Мне кажется, религию древних армян надо искать именно там, в Фригии, в ее памятниках.
Это все интересно, но в рамках хетто-лувийской преемственности, при этом о хеттах мы имеем только письма египтянам, подтверждающие их существование, а о лувийцах пригоршню артефактов . Так что остается теория греков о тождественности фригийцев, мезийцев, анатолийцев и фракийцев - которая не подтверждена археологически .
Хотелось бы узнать информацию "из первых рук" относительно статьи некоего В.Шнирельмана о возрождающихся языческих культах в республиках бывшего СССР, в том числе и в Армении ("Неоязычество на просторах Евразии"). Так ли все обстоит на самом деле, как это описывает Шнирельман? ?зобретение религии
Ну, что я могу сказать? Шнирельман знает факты, но то, как он ими крутит – вот в этом и весь трюк. Он вывернул все наизнанку. В своей статье Шнирельман великодушно затронул традиционные верования многих народов. Я скромно остановлюсь на армянской вере.
Основная ошибка Шнирельмана и ему подобных заключается в том, что они пытаются представить "язычество" (термин весьма условный!) как нечто, высосанное из пальца с определенными политическими, националистическими и другими конъюнктурными целями. Разумеется, любая вера или религия поддается влиянию светских идей – в этом Шнирельман америк не открывает. Но ему не следовало выпячивать факты и коверкать идеи.
Теперь по существу. Вот Шнирельман пишет, что "у армян неоязычество возникло в 1930-е гг". Во-первых, а как насчет целой плеяды западноармянских писателей – Шант, Сиаманто, Варужан и др. – которые еще в 19-ом веке воспевали армянских богов? Как насчет художников, в частности Суренянца, писавших картины праотца Айка (родоначальник армян) и Ара Прекрасного? Незнание этих фактов не должно давать Шнирельману основание так уж смело датировать "возникновение неоязычества". ? во-вторых, "язычество" само по себе никогда и не исчезало из армянской среды. Когда буря, армяне говорят "цовян играет"; "цовян" (буквально "морская") - это эпитет богини Нарины или Цовинар (сравните с лат. "marina", русск. "море"). Мог бы привести множество примеров осознанного и неосознанного "язычества" среди армян. Так что традиционная вера никогда не исчезала полностью, а потому и не стоит связывать интерес к ней только с политическими мотивами.
Теперь хотелось бы разобраться с терминологией. Термин "неоязычество" искажает суть явления с двух точек зрения. Во-первых, сам термин язычество – это оскорбительная характеристика, наполненная христианской ненавистью к традиционной вере народов. Во-вторых, "НЕО-язычеством", возможно, (!) могут называться новоиспеченные религии, не имеющие реальных корней (не хочу называть поименно, дабы не обидеть кого-нибудь), но уж точно не вера, имеющая за собой тысячи лет истории.
Теперь о Гарегине Нжде. Шнирельман по своему обыкновению вырвал из контекста историю о Нжде и очернил его, исходя из своих узкоэтнических интересов. Когда в Германском рейхе арийский расизм становился основой внешней политики, турки – которые в двух мировых войнах были на стороне немцев, но которым всегда удавалось выйти сухими из воды – забрасывали фашистов своими "учеными"-эмиссарами. Цель их была доказать немцам, что армяне не арийцы (видимо, в отличие от самих турков), что армяне – это генетический хлам, и что, соответственно, надо довершить их политику геноцида и истребить всех армян с лица земли. ?м это удалось; ограниченные в своем понимании немцы причислили армян к такому же хламу, как и евреев, славян и многих других. На границах СССР возле Армении стояли турецкие дивизии, готовые перейти границу и окончательно "решить" армянский вопрос. Об этом узнает Нжде. Он едет в Берлин, после долгих просьб, встречается с немецким руководством и доказывает, что армяне самые что ни есть арийцы. А как иначе мог он защитить свой народ перед явными расистами, которых не возьмешь обычными призывами к человечности и благоразумию? Немцы, вняв доводам Нжде (куда более правдоподобным, чем турецкий бред), великодушно подтвердили арийское происхождение армян. Таким образом, Нжде хоть как-то попытался обезопасить армянский народ перед лицом возможного последнего геноцида. Шнирельману, с его однобокостью "доктора наук" не понять всех этих тонкостей жизни.
Хотел бы особо подчеркнуть, что ни разу, ни в одном своем произведении Нжде не говорил о каком бы то ни было превосходстве армян над другими, о расизме или "чистоте крови". Да, он был националистом, но это лишь защитный национализм маленького народа, пережившего весь ужас геноцида и потери 90% исторической Родины, и стоящего на грани полного истребления. Для полноты картины добавлю, что Нжде – бывший русский офицер, человек очень образованный (учился в России, Германии и Болгарии), и придерживавшийся прорусских взглядов. Кстати, звание генерала Нжде получил еще в Армении, и никак не был генералом вермахта – это плод фантазии Шнирельмана.
Шнирельман также пишет, что "с конца 1989 г. неоязыческое движение охватило Армению", что тоже неверно. Ничего это движение не охватывало, к моему большому сожалению. На сегодняшний день в Армении действует маленькая (человек 150-200) община Арорди – чисто религиозной организации. Арорди восстановили обряды в храме Гарни, недалеко от Еревана и издали несколько книг, к сожалению, не очень высокого качества материала. Есть в Армении и разрозненные группы "околоязыческой интеллигенции". Большинство последних пытаются скрестить курицу с вороной – "язычество" с христианством, а в результате получаются довольно забавные казусы, точно не имеющие ничего общего с армянской верой. К несчастию, большинство армян по-прежнему считают себя христианами и связывают свою идентичность именно с этой религией.
В статье Шнирельмана полно других неточностей (например, первая Армянская республика никогда не называлась "демократической", а идеи Нжде скорее политические и никак не лежат в основе армянской веры). В целом статья Шнирельмана весьма посредственная и рассчитана на обывателя, но никак не на серьезных исследователей.
К сожалению, больше никаких сведений найти не удалось. Ни сайта, ни каких-либо контактов в и-нете у них нет.
Может, если у кого есть контакты с общиной Арорди, сможет помочь в установлении связи с ними? Был бы очень благодарен.
*** Несколько слов о Шнирельмане. Сей многонеуважаемый мною господин в советское время занимался проблемой "происхождения скотоводства". После "перестройки" был приглашен в США в Международный центр им. Вудро Вильсона, где познакомился с господами У. Лакером и З. Бжезинским (кстати, рекомендую прочесть книжку Бжезинского "Великая шахматная доска", сразу станет понятно, что за идеи стоят за Шнирельманом), опосля чего побывал в ?зраиле и стал членом ?ерусалимского еврейского университета. Приехав в Москву, основал отделение сего учреждения и стал активно заниматься опоганиванием этнических Вер народов Евразии.
Кто поддерживает исследования Шнирельмана? На большинстве публикаций явно обозначены спонсоры: Фонд Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров в рамках "Програмы по глобальной безопасности и устойчивому развитию" (под мудрым руководством США, естественно). Живой отклик нашли его писания и в среде "христопоклонников-сектоедов", которые зачастую публикуют его статьи в своих сборниках и ссылаются на него.
Собственно к научной публицистике, равно как и к здравому смыслу статьи Шнирельмана не имеют отношения. Но будучи изначально нацелены на эмоциональное восприятие, с успехом используются различными кругами в качестве информационно-пропагандистского оружия, дабы опорочить Родные Веры народов Евразии (в основном, конечно, Славяно-Арийских народов).
Причины этого явления просты: цивилизация, построенная на принципах х-тианства, окончательно исчерпала себя (а США, пожалуй, наиболее яркий пример иудео-христианской цивилизации). А вот возрождающееся Родноверие имеет довольно глубокий интеграционный потенциал, вследствие чего при благоприятных условиях в рамках Евразийского континента может возникнуть мощная сверхдержава (впрочем, необязательно это будет единое государство), которая лишит США ее геостратегического примата в мире.
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах