До тех пор, пока человек не сбросит с себя оковы неверных мыслей, слов и поступков, ему будет непросто дойти до конечной цели своего пути. "Души злых правителей, зло-действующих, зло-речивых, зло-совестных, зло-мыслящих возвратятся вследствие своей дурной славы, поскольку их обитель — в доме лжи" [9]. "Души правителей-тиранов, нечестивых, изрекающих злое, мыслящих злое и последователей лжи вернутся в ад, или обитель лжи, ибо сияние внутренней сущности их померкло, и отвратились они от света истины" [10].

Однако это не означает, что путь к конечной цели будет закрыт навсегда. Как сказано в Гатах, конечная цель — это обитель благих мыслей, обитель гимнов и молитв (Гаро Демана), источник совершенства — другими словами, Сам Ахура Мазда. Те души, что были исполнены дурных мыслей, слов и деяний, возвратившись, могут познать истину религии, очистить совесть и найти путь к окончательному спасению и вечности.

Самый короткий и самый разумный путь заключается в том, чтобы понять истину и найти путь к спасению уже в этой жизни. Человек обладает всем необходимым для этого. Только от него самого зависит, сможет ли он снять со своего разума и совести пелену незнания, найти путь к истине, осознать свое собственное величие и значимость. ?спользуя свои физические и духовные силы, он должен приступить к совершенствованию самого себя, а также общества и мира, в котором он живет. Этим он заслужит одобрение Ахура Мазды и сам испытает чувство удовлетворения. Кроме того, это позволит ему обрести Хаурватат и Амеретат, то есть целостность и бессмертие.

Примечания

[1][2][3][4][5][6] Д-р Фарханг Мехр. "Философия Заратуштры".

[7] Мобед Фируз Азаргошасб. "Книга обряда погребения зороастрийцев".

[8] Этот раздел взят из книги Мобеда Джахангира Ушидари, за исключением абзаца, не заключенного в кавычки, который написан автором.

[9] Гаты, Песнь 14 (Ясна 49), строфа 11 — перевод д-ра Али Акбара Джафари.

[10] Гаты, Песнь 14 (Ясна 49), строфа 11 — перевод Мобеда Фируза Азаргошасба.


--------------------------------------------------------------------------------
[ главная || статьи ]

--------------------------------------------------------------------------------

Веб-дизайн © Ю. С. Лукашевич
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Bahman



Зарегистрирован: 19.11.2003
Сообщения: 996

СообщениеДобавлено: Ср Авг 17, 2005 11:06 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Понятие "совести" в Благой Вере неотделимо от понятия "Вера", поскольку обозначается одним словом "даэна" ("дэн") Вера (=совесть) - даэна - это способность человека различать сущность духовного мира, отличать добро от зла, правдивое от лживого. Даэна-совесть, кроме того, есть мерило человеческих поступков, она встречает душу человека перед Мостом и обозначает его дальнейшую посмертную судьбу.

Понятие "здравомыслие" весьма хорошо описывается заратуштрийским словом "Храту" (Храд") Всеподробнейшее описание Храда-Разума можно прочесть во вполне доступном Дадестан-и Меног-и Храд ("Суждениях Духа Разума")

Творец Ормазд сотворил и создал, охраняет и направляет язатов, небесные и земные создания и все другие творения и создания силой, мощью, знанием и опытом врождённого разума... Знания и земной опыт, сведения и познания в каждом ремесле, всякая связь временсуществует благодаря разуму. Душам праведных лучше удается избежать ада и прийти в рай и гаронману благодаря силе и защите разума, а на земле люди могут обрести лучшую жизнь, радость и славу и всякое благо силою разума...

Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Благоверие -> Благая Вера Часовой пояс: GMT
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Разработчик сайта: Fractalla Design контакты  |  карта сайта