Благоверие Rambler's Top100
ruseng
Сегодня
Год 3755 Заратуштрийской Эры,
месяц Мехр, день Дей бе Азар.

08.07.3755 ЗЭ

Поиск
Подписка на новости
Подписка на новости

Новости сайта Blagoverie.org, новости Русского Анджомана.


Главная \ Анджоман \ Наследие \ Россия \ Финно-угры Версия для печати

Мир-сусне-хум и царь Дарий

Манси (меньдси, моансь) – обско-угорский народ в России, в основном проживают в Ханты-Мансийском автономном округе Тюменской области и в Свердловской области. Несмотря на то, что большинство современных манси православные, часть народа придерживается традиционной религии.

 

Известно, что предки современных обских угров контактировали с иранцами, из-за чего в обско-угорской лексике представлен определённый слой ранних и поздних иранизмов:

 

Мансийский

Авестийский

манс. sōtær «тысяча»

hazaŋræm, пехлев. и ново-перс. hazār

манс. ātær, ōtær «князь»

ahura- «господин», отсюда Ahura Mazda «Ахура Мазда» (букв. «мудрый господь»).

манс. šōræp «оленёнок»

srvā- «рог»

манс. sāt

satæm, хотано-сакск. sata-, пехлев. sat, ново-перс. sad «сто».

угор. *säptä: манс. sät «семь», «неделя»

древнеиран. *sapta/*säptä «семь», авест. hapta «семь»

 

Наряду с древнейшими иранскими заимствованиями в обско-угорских языках обнаруживаются лексические заимствования из иранского языкового источника более позднего периода: обск.-угор. *ärγε: манс. έriγ «песня» – из среднеиранского *ärγa-//arγa-, ср. осет. arğaw «сказка», согд. *ni-γrāy- «петь», «воспевать»; обск.-yrop. *ễrt «ясный»: манс. εtər «ясный» – из среднеиранского, ср. осет. ird «ясный»; обск.-угор. *watε: манс. wāt, wåt «ветер» – из иранского, ср. авест. vāta- «ветер».

 

Всё это позволяет предполагать об обширных связях предков обских угров с иранцами. По-видимому, некоторые черты традиционной обско-угорской религии сформировались под влиянием учения Заратуштры.

 

Основная черта религии Заратуштры – дуализм, предполагающий существование Добра (Ахура-Мазда) и Зла (Ариман). Для мансийской религии также был характерен дуализм – вера в существование Добра во главе с Нуми-Торумом, создавшим Вселенную, и Зла – во главе с Куль-отыром. Из-за козней Куль-отыра люди подвержены болезням.

 

Кроме этого, интересное отражение в легендах манси нашли обстоятельства вступления на престол Дария I, царя державы Ахеменидов, созданной в середине VI в. до н. э. У античных авторов сохранился рассказ о том, как Дарий I получил права на престол. Семь претендентов на трон на заре должны были верхом выехать в условленное место у царского дворца, и тот, чей конь заржёт первым при восходе солнца, получит верховную власть.

 

Барельеф с изображением Дария I Ахеменида

 

Согласно легенде манси, царили как-то на земле смута и вражда. Спустился Нуми-торум с неба и сказал своим семи сыновьям: тот из вас будет старшим над людьми и своими братьями, кто завтра на рассвете первым приедет к моему дворцу и привяжет своего коня к серебряному столбу. Раньше всех приехал Мир-сусне-хум, младший из семи братьев, и с восходом солнца привязал коня к серебряному столбу. Так стал он повелителем земли. И стали жить люди в благополучии и богатстве под покровительством Мир-сусне-хума («за людьми смотрящего человека»).

 

Эта легенда была записана у манси в XIX в. путешественником и этнографом Н. Л. Гондатти. Невольно возникают аналогии между Дарием I и Мир-сусне-хумом. Нет сомнений, что обе легенды связаны друг с другом. Если обычай избрания царя с помощью коня хорошо известен по религиозной и эпической традиции персов, то у предков манси вряд ли могла самостоятельно возникнуть подобная практика избрания на царство – угорские племена познакомились с коневодством в результате контактов с иранцами. Поэтому есть все основания полагать, что мансийская версия легенды об избрании царя имеет прямую связь с легендой о царе Дарии I. В образе самого Мир-сусне-хума просматривается сходство с язатом Митрой («Озирающим всю землю»).

 

С XVII в. среди манси начинает распространяться православие. Носители традиционной мансийской религии так и не сформировали централизованной религиозной системы и священных книг, без чего невозможно сохраниться в той или иной степени в условиях внешнего давления других религий. Традиционная религия стала постепенно забываться.

 

В отличие от народных религий – культов сугубо этнических, учение Ашо Заратуштры  смогло сформировать религиозную систему и сохраниться в течение более чем 3700 лет даже во враждебном окружении и стать религией, открытой для любого, кто желает её принять.

Комментарии   Комментарии

Новости
Все новости

Седре Пуши в Баку

В день Азар месяца Хордад (28.05.2017) в Баку при сотрудничестве с анджоманом "Бозорг Базгашт" была проведена церемония...

Объявление: Седре Пуши в Минске

Дорогие друзья! Напоминаем о церемонии Седре-Пуши, которая намечается на конец марта в Минске. Свяжитесь по указанной электронной...

В Азербайджане восстановлен высочайший в мире храм огня

В VII веке в Азербайджан вторглась армия арабского халифата. Атешгяхи (храмы огня) пришли в упадок, но их естественные огни...


Все новости

Публикации
Все новости

Календарь на 3753 год от провозглашения Веры Заратуштры / 1384 год от Йездигерда

Календарь фасли на 3753 год зороастрийской эры/1384 год эры царя царей Йездигерда...

Гаханбары

Гаханбары (или гахамбары) – это шесть важнейших зороастрийских праздников, отмечаемых...

Молитва в Благой Вере

Согласно учению Праведного Заратуштры, почитатель Мазды возлагает на себя обязанность...

Адреса анджоманов и аташкаде Ирана

Здесь собрана контактная информация по анджоманам и храмам огня Ирана, сгруппированная...


Все публикации

Комментарии
Все новости


Все комментарии




Rambler's Top100 Рейтинг@Mail.ru
© "Русский Анджоман". Дата публикации 28.12.08
При полном или частичном использовании ссылка обязательна.
Создание сайтастудия Fractalla Design  |  Дизайн — Avesta Design Studio
контакты  |  карта сайта