Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Год 3762 Заратуштрийской Эры,
месяц Ардибехешт, день Дей бе Азар.

08.02.3762 ЗЭ

Подписка на новости
Поиск
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Главная  
Благоверие :: Просмотр темы - Daena-din-daiwa spy click sms spy useing bluetooth app mobile spy tips on catching a cheating spouse
Список форумов Благоверие Благоверие
Сайт Русского Анджомана
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

Daena-din-daiwa

 
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Благоверие -> Языкознание
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Tamu



Зарегистрирован: 05.08.2004
Сообщения: 27

СообщениеДобавлено: Вт Окт 05, 2004 6:54 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Приветствую всех.

Рассмотрим этимологию некоторых основополагающих понятий.

Общеарийское daina- "вера", скорее всего, происходит от основы dai- "свет", "сияние" из и.-е. dei, -di- "сиять", "светить", с которым были связаны обозначения неба, дня и древнего божества- daiua. Т.е. daina первоначально означало "свет", "день", "небесный свет", "Свет истины" < отсюда индоевроп. deino-dino - "день", авестийск. daena - "вера", "религия", "духовное Я". Многие склонны считать созвучие с арабским "дин" совершенно случайным, но на мой взгляд, вполне возможно и заимствование из арийских (кстати, кем всё-таки были гиксосы? Семитами или ариями?)

Несомненно, что лат. deus, гр. Zeus, связаны с арийск. Daiua- "божество". О первоначальной семантике "божество", а не "демон" в иранском мире свидетельствуют устоявшиеся авест. формулы- "deva-justa"- "приверженец Бога", противопоставление "daeva-masya" - "Бог-человек" и т.д.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Bahman



Зарегистрирован: 19.11.2003
Сообщения: 996

СообщениеДобавлено: Вт Окт 05, 2004 9:39 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Дуруд!

Слово *daina не носит общеарийского(индоиранского) характера. В индийских языках оно не известно. Это общеиранское новообразование (кстати, Таму, в современном осетинском оно сохранилось? В скифском такое слово известно).

Это слово не имеет ничего общего по происхождению с корнем di - "светить". В индоевропейском, собственно, не *di, а t'i - c глотализованным Т, которое переходит в Д в индо-иранских, славянских, италийских, греческом и др. А, например, в германских сохраняется Т (бог Tyr). Сюда же славянское "день" (*dьnь < *dini < *di-n).

Daena происходит от другого корня, который представлен в санскритском dhi - "прозревать", "видеть внутренним зрением". Здесь Д изначально придыхательное. Собственно daena - это "в?дение". В Гатах это значение предстает наиболее ясно.

Арабское "дин" - вера - это заимствование из среднеперсидского den еще периода Сасанидского ?рана.

Цитата:
О первоначальной семантике "божество", а не "демон" в иранском мире свидетельствуют устоявшиеся авест. формулы - "deva-justa" - "приверженец Бога"

:huh: Откуда ты взял эту формулу?

Цитата:
противопоставление "daeva-masya" - "Бог-человек" и т.д.

В Авесте "дэв - смертный" не противопоставление, а, наоборот, спайка. Причем чаще всего она употребляется в негативных контекстах и очень редко в (и то не вполне) нейтральных.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Tamu



Зарегистрирован: 05.08.2004
Сообщения: 27

СообщениеДобавлено: Ср Окт 06, 2004 10:00 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Уважаемый ?скандар,

?зложенные мной этимологии взяты, в основном, из Этимологического Словаря иранских языков, т. 2, изд. 2004, под ред. Расторгуевой и Эйдельмана. Этот словарь рассматривает все общеиранские основы, привлекая материалы уже изданных трудов по каждому языку.

Предложеная Вами трактовка о происхождении daena из dai-dhai - видеть, смотреть, размышлять, там тоже рассмотрена, как предложенная Бартоломэ, но по какой-то причине авторами воспринимается как малоубедительная. Может быть, потому что производные от этого корня имеют форму с -t-: dita, dhita, dista и т.д.?

С уважением.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Bahman



Зарегистрирован: 19.11.2003
Сообщения: 996

СообщениеДобавлено: Ср Окт 06, 2004 1:30 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Таму-лиман!

Так на индийской почве и суффиксы другие. Чего тут не обычного? Ведь глагол этот есть и в авестийском, и в персидском (didan - видеть).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rustam



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 807

СообщениеДобавлено: Ср Окт 06, 2004 1:51 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Зди друва, фрия Арьяс ча виспе!
Здравствуйте, дорогие друзья и все!

В Авесте есть множество индоевропейских слов, очень близких европейским, но далёких или отсутствующих в индийском. Концепция "единого" "индоиранского" языка противоречит многим фактам языка -- я написал об этом и ещё напишу, и скоро вы увидите это за рубежом.

О соответствиях согласных -- ещё сообщу.

DAINA- очень возможно, индоевропейское, сохранившееся в балтийском: литовс. Daina, лтш. Doina.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Bahman



Зарегистрирован: 19.11.2003
Сообщения: 996

СообщениеДобавлено: Ср Окт 06, 2004 2:27 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Вообще-то в балтийских языках это слово значит "песня". А еще оно есть и в румынском (daina - дэинэ - т.ж. "песня"). Только происходит оно там не из латыни, а из очевидно местного фракийско-дакийского палеобалканского субстрата.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rustam



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 807

СообщениеДобавлено: Ср Окт 06, 2004 3:43 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Цитата:
Вообще-то в балтийских языках это слово значит "песня". А еще оно есть и в румынском (daina - дэинэ - т.ж. "песня"). Только происходит оно там не из латыни, а из очевидно местного фракийско-дакийского палеобалканского субстрата.

Да, и об изменениях смыслов слов написано в капитальных трудах настоящих корифеев индоевропеистики -- Соссюра, Мейе и многих других (а не Гамкрелидзе с его ошибками в его двухтомнике об индоевропейцах, на который он надписал фамилию настоящего учёного крупнейшего калибра В. В. ?ванова).
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Rustam



Зарегистрирован: 11.01.2003
Сообщения: 807

СообщениеДобавлено: Чт Окт 07, 2004 1:16 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

?скандар, помнишь, ты писал, что любишь разоблачать ляпсусы? Если откроешь ветку "Маразмы гамклесовой книги", я дам тебе множество фактов.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Tamu



Зарегистрирован: 05.08.2004
Сообщения: 27

СообщениеДобавлено: Пт Окт 08, 2004 8:04 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Приветствую всех.

У кого какие мнения по поводу происхождения слов "багатар" и "гайдар" (хайдар)? Являются ли они иранскими и можно ли их ставить в один ряд с такими словами, как алдар, хазнедар, мадудар (кстати, к вопросу о мёде-мадудар-виночерпий), сардар и т.д.?
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Отправить e-mail
Jamshid
Динъяр


Зарегистрирован: 25.12.2002
Сообщения: 1448
Откуда: Минск, Беларусь

СообщениеДобавлено: Вс Окт 10, 2004 4:10 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Daēnā происходит от авестийского корня "di" или "dai" (санскр. "dhyai"), что означает "смотреть, видеть, воспринимать, созерцать, обдумывать, размышлять" с суффиксом "nā". Daēnā означает "совесть, умение распознавать, озарение" и, конечно же, "религия", базирующаяся на полноте знаний и осознанности. ?ндуистский термин "dhyanā" является родственным, но несколько отличным понятием по своему содержанию: dhyanā помогает человеку сконцентрироваться для достижения индивидуальных мыслительных способностей, daēnā - объединяет всех тех, кто мыслит и совершает свой выбор, в сообщество - Добрую Религию, Daēnā Vanguhi, религию Доброй Совести, основанную Заратуштрой.

?з книги Джала Дастура Керседжи Паври "Зороастрийская доктрина загробной жизни", М., 2004, с. 36-37:

Цитата:
"Понятие "дэна", или "совести", а также роль, которую оно играет после смерти, является одним из фундаментальных аспектов учения Заратустры, определяющим основную линию его эсхатологии.

Термин "дэна" ученые интерпретировали по-разному, и поэтому это необходимо прокомментировать. Я склонен полагать, что в этом слове присутствуют два отдельных понятия. Во-первых, во многих местах в Гатах и в Младшей Авесте это понятие используется в смысле "религия" [См. (1) daēnā Барт. СДПЯ. 662-665 на слово "дэна" дает два отдельных определения, как если это было два разных слова с разной этимологией. Однако последнее маловероятно, даже учитывая и то, что до сих пор не было предложено ни одного приемлемого объяснения этимологии этого слова. См. Persson, Beitr. Zur idg. Wortforschung, c. 717-718; тж. Autran Sumérien et Indo-Europeén, c. 153; Oliphant, ЖАОО. 32. 412-413].

Но нас здесь интересует другое, более субъективное значение - то самое, которое Бартоломе толкует  как внутренняя сущность, духовное "я", индивидуальность (inneres Wesen, geistiges Ich, Individualität) [См. (2) daēnā Барт. СДПЯ. Это значение Бартоломе объясняет более полно: "теолого-философское понятие, совокупность психических и религиозных характеристик человека, его психическая и религиозная индивидуальность. После смерти продолжает жить как отдельная сущность (см. тж. fravašay), чтобы в конечном итоге сопровождать заново восставшего (или его душу) в рай или в ад после того, как предстанет ему (или душе) в виде прекрасной или уродливой женщины - как отражение его внутренней сущности"].

Некоторые ученые, разделяя точку зрения Бартоломе, понимают это слово как "я" или "я сам" [Например, Рейтценштейн, "Таинство избавления по-ирански", с. 31-32, 39, 48 переводит "дэна" как "я" ("личность", "я сам"; Маултон, РЗ, с. xii, 162, 171, 179, 263-265, 278, 310, 353, 368 как "я сам", однако на ст. 265, 268 и 432 - как "религия". Мелье в Trois Conférences sur les Gāthā, ст. 57-58 предлагает компромиссный вариант перевода - "personalité religiouse" (личность религиозная). См. тж. Везендонк "Древний человек и душа", с. 198-200)].

Мне, тем не менее, кажется, что такое толкование не передает читателю полного смысла этого слова. Я полагаю, что под этим Заратустра подразумевал (как это было ему свойственно, учитывая его весьма возвышенный склад мышления) "совесть" или "личностную религию" - по крайней мере, к такому выводу пришел Джексон несколько лет назад, и я с ним согласен [Библейский мир, 8, 154, Чикаго, 1896 (перепечатано Э. Г. Снитом в "Религия и будущая жизнь", с. 127). Дарместетер в СКВ также переводил "дэну" как "совесть" (том 23, с. 315 и т.д.), однако впоследствии в ЗА заменил его на "религия" (том 2, с. 652 и т.д.). В этом последнем значении термин использовали Сёдерблом в La Vie Future, c. 8 и т.д. и Беклен в "Эсхатологии парсов" с. 19 и далее)].

Такого же мнения придерживается и Гельднер, понимая слово "дэна" как "религия" или "религиозное сознание" [См. Theologische Literaturzeitung, 1922 № 6, с. 125, где Гельднер анализирует "Таинство избавления" Рейтценштейна. Рассматривая термин "дэна", Гельднер приходит к следующему выводу: "Дэна" - это всегда "религия". Религия как совокупность всех аспектов веры, как "дэна поклонения Мазде". ?ли же как религия отдельного человека, его религиозная совесть. Тогда эта аллегория - когда после смерти человека душе является "дэна" (совесть) в виде прекрасной девушки - становится понятной. В более поздних интерпретациях девушка будет олицетворять составленную на небе ведомость добрых дел, которые совершил тот или иной человек. Впрочем, это не противоречит той роли, которую отвел Заратустра "дэне" у моста Чинват)].

Я же в целом полагаю, что понятие проникновения в собственную сущность с точки зрения религии (что и подразумевает термин "дэна" лучше всего переводить как "совесть". ? я предпочитаю переводить это именно так, а не как "я" или "я сам".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Показать сообщения:   
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Благоверие -> Языкознание Часовой пояс: GMT
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Разработчик сайта: Fractalla Design контакты  |  карта сайта