Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Год 3762 Заратуштрийской Эры,
месяц Ардибехешт, день Абан.

10.02.3762 ЗЭ

Подписка на новости
Поиск
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Главная  
Благоверие :: Просмотр темы - От Бомбея до Баку spy click sms spy useing bluetooth app mobile spy tips on catching a cheating spouse
Список форумов Благоверие Благоверие
Сайт Русского Анджомана
 
 FAQFAQ   ПоискПоиск   ПользователиПользователи   ГруппыГруппы   РегистрацияРегистрация 
 ПрофильПрофиль   Войти и проверить личные сообщенияВойти и проверить личные сообщения   ВходВход 

От Бомбея до Баку

 
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Благоверие -> ?стория
Предыдущая тема :: Следующая тема  
Автор Сообщение
Farroukh



Зарегистрирован: 25.12.2002
Сообщения: 356

СообщениеДобавлено: Чт Июл 01, 2004 7:45 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Во время личной встречи со мной бомбейский парс-зороастриец, уважаемый эрбад Рамияр Парвиз Каранджиа упомянул о книге Дживанджи Джамшиджи Моди (1854-1933), парсийского ученого, изучавшего зороастрийскую религию и написавшего ряд книг по этой теме. Среди них есть изданная на гуджарати в 1926 г. в Бомбее книга "Maari Mumbai bahaarni sahel" ("Мои путешествия за пределы Бомбея"), где на стр. 266-276 Моди описывает свой визит в Баку в 1925 г. Этот раздел был переведен на английский и выслан нам.

Моди посетил Аташгях в Сураханх и отметил, что в настоящее время он уже является индуистским храмом богини Джваладжи. Однако больший интерес представляет кое-что другое. Впрочем, дадим слово самому Моди.

Помещаю здесь в переводе отрывки из этой книги:

?з Тифлиса в Баку: с данью уважения морю Вурукаша

С благословения бога (Худа Тала) 24 сентября 1925 года я впервые ступил на святую землю Азербайджана. Я благодарю Ахура-Мазду (Дадар) за то, что он помог мне посетить эту страну. Я покинул Тифлис после полуночи 23 сентября и спустя примерно 16 часов, я прибыл в Баку в 5 часов утра следующего дня, 24 сентября. За 2-3 часа перед прибытием в Баку я впервые увидел просторные берега моря Вурукаша (Каспийского моря). В моих вечных молитвах Африне семи Амеша-Спента я совершал хамазор зааре Вурукаш, чтобы увидеть это море. Теперь я вижу его своими глазами. По этому поводу я совершил ритуал кусти и произнес ежедневные утренние молитвы ("хаван гах"), повторил вслух "Аван ардвисур ниаеш" и почтил это море с восхвалениями Ахура-Мазде (Худа Тала).

В древности здесь был атеш-кадэ

... В наших древних сочинениях есть упоминания о поклонении огню, бьющему прямо из земли. Среди всех разновидностей огня был особо описан один вид как горящий без топлива. Это и есть тот самый огонь из горящего месторождения природного газа, который горит день и ночь. Один из ранних католических священников по незнанию описал это явление как следствие магии зороастрийского жреца, стимулирующего непрерывное горение. Но здесь нет никакой магии - это природное явление...

В конце каждой из пяти молитв (гах) мы совершаем молитву, поминая различные огни:

"Thwaam aatarem Ahurahe Mazdaao puthrem... yazamaide.
Apaam Naptaarem Yazamaide.
Nairim Sanghhem yazamaide".

Перевод:

"мы чтим тебя, Атеш, сын Ахура-Мазды
Мы чтим Апам наптара Атеша
Мы чтим Наиръосангу Атеша".

В этой молитве к Атешу фигурирует слово "наптар", и происходит от широко распространённого слова "напта" (нефть). Нефть струится подобно жидкости и потому Атеш называется "ап", т. е. "жидкость". Если я не ошибаюсь, об этом говорил господин Мехерджибхай Паланджи Мадон в нашем Обществе по ?сследованию Зороастрийской Религии.

... В древние времена в этой стране было несколько атеш-кадэ с горящим природным газом, схожих с огнем из нынешнего храма в Баку и других местах. Следовательно, в Баку должны были быть еще аналогичные атеш-кадэ. В десяти милях от Баку... протекает река Кура, Курус (Кир), которая берёт начало в Кавказских горах и впадает в Каспийское (Вурукашское) море. ?звестно, что римский император Гераклий приказал уничтожить все атеш-кадэ, располагающиеся над этой рекой. Вышеуказанный автор, мистер Генри, цитируя Гиббона, пишет о Баку следующее: "Гераклий разбил лагерь в степях на берегу Куры, в десяти милях к югу от Баку. Там, согласно Гиббону, по его приказу солдаты погасили огни и уничтожили храмы магов. Двенадцать лет спустя Персия была во второй раз покорена арабами, которые огнём и мечом обращали людей из огнепоклонничества в мусульманство. Многие нашли убежище в Ормузе, что в ?ндии, и от них произошли современные парсы Бомбея".

Описанное Гиббоном уничтожение (погашение) зороастрийских атеш-кадэ в Баку руками Гераклия на самом деле происходило так: правитель Персии, Хосров Парвиз, атаковал святые христианские места в Палестине и увёз с собой в ?ран святой крест, на котором был распят ?исус Христос. Мстя за увезённый в ?ран крест, этот римский император уничтожил все иранские атеш-кадэ.

Здесь есть башня, называемая Девичья Башня. Внутри ее - семь этажей и каналов для распространения нефти (или газа). Я изучил эту башню до самого верха... Основываясь на моём исследовании, я могу сказать, что эта башня - древняя иранская постройка, являющаяся атеш-кадэ. Но это не обычный атеш-кадэ с огнём, получаемым жрецами путём сожжения дров. Это - атеш-кадэ, питаемый природным газом, нефтью ("апам напат"). Семь (хафт) - это святое число в зороастризме и по этой причине в башне семь этажей. На каждом этаже, в углу имеется выход для природного газа (нефти), который при горении был похож на огненный шар. Эта башня высотой более 80 футов. Ступеньки лишь с одной стороны; ее диаметр на вершине составляет 40 футов. С верхушки виден просторный берег Вуракашского (Каспийского) моря, и можно наблюдать за солнцем, луной и звёздами.

У нас в ?ндии, среди развалин известного древнего города Таксилы недалеко от Равалпиди, сэр Джон Маршалл обнаружил руины древнего атеш-кадэ, где имелся высокий минарет, построенный в архитектурном стиле древнего вавилонского Зиакурута. Этот атеш-кадэ, с вершины которого можно видеть соседнее море или реку, или озеро и наблюдать за солнцем, луной, звёздами, горами и поклоняться им, выглядел как древние атеш-кадэ. Я уже писал в этой книге, что Атеш Бехрам в Навсари был построен в стиле древнего атеш-кадэ. Здесь, в Баку, эта башня, которую мой гид связывал с Вавилоном, является атеш-кадэ. Это не традиционный атеш-кадэ, где огонь зажигался при помощи сандалового или сухого дерева - здесь горел огонь природного газа или нефти ("апам напат").

Я сразу же отверг существование единого типа атеш-кадэ, основываясь на мои предыдущие исследования на эту тему. Но с другой стороны, я затронул тему о другом типе атеш-кадэ, и надеюсь, что мой визит в Баку будет полезен для моих коллег. Этот атеш-кадэ может быть одним из разрушенных Гераклием, как сказано у Гиббона, либо из разрушенных позже арабами. В моём докладе перед местными учёными и членами Общества археологов, а также во время моей встречи с президентом республики, я акцентировал важность данного атеш-кадэ и упрашивал их сделать всё возможное для его защиты.



Встреча с президентом республики

Здесь в Азербайджане численно доминируют мусульмане, и избранный президент, достопочтенный Агамалиоглы (60 лет), также является мусульманином. Он - человек с открытым умом. ?з-за физических проблем с его ногами, он не смог присутствовать на моем втором докладе. Однако ему хотелось встретиться со мной - в последний день моего пребывания в Баку он послал за мной свой личный автомобиль. Наша встреча обрадовала меня по двум причинам. Во-первых, мне удалось вызвать его интерес к нашей древней иранской культуре. ?, во-вторых, мне довелось узнать обо всех деталях политической ситуации в его стране. Я отметил важность древнего башенного атеш-кадэ, и обратился к нему с пламенной просьбой сохранить его в хорошем состоянии. Я также попросил его информировать нас о каких-либо археологических исследованиях, которые могли бы бросить свет на нашу древнюю иранскую культуру.

Он выразил оптимизм увеличением важности Азербайджана с тех пор, как он стал независимой республикой. Он сообщил мне, что все религии свободны в его стране: "Если вы, зороастрийцы, придёте ко мне с просьбой получить сураханский атеш-кадэ в качестве атеш-кадэ, я буду рад исполнить её. Если вы хотите возродить Девичью Башню как атеш-кадэ, я буду рад помочь вам".

В этой стране родился известный поэт Низами. Местом его рождения является древний город Гянджа, называемый сегодня Елизаветполем, и который расположен между Тифлисом и Баку. В годовщину смерти поэта я написал статью о нём. Он пересказал историю Хосрова Парвиза в красивых стихах на персидском языке.

Сегодня я покидаю Азербайджан, который связан с нашей святой религией и упоминание названия которого, а также берега Вуракашского (Каспийского) моря, наполняют мое сердце сладостью. Столовая в моей гостинице находится не на первом, а на пятом этаже. Здесь, в мягких лучах солнца, совершая утренние молитвы (хаван гах), я пристально наблюдал за берегами Вуракашского (Каспийского) моря, и оно вдохновило у меня множество хороших мыслей. Я завершу эти строки, сказав несколько слов о "куринской" рыбе из Вуракашского (Каспийского) моря.

Так выглядит Девичья Башня в наши дни:



Рыба "Кур махи"

В наших летописях упоминается рыба, называемая "кур махи". Место обитания этой рыбы - Вуракашское (Каспийское) море. Об этой рыбе в "Бехрам Яшт" (пар. 29) сказано, как Бехрам Язад даровал Заратустре способность видеть очень маленькие вещи, подобно одной рыбе - "кур махи":

"Ahmaai dathat Verethregano Ahuradhaato... Aomcha sukem yim baraity karo masyo".

Происхождение этой рыбы связывается с рекой Рангаа, где сказано, что рыба способна видеть даже корень и кончик крошечного волоска: "Yo Ranghahyaao... vareso stawanghem aapo urwaesem maarayaete". Эта рыба изобилует в Каспийском море; проф. Джексон утверждает, что образец этой рыбы хранится в Кавказском музее в Тифлисе. Эта рыба называется "осётр", а её зоологическое имя - "Acipenser huso".
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Фарнабаг



Зарегистрирован: 11.01.2004
Сообщения: 483

СообщениеДобавлено: Чт Июл 01, 2004 8:14 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Очень интересно, спасибо.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Bahman



Зарегистрирован: 19.11.2003
Сообщения: 996

СообщениеДобавлено: Пт Июл 02, 2004 4:38 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Только зря приснопамятный уважаемый Моди поминает добрым словом Низами. Хоть этот поэт и сочинял поэмы о домусульманских героях ?рана, он по любому поводу поносит ту древнюю зороастрийскую веру этих героев и вообще многие домусульманские традиции. А моему поганому румийскому (македонскому) тезке в ?сканадар-наме он прямо ставит в заслугу разрушение храмов огня и признает его так сказать "протомусульманином" - тот в его поэме совершает "хадж" к Каабе.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Farroukh



Зарегистрирован: 25.12.2002
Сообщения: 356

СообщениеДобавлено: Пт Июл 02, 2004 8:30 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

?скандар, бро, Моди намекал на совсем другое. В одной из поэм (не помню название) Низами описывал башню неверных, где огню поклонялись сто эрбадов. Низами был мусульманином, поэтому его реакция была соответствующей.

Very Happy Very Happy Не обижай Низами, а то я возьмусь за Омара Хаяма Very Happy Very Happy (конец флуда).

Огромное спасибо Джамшиду Джамшидовичу, по инициативе которого эта книга из личной библиоткеи мобеда Дастура была отсканирована и переведена на английский.

Сепас, бро!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Ahum-Darsh



Зарегистрирован: 23.01.2003
Сообщения: 506

СообщениеДобавлено: Пт Июл 02, 2004 11:07 am    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

Дорогой Farroukh! *) А что не так с Хаямом-то? ')
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Farroukh



Зарегистрирован: 25.12.2002
Сообщения: 356

СообщениеДобавлено: Пт Июл 02, 2004 7:17 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

С Хаямом полный порядок, это я так, в отместку ?скандару Very Happy
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Jamshid
Динъяр


Зарегистрирован: 25.12.2002
Сообщения: 1448
Откуда: Минск, Беларусь

СообщениеДобавлено: Пт Июл 02, 2004 10:24 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

QUOTE(Farroukh @ 02.07.2004, 12:30)
Огромное спасибо Джамшиду Джамшидовичу, по инициативе которого эта книга из личной библиоткеи мобеда Дастура была отсканирована и переведена на английский.

Моя роль здесь более чем скромная. Спасибо следует сказать прежде всего моему учителю, Эрваду, очень хорошему другу и прекрасному человеку Соли Дастуру, который принял активное участие в поиске и переводе фрагмента книги; его племяннику Зариру Дарбари из Мумбаи, который запросил помощь в поиске книги у Дастуров Мумбаи и отсканировал нужный материал; Дастурджи д-ру Пешотану Мирза, первосвященнику Удвады, который обратился к Вада Дастурджи Джамаспу Аса, и особенно Вада Дастурджи, который предоставил книгу в наше распоряжение.

Хамазор бим!
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение Посетить сайт автора
Farroukh



Зарегистрирован: 25.12.2002
Сообщения: 356

СообщениеДобавлено: Пн Июл 05, 2004 12:45 pm    Заголовок сообщения: Ответить с цитатой

QUOTE(Jamshid @ 03.07.2004, 01:24)
Моя роль здесь более чем скромная. Спасибо следует сказать прежде всего моему учителю, Эрваду, очень хорошему другу и прекрасному человеку Соли Дастуру, который принял активное участие в поиске и переводе фрагмента книги; его племяннику Зариру Дарбари из Мумбаи, который запросил помощь в поиске книги у Дастуров Мумбаи и отсканировал нужный материал; Дастурджи д-ру Пешотану Мирза, первосвященнику Удвады, который обратился к Вада Дастурджи Джамаспу Аса, и особенно Вада Дастурджи, который предоставил книгу в наше распоряжение.

Хамазор бим!

Знаю, Джамшид, знаю. Но не будь твоих усилий, книга не дошла бы до меня.
Вернуться к началу
Посмотреть профиль Отправить личное сообщение
Показать сообщения:   
Этот форум закрыт, вы не можете писать новые сообщения и редактировать старые.   Эта тема закрыта, вы не можете писать ответы и редактировать сообщения.    Список форумов Благоверие -> ?стория Часовой пояс: GMT
Страница 1 из 1

 
Перейти:  
Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете голосовать в опросах


Powered by phpBB © 2001, 2005 phpBB Group
Русская поддержка phpBB
Разработчик сайта: Fractalla Design контакты  |  карта сайта