Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Поиск
Подписка на новости
Подписка на новости

Новости сайта zoroastrism.ru, новости Русского Анджомана.


Главная \ Анджоман \ Наследие \ Россия \ Финно-угры Версия для печати

Заратуштрийские элементы в народных верованиях вепсов

Вепсы (вепся, вепсляйжед, бепслаажед, людиникад) – финно-угорский народ в России. Живут в настоящее время в восточных районах Ленинградской области, на западе Вологодской и на юго-востоке Карелии. В древних русских хрониках именовались как веся. Хотя христианизация веси началась, по-видимому, еще в X-XI вв., вплоть до XX в. сохранялось двоеверие.

 

Известно, что предки современных финно-угорских народов в древности занимали обширные территории от лесных районов Поволжья и Прикамья до Урала, где контактировали с иранцами, из-за чего в вепсской лексике представлен определённый слой ранних и поздних иранизмов: orač «самец», «кабан», «кобель» – ср. авест. varāza- «кабан», вепс. oza «счастье»» «доля» – авест. ąsa- «часть», вепс. sarv «рог» – авест. srvā- «рог», вепс. sada «сто» – авест. satəm, хотано-сакск. sata-, пехлев. sat, ново-перс. sad «сто».

 

Наряду с древнейшими иранскими заимствованиями в вепсском обнаруживаются лексические заимствования из иранского языкового источника более позднего периода: вепс. porzaz – хотано-сакск. pā’sa «свинья», курд. purs; вепс. vaza – ягноб. wása «телёнок», осет. wæs; вепс. varz «жеребенок» – осет. urs, vurs «кобыла».

 

Всё это позволяет предполагать о связях предков вепсов с иранцами, на что указывают отдельные элементы в дохристианских мировоззрениях вепсов, имеющих некоторое сходство с учением Заратуштры.

 

Как известно, основой учения Заратуштры является вера в существование Ахура-Мазды и Аримана. Ахура-Мазда – Создатель Мира, источник Добра и Света, Порядка и Истины, Ариман – Разрушитель Мира, источник Зла, Тьмы, Холода и Скверны. Достичь победы Добра в мире можно через добрые мысли, слова и дела, и почитая стихии – Воздух, Воду, Землю и особенно Огонь, как символ жизненной силы, которую Создатель вдохнул во Вселенную. После смерти душа человека три дня пребывает рядом с ним, а затем подвергается суду на мосту Чинват над огненной рекой.

 

Среди животных, созданных Ахура-Маздой особо выделялись собака и петух – благие существа, служащие человеку и способные изгонять дэвов. Взгляд собаки, согласно традиции, отпугивал трупного дэва насу, а крик петуха отпугивал дэва лени бушьясту.

 

Священнослужителями в религии Заратуштры могли быть только мужчины.

 

Сравнивая учение Заратуштры и вепсские народные верования можно отметить целый ряд сходств.  что в последних также присутствовал дуализм – вера в существование Добра во главе с богом Юмой и Зла – во главе с чёртом Лембоем. Когда Юма творил землю и живые существа, Лембой из зависти мешал ему и создавал всякую нечисть.

 

Имя бога Юмы (через прафинно-угорское название неба *ilma, juma) восходит к Йиме из заратуштрийской мифологии – первочеловеку и царю, прародителю человечества, в более позднюю эпоху именовавшемуся как Джамшед.

 

Вепсам было присуще почитание стихий, особенно Воды и Огня. Строго запрещалось как-либо осквернять воду: плевать в неё, мочиться, выливать помои, мыть грязные сапоги в «чистом» водоёме, а не в луже и т. п. Также нельзя было плевать в огонь, затаптывать его ногами и т. д. Кроме этого, огонь использовали как средство, изгоняющее зло. В конце XIX в. в с. Корвала, где свирепствовала холера, от болезни избавились, обходя деревню с горящими факелами.

 

По представлениям вепсов, посредниками между духами и людьми были колдуны – нойды. Вера в нойдов до сих пор не утрачена в вепсских деревнях. Судя по архивным материалам 1930-х гг., колдунами в вепсских деревнях были только пожилые мужчины. Это имеет сходство с заратуштрйиской традицией, где священнослужителем – мобедом – может быть только мужчина.

 

В традиционном мировоззрении вепсов значительное место занимали животные. Положительными чертами наделялся петух, глашатай наступления дня. Считалось, что крик петуха побеждает и прогоняет нечистую силу. Это нашло отражение в ритуале перехода в новый дом у вепсов на Ояти. Там было принято переселяться на новое место ночью сразу после петушиного крика, разгоняющего нечистую силу. Этот мотив довольно часто встречается в вепсских сказках: человеку угрожает опасность со стороны тёмных сил (разбойников, колдунов и т. д.) и он может спастись только в том случае, если продержится до крика петуха.

 

Образ собаки включал положительные черты. Собака была другом и защитником человека. Такое представление о животном нашло отражение в поверьях южных и капшинских вепсов. Согласно им, увидеть во сне собаку означало скорую встречу со старым другом или приобретение нового. Считалось благоприятным предзнаменованием, если навстречу путнику, вступающему в деревню, выбегала собака или раздавался ее лай. В то же время собака у вепсов считалась существом, способным изгонять разные болезни.

Комментарии   Комментарии

Новости
Все новости

Новости сообщества: Душа Сухроба Примкулова ушла к мосту Чинвад.

В 7й день Новруза 3759 г. З.Э. (день Амордад месяца Фарвардин) ушла к мосту Чинвад праведная душа нашего...

Новости сайта: проект «Наследие». Азербайджан

Бехрамшах Ноуроджи Шрофф известен как основатель парсийского оккультного движения Илм-е Хшнум. В возрасте 17 лет он стал...

Новости сайта: Заработала рассылка

Рассылка новостей подписчикам заработала


Все новости

Публикации
Все новости

Календарь на 3759 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1390 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3759 год зороастрийской эры/1390 год эры царя царей Йездигерда...

Календарь на 3757 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1388 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3757 год зороастрийской эры/1388 год эры царя царей Йездигерда...

Календарь на 3753 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1384 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3753 год зороастрийской эры/1384 год эры царя царей Йездигерда...

Гаханбары

Гаханбары (или гахамбары) – это шесть важнейших зороастрийских праздников, отмечаемых...


Все публикации

Комментарии
Все новости


Все комментарии



Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
© "Русский Анджоман". Дата публикации 01.12.08
При полном или частичном использовании ссылка обязательна.
Создание сайтастудия Fractalla Design  |  Дизайн — Avesta Design Studio
контакты  |  карта сайта